Судья Гусихин Н.Я. к делу N 12-1901/2016
РЕШЕНИЕ
9 июня 2016 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Цехомская Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО1 на решение судьи Крымского районного суда от 3 февраля 2016 г.,
установила:
постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО1 от 1 декабря 2015 г. N 15-068/ЛПХ/4 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Крымского районного суда от 3 февраля 2016 г. постановление юрисдикционного органа отменено, производство по делу перекрашено в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО1 просит решение судьи отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов судьи обстоятельствам дела, отсутствие оснований для прекращения производства по делу.
Заслушав представителей департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на основании доверенностей ФИО3 и ФИО4, настаивавших на удовлетворении жалобы, ФИО2, полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей оснований усмотрел основания для отмены судебного решения.
В силу Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 г. N 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» (далее по тексту Закон N 721-КЗ) в целях реализации государственной политики в области развития сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае могут предусматриваться различные меры, в том числе по обеспечению финансовой поддержки личных подсобных хозяйств.
В соответствии с пунктом 8.1 части 1 статьи 8 Закона N 721-КЗ в целях развития личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета финансовые меры государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств оказываются, в том числе, путем предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края для осуществления органами местного самоуправления субсидирования затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта.
Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления физическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации законов Краснодарского края от 7 июня 2004 г. N 721-КЗ, а также от 28 января 2009 г. N 1690-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае» постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 ноября 2012 г. N 1343 утверждена ведомственная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края на 2013-2015 годы» (далее по тексту Программа).
В соответствии с Программой предусмотрено предоставление субвенций органом местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае в части предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 апреля 2013 г. N 431 «О порядке расходования местными бюджетами субвенций из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае» администрацией муниципального образования Крымский район постановлением N 741 от 27 мая 2013 г. утвержден «Порядок предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования Крымский район» (далее по тексту Порядок).
В соответствии с пунктами 6, 6.2, 6.2.6 раздела 2 «Виды и ставки субсидий» Порядка гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство предоставление субсидий осуществляется на возмещение части затрат понесенных на строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта с 1 июля 2012 г. Субсидии предоставляются по завершению монтажа при условии заключения соглашения между органом местного самоуправления и получателем субсидии об их эксплуатации в течение не менее 5 лет.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края на 2013-2015 годы» и раздела 3 Порядка лицо, ведущее личное подсобное хозяйство ФИО2 17 сентября 2013 г. обратился в администрацию муниципального образования Крымский район с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, понесенных на строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта.
В соответствии с приложением N 4 к Порядку 16 сентября 2013 г. комиссией поселения проведено обследование теплиц, результаты которого отражены в акте обследования, утвержденного главой Южного сельского поселения. Согласно акту обследования теплицы расположены на земельном участке по адресу: <...> их общая зафиксирована в размере <...> кв.м.
Затраты на строительство согласно справке-расчету ФИО2 составили <...> рублей.
18 сентября 2013 г. между администрацией муниципального образования Крымский район и ФИО2 заключено соглашение об эксплуатации теплиц, подлежащих субсидированию N 107. Предметом соглашения предусмотрено, что администрация муниципального образования Крымский район предоставляет ФИО2 субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта, а ФИО2 (получатель субсидии) обязуется обеспечить эксплуатацию теплиц в течение не менее 5 лет.
23 сентября 2013 г. платежным поручением N 7372 ФИО2 была перечислена субсидия на возмещение стоимости строительства теплиц в размере <...> рублей.
30 октября 2015 г. в рамках проведения проверки комиссия администрации Крымского района произвела осмотр теплиц, которым установлено, что площадь просубсидированных теплиц составляет <...> кв.м., что на <...> кв.м. меньше, чем указано в акте обследования теплиц, представленных к субсидированию.
В связи с тем, что средства краевого бюджета в размере <...> рублей на возмещение расходов понесенных на строительство теплиц были предоставлены ФИО2 из расчета определенной площади теплиц (<...> кв.м.), то обязанность по эксплуатации теплиц в течение не менее 5 лет возникает у получателя субсидии в отношении такой же площади, т.е. <...> кв.м.
