ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-190/18 от 16.08.2018 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес> 16 августа 2018 года

Судья Тосненского городского суда <адрес>ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Тосненский телекоммуникационный центр» (ООО «ТТЦ») ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.34 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТТЦ» привлечено к административной ответственности по статье 13.34 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Из постановления следует, что ООО «ТТЦ» ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 02 минуты по адресу: <адрес>, в нарушение п. 5 лицензионных условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание телематических услуг связи, пунктов 1, 5 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ "О связи", пп. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007г. , не осуществило ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, размещенной на сайтах:

http://news.bigmir.net/world/949562--O--putinskaja-svin-ja---IG-obratilos--k-prezident-RF

http://www.chas.cv.ua/16187-praviy-sektor-bukovini.html

http://komitetns.org.

В жалобе генерального директора ООО «ТТЦ» ФИО1 содержится просьба об отмене данного постановления, вынесении нового решения о невиновности общества. В жалобе заявитель указывает, что доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, не был ограничен по причинам, независящим от ООО «ТТЦ».

В судебном заседании генеральный директор ООО «ТТЦ» ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Пояснил, что после получения письма Управления Роскомнадзора по СЗФО обществом проведено служебное расследование по факту отсутствия ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Согласно служебной записке главного инженера ООО «ТТЦ», Роскомнадзор в формате выгружаемых данных допустил грубую ошибку, которая является критической и блокирует загрузку данных в системы ограничения доступа к информационным ресурсам далее точки ее появления в файле выгрузки, вследствие чего полная блокировка всех сайтов, адресов, доменов и страниц в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оказалось технически неосуществимым. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении в Управлении Роскомнадзора по СЗФО был извещен, в назначенное время на составление протокола не явился, так считал, что позиция административного органа в любом случае останется неизменной. О времени и месте рассмотрения дела мировым судьей был извещен, на рассмотрение дела не явился по семейным обстоятельствам.

Допрошенная в судебном заседании ведущий специалист-эксперт Управления Роскомнадзора по СЗФО ФИО2 показала, что Управление Роскомнадзора по СЗФО не обладает информацией о записях и их содержании, вносимых в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поскольку это относится к полномочиям Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009г. . Вместе с тем, в Управление Роскомнадзора по СЗФО не поступали сообщения от операторов связи, зарегистрированных и оказывающих телематические услуги связи на подконтрольной территории, о некорректно сформированной выгрузке и сбоях в ограничении доступа к запрещенным ресурсам на своих сетях связи с 19 по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам мониторинга АС «Ревизор» ограничения доступа к запрещенным ресурсам операторами связи в СЗФО в период с 19 по ДД.ММ.ГГГГ в Управление из филиала ФГУП «ГРЧЦ» в СЗФО поступили на рассмотрение акты мониторинга с выявленными признаками нарушения ст.13.34 КоАП РФ в отношении лишь шести операторов связи, что составляет 2,2% от общего количества операторов связи, осуществляющих оказание телематических услуг связи (всего 271 оператор связи). ООО «ТТЦ» не явилось на составление протокола об административном правонарушении, а также на рассмотрение дела в суде, не представило соответствующих объяснений при наличии такой возможности. Считала, что служебная записка работника общества, заинтересованного в исходе дела, не может являться достаточным доказательством наличия ошибок в выгрузке Единого реестра.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав генерального директора ООО «ТТЦ» ФИО1, допросив ведущего специалиста-эксперта Управления Роскомнадзора по СЗФО ФИО2, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 13.34 КоАП РФ наступает за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно п. 12 ст. 2 Закона № 126-ФЗ оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

В силу п. 5 ст. 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных ст.ст. 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).

Указанный Реестр ведется в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1101 (далее - Правила реестра).

В соответствии с п. 13 Правил реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети Интернет и возобновить доступ к сайтам в сети Интернет в случае исключения сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, из Реестра.

