КОПИЯ
Дело № 12-190/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Томск 26 апреля 2022 года
Судья Советского районного суда г. Томска Станкина Е.В., рассмотрев жалобу защитника Администрации Города Томска – А.Е. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебно района г. Томска от 01 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г. Томска от 01 февраля 2022 года Администрация Города Томска привлечена к административной ответственности по ч. 12 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник администрации Города Томска А.Е., действующая на основании доверенности № 6875 от 08 сентября 2021 года сроком полномочий 1 (один) год, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г.Томска от 01 февраля 2022 года отменить, производство по делу – прекратить.
В обоснование жалобы защитник указывает, что предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор – управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МСЧ России по Томской области, выданное администрации Города Томска, не отвечает признакам законности и исполнимости, поскольку Администрация Города Томска не является субъектом указанного в предписании правонарушения и не несет ответственности за собственника имущества, нарушившего требования пожарной безопасности, а также не является лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, которая подлежит экспертизе, предметом которой является, в том числе оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. При этом контроль за соответствием работ требованиям технических регламентов и проектной документации исполняется лицом, осуществляющим строительство, а при строительстве объектов уполномоченными государственными органами осуществляется государственный строительный надзор. Объективная сторона вменённого администрации Города Томска административного правонарушения отсутствует, согласно п.п. 10, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрацией в полной мере реализованы мероприятия в рамках полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, а указанные в предписании действия/бездействия, которые администрация Города Томска должна совершить, не соответствуют согласно законодательству, полномочиям органов местного самоуправления. Вместе с тем, предписание содержит общие полномочия по решению вопроса местного значения, без указания конкретных действий, которые в пределах своих полномочий должна совершить администрация Города Томска к определенному сроку.
Законный представитель администрации Города Томска, защитник администрации ГородаТомска, а также представитель государственного пожарного надзора – управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МСЧ России по Томской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении не просили. При указанных обстоятельствах судья полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения данной жалобы судья не усматривает, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности, условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности закреплены в ст. ст.4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69 «О пожарной безопасности» вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.
Статья 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69 «О пожарной безопасности» определяет права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых отнесена обязанность по разработке и осуществлению мер пожарной безопасности. При этом согласно ст. 21 настоящего Федерального закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Из ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2018 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии состатьей 63настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 65 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов.
В соответствии с п. 4.3 свода правил «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» СП 4.13130.2013 от 26 июня 2013 года минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями должны составлять не менее 15 метров.
Согласно п. 8.3 свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» СП 156.13130.2014 от 01 июля 2014 года минимальные расстояния от КриоАЗС и АГЗС, выполненных как самостоятельный участок многотопливной АЗС, многотопливной АЗС и АГНКС до объектов, к ним не относящихся, должно составлять не менее 25 метров.
В судебном заседании установлено, что 08 декабря 2021 года во исполнение распоряжения управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Томской области № 43 от 13 апреля 2021 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Города Томска. По результатам проверки в адрес Администрации Города Томска внесено предписание №43/1/1 от 14 мая 2021 года по установленным фактам нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: не разработаны и не реализованы первичные меры пожарной безопасности в границах муниципального образования «Город Томск»:
- при планировке и застройке - индивидуальных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> (степень огнестойкости V, класс конструктивной пожарной опасности СЗ) и <адрес> (степень огнестойкости V, класс конструктивной пожарной опасности СЗ) в нарушении требования п. 65Правил противопожарного режима, ст.ст. 19, 21, 37 Федерального закона № 69, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 63, ст. 65, ч. 1 ст. 69 Федерального закона № 123, таблицы 1 п. 4.3 СП 4.13130.2013 нормативное расстояние от индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> до индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> составляет менее 15 метров, а именно 4,97 метров.
- при планировке и застройке с соблюдением требований к ограничению распространения пожара при размещении взрывопожароопасного объектов допущено размещение автозаправочной станция с жидким и газовым топливом - многотопливная автомобильная заправочная станция без соответствующего основания пожарного риска, а также осуществлена планировка и застройка без соблюдения противопожарных разрывов, в нарушении требования пункта 65 Правил противопожарного режима, ст.ст. 19, 21, 37 Федерального закона № 69, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 63, ст. 65, ст. 66, ч. 1 статьи 69Федерального закона № 123, таблицей 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 противопожарное расстояние не обеспечивает нераспространение пожара между автомобильной заправочной станцией по адресу: <адрес> административно-торгового здания по адресу: <адрес> (фактическое 19 м. при требуемом не менее 25 м.) и автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) по <адрес> (фактическое 16 м. при требуемом не менее 25 м.), а также не обеспечивает нераспространение пожара между автомобильной газозаправочной станцией по адресу: <адрес> и административно-торговым зданием по адресу: <адрес> (фактическое 11,7 м. при требуемом не менее 60 м.), а также жилым зданием со встроенным помещением общественно-административного назначения по адресу: <адрес>, (фактическое 30,4 метра при требуемом не менее 60 метров). Допущено осуществление разработки проекта планировки и межевания территории без обоснования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, которые должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территории городского округа (фактически неразрабатывались). Допущено размещение взрывопожароопасного объекта на территориях городского округа без разработки соответствующих мер по защите людей и обоснования допустимого пожарного риска.
