ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-191/16 от 10.06.2016 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 12-191\16

Р Е Ш Е Н И Е

10 июня 2016 года г.Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Колосова Н.Е.,

С участием представителя лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, ФИО1,

Старшего государственного инспектора Российской Федерации по Республике Коми в сфере охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми ФИО2,

При секретаре Константиновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Недра» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Республике Коми в сфере охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми №... от ** ** ** о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по Республике Коми в сфере охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми №... от ** ** ** ООО «Недра» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление в период с ** ** ** по ** ** ** на участке ... км от устья реки ... с привлечением ФБУ ... незаконной добычи песка. ООО «Недра» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

ООО «Недра» с постановлением не согласно, в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в обоснование доводов жалобы указывает на наличие лицензии на пользование недрами.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, Н.Н. доводы жалобы поддержал.

Старший государственный инспектор Российской Федерации по Республике Коми в сфере охраны окружающей среды, заместитель начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми А.В.с жалобой не согласен.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены постановления.

Из материалов дела следует, что на основании обращения ... городского комитета по охране окружающей среды в адрес Управления Росприроднадзора по Республике Коми №... от ** ** ** с приложением акта №... сык-гео плановой выездной проверки ООО «Недра», ** ** ** Управлением Росприроднадзора по ... возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Недра» по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.

В ходе проведения административного расследования в отношении ООО «Недра» по ст.8.42 КоАП РФ составлен протокол по ч.3 ст.8.13 КоАП РФ от ** ** **.

В ходе административного расследования установлено, что ** ** ** между ФБУ ... (далее - Подрядчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Недра» (далее - Заказчик) заключен Договор №... -СП-С на производство дноуглубительных работ.

Предметом Договора №...-СП-С от ** ** ** является выполнение Подрядчиком, в соответствии с Заявкой Заказчика №... от ** ** **, техническими средствами (рефулерным землесосом проекта ... с земкараваном) в навигацию ** ** ** года дноуглубительные работы на подходе к месту складирования грунта (на II Сыктывкарском перекате) с отвалом грунта на левобережную сторону (Площадка №...) в объеме 15 суток, включая технические остановки.

Пунктом 2.1. Договора №...-СП-С от ** ** ** определено, что подготовку акватории к приходу земснаряда организует Заказчик.

Пунктом 5.3. Договора №...-СП-С от ** ** ** определено, что Подрядчик оставляет за собой право снять земснаряд с выполнения работ по договору на время, необходимое для выполнения работ на транзите и обеспечения безопасности судоходства.

Согласно пункту 5.4. Договора №...-СП-С от ** ** **, согласование производства работ и места укладки грунта в соответствующих инстанциях и природоохранных организациях до начала работ является обязанностью Заказчика.

Согласно пункту 5.6. Договора №...-СП-С от ** ** **, ответственность за нарушение условий согласований с природоохранными органами и инстанциями возложена на Заказчика.

Актом о приемке выполненных работ по форме №... от ** ** ** подтверждается выполнение дноуглубительных работ по Договору №...-СП-С от ** ** ** в период с ** ** ** по ** ** ** Объем добычи песка составил ... м.куб.

Фактическая дата начала производства работ по изъятию донных грунтов была установлена с использованием общедоступной геоинформационной системы - программного обеспечения ... - ** ** **, а не ** ** ** в ... час., как указано в Наряд-задании №....

В наряд-задании №... на производство дноуглубительных работ не указаны расчетные данные габаритов планируемой прорези (ширина, длина, глубина), объем выемки, что является нарушением п.5.3.2 Инструкции по землечерпательным работам (утв. Минречфлотом РСФСР ** ** **). Согласно инструкции обязательными приложениями к наряд-заданию являются план участка работы с указанными на нем границами прорези и таблицей подсчета объема работ. План участка изъятия донного грунта составлен по съемке ** ** **. Согласно Государственной программы обеспечения гарантированных глубин судового хода на навигацию ** ** ** года для ФБУ ... был утвержден объем изъятия грунта на ... тыс.куб.м на участок реки ... протяженностью от устья реки ... - ... км. Тогда как ФБУ ... по договору с ООО «Недра» изъяло ... куб.м.донного грунта на одном только перекате - ....

Согласно письма отдела водных ресурсов по ...№... от ** ** ** ООО «Недра» не имеют правоустанавливающих документов на использование участка водного объекта с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых или других видов водопользования.

Таким образом, оснований для производства дноуглубительных работ участка акватории «подход к месту складирования грунта», расположенного на перекате ..., у ООО «Недра» не имелось, а следовательно, под видом дноуглубительных работ производилась добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Свидетель М.В. в судебном заседании показал, что работал в ФБУ ... и производил дноуглубительные работы по договору с ООО «Недра». Земснаряд был установлен ** ** ** и начались профилактические работы по настройке земснаряда, в ходе которых осуществлялись дноуглубительные работы.

В силу части 1 статьи 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч.1 ст. 52 ВК РФ использование водных объектов для добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим кодексом и законодательством о недрах.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу статьи 1.2 названного закона, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К видам пользования недрами, отнесена разведка и добыча полезных ископаемых (пункт 3 части 1 статьи 6 закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр в целях добычи общераспространённых полезных ископаемых являются принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о:

- предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;

- предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.

В силу части 1 статьи 11 названного закона, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Порядок лицензирования пользования недрами установлен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1. Согласно пункту 2.1 указанного положения, недра, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов РФ и Правительства Республике Коми от 28 февраля 2007 № 343-р, песок относится к общераспространенным полезным ископаемым.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми №3-Р3 от 20.02.2012 «О некоторых вопросах пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми» основанием возникновения права пользования участками недр местного значения в соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" является решение органа исполнительной власти Республики Коми, уполномоченного Правительством Республики Коми.