Аналогичные положения закреплены в ч. 10 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 575 утверждены Правила оказания телематических услуг связи, в соответствии с подп. "а" п. 26 которых оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 04 часов 00 минут 35 секунд по 09 часов 02 минуты 39 секунды по местному времени (<адрес>) оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", - ООО «ТТЦ», находящееся по адресу: <адрес>, не исполнило обязанность по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Так, в ходе мониторинга выполнения оператором связи требований по ограничению доступа к ресурсам сети Интернет, доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен, проведенного филиалом ФГУП «ГРЧЦ» в СЗФО посредством технического средства контроля (агента), установленного на сетях связи ООО «ТТЦ», выявлено, что не ограничен доступ к следующим ресурсам в сети Интернет:

http://news.bigmir.net/world/949562--O--putinskaja-svin-ja---IG-obratilos--k-prezident-RF

http://www.chas.cv.ua/16187-praviy-sektor-bukovini.html

http://komitetns.org., которые внесены в Реестр ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 07 мин. 59 сек., ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 41 мин. 36 сек., ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 49 мин. 17 сек. соответственно.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № АП-78/6/1508 от 17.05.2018г., лицензией ООО «ТТЦ» от 28.10.2013г. на оказание телематических услуг связи на срок до 28.10.2018г., приложением к лицензии (Лицензионные требования), актом мониторинга от 23.04.2018г., протоколом мониторинга от 23.04.2018г., архивом скриншотов запрещенных ресурсов сети «Интернет»: http://news.bigmir.net/world/949562--O--putinskaja-svin-ja---IG-obratilos--k-prezident-RF; http://www.chas.cv.ua/16187-praviy-sektor-bukovini.html; http://komitetns.org.; архивом файлов, содержащих метод http запроса, код ответа, заголовки серверов и информацию о перенаправлениях (редиректах) запрещенных ресурсов сети «Интернет»; архивом файлов, содержащих html-коды запрещенных ресурсов сети «Интернет»; актом установки-передачи Агента (аппаратного модуля «Агент Ревизор») от ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ООО «ТТЦ» к договору от 16.06.2017г., копией сертификата соответствия оборудования "Аппаратно-программный Агент АС "Ревизор", другими доказательствами, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых мировой судья пришел к выводу о виновности ООО «ТТЦ» в совершении инкриминируемого ему правонарушения, оснований не имеется. Доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, обоснованно признаны допустимыми и достоверными, а в совокупности – достаточными для признания ООО «ТТЦ» виновным в совершении административного правонарушения.

Бездействие ООО «ТТЦ», не осуществившего ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, правильно квалифицировано по ст.13.34 КоАП РФ.

Оснований сомневаться в выводах мирового судьи не имеется. Неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, по делу не установлены. Вопреки доводам жалобы, задачи, предусмотренные ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела мировым судьей выполнены.

Доводы жалобы об ошибке, допущенной Роскомнадзором в формате выгружаемых данных, что сделало технически невозможным блокировку сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, нельзя признать состоятельной, она объективно ничем не подтверждена и опровергается совокупностью материалов дела. При этом суд учитывает, что в Управление Роскомнадзора по СЗФО не поступали сообщения от операторов связи, зарегистрированных и оказывающих телематические услуги связи на подконтрольной территории, о некорректно сформированной выгрузке и сбоях в ограничении доступа к запрещенным ресурсам на своих сетях связи с 19 по ДД.ММ.ГГГГ. Также суд учитывает, что с соответствующей претензией в Управление Роскомнадзора по СЗФО, Роскомнадзор, ООО «ТТЦ» также не обращалось, версию о допущенной Роскомнадзором технической ошибке в формате выгружаемых данных изложило лишь в суде апелляционной инстанции, ранее на это не ссылалось, хотя имело такую возможность. Ссылка на служебную записку главного инженера ООО «ТТЦ» не может быть принята во внимание, поскольку главный инженер общества, в силу служебного положения, безусловно, является лицом, заинтересованным в благополучном для общества исходе настоящего дела.

Таким образом, доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств, установленных мировым судьей при рассмотрении дела, не опровергают наличие в бездействии ООО «ТТЦ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.34 КоАП РФ, основания для переоценки установленных по делу обстоятельств, отсутствуют.

Административное наказание в рамках ст.13.34 КоАП РФ назначено минимальное.

Нарушений норм процессуального и материального права, позволяющих рассматривать постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тосненский телекоммуникационный центр», оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Тосненский телекоммуникационный центр» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в порядке надзора в Ленинградский областной суд.

Судья ФИО3