Факт совершения Администрацией Города Томска административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 48 от 29.12.2021, копией предписания №43/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 14.05.2021, копией уведомления о проведении контрольного мероприятия от 08.12.2021, копией решения о проведении внеплановой выездной проверки от 08.12.2021 №100, копией протокола инструментального исследования от 14.12.2021, копией протокола осмотра от 14.12.2021, а также копией акта выездной проверки №100 от 24.12.2021.
Таким образом, Администрация Города Томска не выполнила в установленный срок, а именно до 01 декабря 2021 года предписание управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Томской области об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности № 43/1/1 от 14 мая 2021 года.
Постановлением Администрации Города Томска № 1179 от 21 октября 2013 года утверждено Положение о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования «Город Томск», которое устанавливает основные задачи, полномочия и порядок деятельности администрации Города Томска, органов администрации Города Томска, направленные на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования «Город Томск» (далее - Положение).
Пунктом 3.1 Положения определено, что основными направлениями деятельности Администрации Города Томска по обеспечению первичных мер пожарной безопасности являются:
а) реализация полномочий по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования «Город Томск»;
б) разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «Город Томск» и объектов, находящихся в муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
в) разработка и организация выполнения муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
г) участие в разработке плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования «Город Томск»;
д) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования «Город Томск», а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
е) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
На основании пункта 4.1 Положения Администрация Города Томска:
а) принимает муниципальные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования «Город Томск»;
б) разрабатывает мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, включает их в планы и программы развития территории и организует их выполнение;
Согласно пункту 4.2 Положения Территориальные органы администрации Города Томска:
а) разрабатывают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, включают их в планы и программы развития подведомственных территорий и организуют их выполнение;
б) принимают участие в комиссионных обследованиях подведомственных территорий, а также жилых и общественных зданий и объектов, находящихся в муниципальной собственности, по вопросам обеспечения пожарной безопасности, проводимых органами государственного пожарного надзора;
в) организуют проведение работы с собственниками жилых домов, строений, сооружений и управляющими компаниями по вопросам обеспечения беспрепятственного проезда специальной пожарной техники к месту пожара, а также к источникам противопожарного водоснабжения на подведомственных территориях;
Согласно пункту 4.3 Положения отраслевые органы Администрации Города Томска:
а) организуют мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в подведомственных учреждениях и организациях, включают их в планы и программы развития и реализуют их выполнение;
ж) осуществляют взаимодействие по вопросам профилактики пожаров с органами государственного пожарного надзора;
з) принимают участие в комиссионных обследованиях подведомственных учреждений и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности, проводимых органами государственного пожарного надзора.
В силу ч.1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно ч.ч. 1,2 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне (п. 10 ч.4 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п.1 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
В силу ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи, проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч.3 ст. 5 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности при осуществлении и полномочий по градостроительной деятельности, в том числе разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории, который содержит обоснования противопожарных мероприятий, возложено на Администрацию Города Томска.
Правом на обжалование предписания Администрация Города Томска не воспользовалась, тем самым согласилась с выявленными нарушениями и с установленным сроком для их устранения. Оснований полагать, что предписание не отвечает признакам законности и исполнимости, не имеется, как и оснований считать предписание незаконным.
Таким образом, доводы жалобы в целом не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления и не влекут его отмены.
Нарушения требований КоАП РФ в ходе производства по делу, оформления протокола об административном правонарушении, иных материалов, при рассмотрении дела мировым судьей, а равно неустранимых сомнений в виновности Администрации Города Томска в совершении указанного административного правонарушения при рассмотрении дела в целом не установлено, оценка обстоятельствам совершенного административного правонарушения мировым судьей в обжалуемом постановлении дана последовательно и подробно.
На основании вышеизложенного, судья полагает, что постановление мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г. Томска от 01 февраля 2022 года вынесено в соответствии с требованиями законодательства, факт совершения Администрацией Города Томска правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, установлен в ходе административного производства, наказание назначено в минимальных пределах санкции указанной нормы с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г. Томска от 01 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Администрации Города Томска оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Решение вступило в законную силу 26.04.2022. Опубликовать 14.05.2022.
Судья