Документы, подтверждающие обоснованность изменения площади просубсидированных теплиц в сторону уменьшения на <...> кв.м. (<...> не предоставлены.
Таким образом, по мнению департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО2 нарушил пункт 1.3 соглашения N 107 от 18 сентября 2013 г., а также положения 6.2.6 Порядка, предусматривающие обязанность получателя субсидии обеспечить эксплуатацию теплиц не менее 5 лет со дня получения субсидий, то есть до 23 сентября 2018 г.
Согласно пункту 4.2 соглашения в случае прекращения эксплуатации теплицы получателем в течение 5 лет со дня заключения соглашения получателем производится возврат полученных субсидий в доход бюджета Краснодарского края.
Нарушение физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления в соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ образует состав административного правонарушения.
ФИО2 нарушил установленные условия предоставления субсидии на возмещение части затрат, понесенных на строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта. Будучи ознакомленным с условиями оказания финансовой поддержки, ФИО2 допустил их нарушение, в связи с чем, в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Правовая обязанность ФИО2, являющегося получателем субсидии, вытекает из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а соответственно, установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения обязанностей при предоставлении бюджетных средств в форме субсидии.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В опровержение выводов судьи районного суда, доводы юрисдикционного органа о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, фотоматериалом, объяснениями ФИО2 и другими материалами дела.
В частности на фотографиях засвидетельствован факт измерения специалистами управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Крымский район теплицы, принадлежащей ФИО2 Результаты обследования подтверждают уменьшение площади теплицы на момент проверки.
Согласно объяснениям ФИО2 от 30 октября 2015 г. весной 2015 г. в результате сильного ветра теплицы были частично разрушены. По факту разрушения в администрацию Южного сельского поселения не обращался. На момент проверки 30 октября 2015 г. общая площадь теплиц составляет <...> кв.м.
При этом, доказательств наступления указанных обстоятельств, равно как и принятия мер по восстановлению эксплуатации теплиц ФИО2 не предъявлено.
Как следует из решения, основываясь на показаниях свидетелей ФИО5 и ФИО6, судья посчитал установленным тот факт, что по состоянию на 30 октября 2015 г. площадь теплицы составляла <...> кв.м.
Согласно пункту 3.14 «Свода правил Теплицы и парники», утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 30 июня 2012 г. N 271 теплицей является отапливаемое сооружение защищенного грунта со светопрозрачным покрытием, предназначенное для выращивания рассады, овощей и цветов, с уходом за ними внутри сооружения.
Субсидия предоставлялась на возмещение понесенных расходов на строительство теплицы защищенного грунта, то оценке (обследованию) подлежат только сооружения, соответствующие вышеуказанным требованиям.
На фотографиях видно, что к эксплуатируемым теплицам (обмер которых производился) примыкают деревянные балки, указывающие на то, что ведется строительство сооружений.
Однако на данных деревянных балках отсутствует светопрозрачное покрытие; внутри установленных балок на земле растет трава, т.е. нет доказательств эксплуатации теплицы для выращивания овощей.
Аналогичные доводы приводились департаментом в отзыве на жалобу ФИО2, однако судья не принял их во внимание.
Размеры новой теплицы (зафиксированные 22 декабря 2015 г.), вдвое превосходящей по площади раннее просубсидированную, сами по себе не означают отсутствие в действиях ФИО2 на момент проведения осмотра состава административного правонарушения, тогда как последующие устранение допущенных нарушений не освобождает лицо от наступления ответственности, что оставлено судьей без внимания.
Как предусмотрено статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В статье 26.11 КоАП РФ указано, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные требования действующего административного законодательства проигнорированы судьей первой инстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей не соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, решение судьи подлежит отмене, а дело – направлению судье на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и постановить законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьей 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
жалобу заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Крымского районного суда от 3 февраля 2016 г.. отменить.
Дело возвратить судье на новое рассмотрение.
Судья краевого суда: