ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-190/2022 от 23.03.2022 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<...>

Дело № 12-190/2022

66RS0004-01-2022-000851-48

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 23 марта 2022 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Дорохина О.А.,

с участием должностного лица Красулина А.Г.,

защитника Рязановой С.Г.,

должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, Ф.И.О.,

специалиста Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, Ф.И.О.,

рассмотрев жалобу Красулина А.Г. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ф.И.О. от 22.12.2021, вынесенное в отношении

должностного лица - <...> Красулина Алексея Григорьевича,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ф.И.О. № 03-04-13/99-2021 от 22.12.2021 должностному лицу – <...> Красулину Алексею Григорьевичу назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 10000рублей.

В жалобе должностное лицо Красулин А.Г. просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что протоколы отбора проб сбрасываемых сточных вод и проб природной поверхностной воды составлены специалистами экспертной организации ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» с нарушением требований к их оформлению, а именно: отбор пробы был оформлен не актом отбора проб, а протоколом отбора проб, согласно которому нельзя с точностью определить с каких точек отбора взяты пробы и с какой глубины. Кроме того, нарушены условия транспортировки проб, что могло повлиять на результаты исследований; не учтены моменты по аккредитации сотрудников лаборатории, которые участвовали в отборе проб (в нарушение пункта 3.8 ПНД Ф 12.15.1-08). Полагает, что в соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы отбора проб не могут считаться допустимыми доказательствами, так как получены с нарушением закона. Поскольку выводы Уральского межрегионального управления Росприроднадзора о допущении АО «Ирбитский молочный завод» сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод основаны только на протоколах отбора проб и протоколах испытаний, то протокол об административном правонарушении в данной части также нельзя считать допустимым доказательством по делу. Также, исходя из результатов проведенных Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора исследований, можно сделать вывод о том, что сточные воды не наносят ущерба окружающей среде, более того, АО «Ирбитский молочный завод» не только не ухудшает качество воды в водном объекте, но еще и улучшает, по причине постоянного обновления Обществом оборудования для очистки воды, а также проводимых в связи с этим мероприятий.

В судебном заседании Красулин А.Г., защитник Рязанова С.Г. доводы жалобы поддержали, Красулин А.Г. пояснил также, что является должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.

Специалисты Уральского межрегионального управления Роприроднадзора Ф.И.О., Ф.И.О. просили постановление надзорного органа оставить без изменения, а жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Судья, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Согласно статье 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;

- технологические нормативы;

- технические нормативы;

- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов).

Как следует из материалов дела, Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 29.09.2021 по 01.11. 2021 года в отношении АО «Ирбитский молочный завод» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что АО «Ирбитский молочный завод» являясь водопользователем, осуществляет пользование водным объектом – рекой Сарабайка с целью сброса загрязняющих веществ в составе производственных сточных вод после колодца-отстойника на основании Решения № 66-14.01.05.020-Р-РСВХ-С-2019-07118/00 о предоставлении водного объекта в пользование – сброс сточных вод по выпуску № 1 в реку Сарабайка, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области; Декларации о воздействии на окружающую среду, код объекта: 65-0166-001148-П, предоставленной АО «Ирбитский молочный завод» 21.10.2020 (в электронном виде).

В рамках проверки в целях контроля соблюдения АО «Ирбитский молочный завод» установленных нормативов допустимого сброса специалистами экспертной организации ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» в присутствии представителей Общества 06.10.2021 был произведен отбор проб сбрасываемых сточных вод выпуска № 1 АО «Ирбитский молочный завод» в реку Сарабайка и проб природной поверхностной воды (протоколы отбора проб от 06.10.2021 № 5-8).

Согласно заключению по результатам проведения лабораторных измерений, испытаний от 27.10.2021 № 21/98 по результатам проведенных исследований, измерений и испытаний установлены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах выпуска № 1 в реку Сарабайка.

Таким образом, в нарушение требований статей 35, 56, 60 Водного Кодекса Российской Федерации, статей 19, 21, 22, 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» АО «Ирбитский молочный завод», являющийся водопользователем по решению от 20.01.2020 № 66-14.01.05.020-Р-РСВХ-С-2019-07118/00 допустило сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска №1 в реку Сарабайка с превышением концентраций загрязняющих веществ, определенных декларацией о негативном воздействии на окружающую среду: биохимическое потребление кислорода – в 2,9 раза, взвешенные вещества – в 22,6 раза, сухой остаток – в 7,4 раза, хлориды – в 6,6 раза, химическое потребление кислорода – в 5,4 раза, кальций – в 1,4 раза, магний – в 2,2 раза, что подтверждается результатами анализов проб сточных вод, выполненных испытательной лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО».

Приказом АО «Ирбитский молочный завод» от 15.10.2013 № 757 Красулин А.Г. переведен на должность <...>.

В соответствии с должностной инструкцией <...> АО «Ирбитский молочный завод» <...> относится к категории руководителей и подчиняется непосредственно генеральному директору, осуществляет руководство техническими службами предприятия; <...> подчиняются: заместитель главного инженера по техническому перевооружению и модернизации, главный механик, главный энергетик, главный технолог, начальник отдела по охране труда и технике безопасности, инженер по эксплуатации оборудования газовых объектов (пункты 1.1, 1.5, 1.6).

В должностные обязанности <...> входит руководство разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий работы труда и повышению технической культуры производства (раздел 2).

Учитывая изложенное, должностное лицо - <...> Красулин А.Г. не обеспечил соблюдение установленных Обществу нормативов допустимых сбросов, допустил сброс сточных вод в водный объект с нарушением правил водопользования.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - <...> Красулина А.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения должностным лицом - <...> Красулиным А.Г. вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами:

-протоколом об административном правонарушении от 30.11.2021, соответствующим требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- актом проверки № 845 от 01.11.2021;

-решением руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24.09.2021 № 249-РШ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Ирбитский молочный завод»;

-решением руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 01.10.2021 № 272-РШ о внесении изменений в решение Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24.09.2021 № 249-РШ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Ирбитский молочный завод»;

-решением руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 08.10.2021 № 302-РШ о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении АО «Ирбитский молочный завод»;

- уведомлением о возобновлении проверки от 28.10.2021 № 03-01-10/24531;

- уведомлением о подписании акта от 28.10.2021 № 03-01-10/24532;

- результатами лабораторных испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» от 27.10.2021;

- пояснениями ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» от 01.02.2022 № 228 по доводам жалобы АО «Ирбитский молочный завод»;

- приказом АО «Ирбитский молочный завод» от 15.10.2013 о приеме Красулина А.Г. на работу на должность <...>;

- должностной инструкцией <...> АО «Ирбитский молочный завод», утвержденной и.о. генерального директора 14.01.2014.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о том, что привлечение Красулина А.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным, поскольку он, как должностное лицо с учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не принял всех необходимых мер для соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что протоколы отбора проб сбрасываемых сточных вод составлены специалистами экспертной организации ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» с нарушением требований к их оформлению, с нарушением порядка отбора и транспортировки проб, опровергаются пояснениями ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» от 22.02.2022 № 228, согласно которым наименование документа – протокол отбора проб соответствует требованиям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», заполнение графы «Место отбора проб» осуществлялось в соответствии с заявкой Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.09.2021 № 03-04-09/22269, протоколы отбора проб отобраны представителями контролируемого лица и Росприроднадзора, претензии к сведениям, содержащим информацию о «Месте отбора проб», касающиеся расположения и наименования мет отбора проб отсутствовали; в заявке Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.09.2021 № 03-04-09/22269 требования по отбору проб воды с глубины не более 0,5 метра либо же глубинных проб отсутствовали; пробы были опломбированы в местах отбора проб непосредственно после отбора, о чем свидетельствуют записи в протоколах отбора проб; для транспортировки проб использовались Термобокс Green Glade 30 с инвентарным номером 0936 и Термобокс Green Glade 30 с инвентарным номером 0937 (не указанный в протоколах отбора проб в связи с допущением исполнителем технической ошибки), таким образом, отбор и доставка проб выполнены с соблюдением требований нормативной документации. Кроме того, испытательная лаборатория ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» аккредитована в национальной системе аккредитации и соблюдает требования критериев аккредитации, в том числе в части требований к персоналу. В область аккредитации испытательной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» включен ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб», который является государственным стандартом, введенным в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1513-ст, и применяется испытательной лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» в процессе отбора проб. В ГОСТе 31861-2021 отсутствуют указания на необходимость совместного применения каких-либо других нормативных документов, в том числе ПНД Ф 12.15.1-08. Таким образом, необходимости применения ПНД Ф 12.15.1-08 не имелось.

Срок давности и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Красулину А.Г. в минимальных пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ф.И.О. № 03-04-13/99-2021 от 22.12.2021, вынесенное в отношении должностного лица - <...> Красулина Алексея Григорьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья О.А. Дорохина

<...>

<...>