18RS0№-30
судья Мосалева О.В. Дело №
Решение
Судья Верховного суда Удмуртской Республики Соловьев В.А., с участием ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> Республики 22 июня 2022 года жалобу ФИО1 на постановление судьи Сарапульского городского суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением судьи Сарапульского городского суда УР от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей, с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием до исполнения постановления в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> УР.
В жалобе, поданной в Верховный суд Удмуртской Республики, ФИО1 просит исключить дополнительное наказание, в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал, просил восстановить срок на обжалования постановления.
Проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Пропущенный срок подлежит восстановлению, в силу положений ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Часть 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республике был выявлен гражданин Украины ФИО1, пребывающий в РФ в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ. Установлено, что гражданин Украины ФИО1 въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по национальному паспорту гражданина Украины с целью визита «частная», последняя постановка на миграционный учет осуществлена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ не покидал.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО1, - решением № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Министром внутренних дел по УР.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.5 ФЗ РФ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» - временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку по делу правильно установлено, что гражданин Украины ФИО1, прибывает на территории России без документов, подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации, без постановки на миграционный учет, уклоняться от выезда с территории Российской Федерации, чем нарушает ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» его бездействие правильно квалифицировано по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Однако при пересмотре данного дела об административном правонарушении необходимо учесть следующее.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства относится к административным наказаниям, которые могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (часть 2 статьи 3.3); оно заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (т.е. в их принудительном выдворении), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан или лиц без гражданства из Российской Федерации; как мера административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.
При назначении иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации; в целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к нему такую обеспечительную меру, как содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (части 4 и 5 статьи 3.10 КоАП РФ).
Как следует из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанных, так же как и административное задержание, доставление и привод, с принудительным ограничением свободы (часть 1 статьи 27.1).
В настоящее время Постановлением СФ ФС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
ДД.ММ.ГГГГ началась специальная операция Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Донецкой народной республики, Луганской народной республики и Украины. Вследствие чего Украина заявила о разрыве дипломатических отношений с Россией, президент Украины объявил военное положение на территории Украины.
В настоящее время с Украиной прекращено какое-либо (наземное, морское, воздушное) пассажирское транспортное сообщение. На территории Украины ведутся военные действия. Указанные факты являются общеизвестными и не нуждаются в доказывании.
В результате чего административное наказание в виде принудительного административного выдворения гражданина Украины ФИО1 за пределы Российской Федерации с содержанием до исполнения постановления в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> УР в условиях исключительности сложившейся ситуации исполнить не представляется возможным.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый по настоящему делу судебный акт подлежат изменению в части назначенного наказания путем исключения из него указания на назначение ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, с отменой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших объективно и полно рассмотреть дело, либо нарушений прав участников производства по делу об административном правонарушении по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Сарапульского городского суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, изменить, исключить из него указание на назначение ФИО1 административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Отменить в отношении ФИО1 меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> УР.
В остальной части постановление судьи Сарапульского городского суда УР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Судья Верховного суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.
копия верна судья: