ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-190/2017 от 02.08.2017 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

Дело №12-190/2017

РЕШЕНИЕ

г. Темрюк 02 августа 2017 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Метёлкин Евгений Владимирович,

рассмотрев жалобу представителя АО «ЦС «Звёздочка» Белоконского А.Н. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Кулиш Е.М. / от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Акционерного общества «Центр судоремонта «Звёздочка» (АО «ЦС «Звёздочка»), юридический адрес: 164500, <адрес>, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Темрюкский райсуд для рассмотрения по существу поступила жалоба представителя АО «ЦС «Звёздочка» Белоконского А.Н. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Кулиш Е.М. /ПР/2017 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым АО «ЦС «Звёздочка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

В своей жалобе представитель АО «ЦС «Звёздочка» Белоконский А.Н. просит отменить постановление /ПР/2017 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ<адрес> службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) была проведена плановая выездная проверка АО «ЦС «Звездочка», по результатам которой составлен акт проверки Черноморско-Азовскою морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования юридического лица от 20.06.2017г. /ПР/2017. В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером , на котором расположена производственная база ГФ «5 СРЗ» АО «ЦС «Звёздочка» в морском порту Темрюк, не оборудован сооружениями и системами для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения, не оборудован ливневой канализацией - сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приёмники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. Неорганизованный сброс сточных вод с земельного участка, на котором расположена производственная база ГФ «5 С РЗ» АО «ЦС «Звёздочка» в морском порту Темрюк, осуществляется в водный объект (Азовское море). С вынесенным Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГг. он не согласен по следующим основаниям. Головной филиала «5 судоремонтный завод» вошёл в состав АО «ЦС «Звёздочка» в 2008г. на основании Указа Президента РФ в ходе реорганизации в форме присоединения ФГУП «5 судоремонтный завод» к ФГУП «ЦС «Звёздочка». На момент присоединения ФГУП «5 судоремонтный завод» на земельном участке с кадастровым номером принадлежавшем данному предприятию на праве бессрочного (постоянного) пользования, не имелось никаких причальных сооружений, не были оборудованы сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения, не была оборудована ливневая канализация и сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в приёмники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. Основной целью присоединения ФГУП «5 СРЗ» к ФГУП «ЦС «Звёздочка» было развертывание базы для выполнения работ в сфере государственного оборонного заказа для ремонта и технического обслуживания кораблей и судов Черноморского флота. Приказом Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГг. утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектных материалов «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей на головном филиале «5 судоремонтный завод». Согласно выводам экологической экспертизы проектная документация по материалам «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей на головном филиале «5 Судоремонтный завод» по объёму и содержанию соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством РФ. ДД.ММ.ГГГГг. получено Положительное заключение Государственной экспертизы по объекту капитального строительства «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей на головном филиале - «5 судоремонтный завод». ДД.ММ.ГГГГ<адрес> бассейновым водным управлением принято Решение о предоставлении АО «ЦС «Звёздочка» Головной филиал «5 СРЗ» водного объекта - акватории Азовского моря (Темрюкский залив, затон Чирчик) в пользование с целью строительства гидротехнических сооружений. ДД.ММ.ГГГГг. было получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» /ГГЭ-8912/03 (№ в реестре 00) по указанному проекту. В 2015г. было получено Разрешение па строительство гидротехнических сооружений по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей на Головном филиале «5 Судоремонтный завод». В проекте предусмотрен полный перечень требований по охране окружающей природной среды. Вместе с тем, собственных средств у АО «ЦС «Звёздочка» для реализации проекта реконструкции и технического перевооружения головного филиала «5 судоремонтный завод» не имеется. Изначально исполнение указанного проекта должно было осуществляться по государственной программе по развитию государственного оборонного заказа. В силу объективных причин в полном объёме финансирование реконструкции производственной базы головного филиала «5 СРЗ» в программы Правительства РФ по обеспечению государственного оборонного заказа заложено не было. Были профинансированы работы по устройству причальной стенки, дноуглубление для постановки дока, приобретение дока и плавмастерской - для начала исполнения государственного оборонного заказа. С 2012 г. на головном филиале «5 СРЗ» проводятся работы по ремонту и техническому обслуживанию кораблей Новороссийской военно-морской базы. Финансирование работ по государственному оборонному заказу основано на государственном регулировании стоимости работ, услуг, выполняемых по ГОЗ, ограничивающем размер финансовой рентабельности. В связи с этим ГФ «5 СРЗ» фактически не имеет собственных источников доходов, и взыскание штрафных санкций в размере 500 000 руб. повлечёт существенное ухудшение финансового состояния ГФ «5 СРЗ», что затруднит проведение текущих расчётов и выплату заработной платы работникам. В соответствии с п. 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от пего меры по их соблюдению. В силу вышеизложенного, АО «ЦС «Звёздочка» не имело возможности оборудовать сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.

Представитель АО «ЦС «Звёздочка» Белоконский А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал жалобу и доводы, изложенные в жалобе. Суду он пояснил, что в случае, если суд не усмотрит основания для прекращения производства по делу, просил применить положение ст.4.1 КоАП РФ и назначить наказание менее минимального наказания.

Представитель Темрюкского отдела по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Кулиш Е.М. в судебном заседании с жалобой не согласился, пояснив, что при вынесении административного наказания АО «ЦС «Звёздочка» он назначил минимальное наказание в виде штрафа.

Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, что имеются основания для изменения постановления по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Кулиш Е.М. /ПР/2017 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, АО «ЦС «Звёздочка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей за нарушение требований ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ.

Судья считает, что вина АО «ЦС «Звёздочка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, подтверждается письменными доказательствами: актом проверки Черноморско-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования юридического лица от 20.06.2017г. /ПР/2017, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых в 11 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения Черноморско-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером , на котором расположена производственная база ГФ «5 СРЗ» АО «ЦС «Звёздочка» в морском порту Темрюк, не оборудован сооружениями и системами для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения, не оборудован ливневой канализацией - сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; неорганизованный сброс сточных вод с земельного участка, на котором расположена производственная база ГФ «5 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» в морском порту Темрюк, осуществляется в водный объект (Азовское море).

В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч.1 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Таким образом, ГФ «5 СРЗ» АО «ЦС «Звёздочка» при осуществлении хозяйственной деятельности нарушаются требования водного законодательства РФ в части не оборудования территории, расположенной в границах водоохраной зоны Азовского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Согласно пунктов 6.3 и 6.4 Устава АО «ЦС «Звёздочка», утвержденного общим собранием акционеров (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Филиалы и представительства Общества осуществляют свою деятельность от имени Общества; Общество несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств.

При таких обстоятельствах, в действиях АО «ЦС «Звёздочка» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ – невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судьей при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не установлено.

Санкция ч.1 ст.8.45 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении наказания должностным лицом учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица - АО «ЦС «Звёздочка», отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Однако, федеральным законом от 31.12.2014г. №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» было реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014г. -П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: «При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса» (Постановление Верховного Суда РФ от 13.03.2015г. -АД14-8015 по делу №А53-3064/2014).

Судья считает, что АО «ЦС «Звёздочка» необходимо назначить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей, в размере 250 000 рублей, учитывая обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, принятие юридическим лицом мер по устранению административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Изменить постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Кулиш Е.М. /ПР/2017 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Акционерного общества «Центр судоремонта «Звёздочка» (АО «ЦС «Звёздочка») в части размера назначенного административного наказания, назначить АО «ЦС «Звёздочка» административное наказание по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.В. Метёлкин