Порядок предоставления водных объектов в пользование, в том числе для добычи полезных ископаемых, определен в главах 3 и 5 ВК РФ. В соответствии с п.6 ч.2 ст. 11 ВК РФ добыча полезных ископаемых в водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований возможна на основании решения соответствующего органа власти о предоставлении водного объекта в пользование.

Из содержания указанных норм права следует, что добыча недр, в т.ч. поднятие грунта со дна реки и его допустимого объема, без получения соответствующих разрешений и соблюдения процедуры получения согласований невозможна.

Таким образом, в период с ** ** ** по ** ** ** на участке ... км от устья реки ... «на подходе к месту складирования грунта» - ООО «Недра» осуществляло, с привлечением ФБУ ... добычу общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие лицензии на недропользование и правоустанавливающих документов на участок водного объекта - решения с целью добычи полезных ископаемых. Работы по изъятию донного грунта (песка) в период с ** ** **. по ** ** ** проводились за границей судового хода и не для обеспечения безопасности судоходства, а также отсутствовали основания для производства дноуглубительных работ — отсутствие порта, пункта отстоя речных судов, причала. Лицензия на пользование недрами СЫК ... ПЭ не может являться разрешительным документом на добычу песка с участка русла реки «Подход к площадке №4».

Свидетельством того, что изъятие песка в русле реки ... производилось не для целей обеспечения безопасности судоходства является также и карта-схема, составленная на основании плана-съемки от ** ** ** и космоснимков, на которой указано фактическое местоположение изъятия донного грунта на ... в навигацию ** ** ** года. Фактическое местоположение установлено с использованием общедоступной геоинформационной системы - программного обеспечения ..., позволяющей создать метки на местности, а также измерять расстояния на местности по имеющимся в программе спутниковым фотографиям земной поверхности. Кроме того, для подтверждения фактического местоположения изъятия донных грунтов и даты начала производства работ были запрошены в ГБУ ... «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды ...» дополнительные сведения - снимки с российских спутников .... Согласно информации, представленной письмом №... от ** ** ** ТФИ ..., земснаряд был установлен на ...** ** ** за левобережной кромкой судового хода в точке с координатами .... ** ** ** земснаряд находился за левобережной кромкой судового хода в точке с координатами ... Площадь незатопленной части подводного отвала песка по состоянию на ** ** ** составила ... кв.м, длина ... м, ширина ... м. Площадь незатопленной части подводного отвала по состоянию на ** ** ** составляла ... кв.м., ... м, ширина - ... м.

Таким образом, согласно составленной карты-схемы, изъятие донных грунтов производилось за границей внутреннего водного пути — за левобережной кромкой судового хода на ... км от устья реки ....

О негативных последствиях незаконной добычи песка в русле реки ... сказано в письме ГУ ...№... от ** ** ** «при проведении дноуглубительных работ могут изыматься значительно большие объемы грунта, чем необходимо для поддержания гарантированных габаритов судового хода (естественно в целях скрытой добычи песка и ПГС). Превышение минимально необходимых объемов изъятия грунта из русла реки для поддержания судового хода приведет к дальнейшему понижению вреза русла рек в районе .... Из-за массовой добычи ПГС искусственное понижение вреза русла ... за последние ... лет составило уже порядка ... см, что самым плачевным образом сказывается на содержании инженерных сооружений в русле реки и на ходе русловых процессов р.... в целом».

Лицензия на пользование недрами СЫК ... ПЭ не может являться разрешительным документом на добычу песка с участка русла реки «Подход к месту складирования грунта площадка №...».

Согласно материалов дела ООО «Недра» имеет лицензию на пользование недрами СЫК ... ПЭ, выданную ** ** ** «Разработка песков техногенного месторождения «Площадка №...». Техногенное месторождение песка «Площадка №...» расположено в ... (... км от устья), образовывалось за счет ежегодного складирования песков при проведении транзитных дноуглубительных работ на реке ... для обеспечения безопасности судоходства. Эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, обеспечение судоходства на внутренних водных путях, проведение путевых работ на реке ... осуществляется ФБУ ... Проведение на реке ... путевых работ, в т.ч. транзитных дноуглубительных является исключительной компетенцией ФБУ ...

Транзитные дноуглубительные работы в целях обеспечения безопасности судоходства на реке Вычегда проводятся в соответствии с Программой гарантированных габаритов судовых ходов, утверждаемой распоряжением Росморречфлота, без специальных разрешений и согласований согласно ч.3 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. В соответствии с п. 18 ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, если водный объект используется для проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации.

Извлечение грунта при проведении транзитных дноуглубительных работ является неотъемлемой частью технологического процесса и не является результатом недропользования, а извлекаемый грунт является результатом естественного повышения уровня речного дна.

Песок, извлеченный в ходе производства дноуглубительных работ на внутреннем водном пути в целях безопасности судоходства, является государственной собственностью и складируется в отвал на берегах водного объекта. Дальнейшее его использование в коммерческих целях возможно только при наличии лицензии на право пользования недрами.

Таким образом, песок, ранее складировавшийся в отвал на «площадке № 4» (техногенное месторождение), являлся результатом транзитных дноуглубительных работ, проводимых на судовом ходу на 415 км от устья реки Вычегда в целях обеспечения безопасности судоходства.

«Подход к месту складирования грунта (на ... перекате) с отвалом грунта на левобережную сторону (Площадка №4)» не включен в перечень Дополнительных судовых ходов, подходов к портам, пристаням, причалам, отстойным пунктам, убежищам и затонам Переченя внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 1800-р), т.е. не является внутренним водным путем.

Проведение дноуглубительных работ за границами судового хода (внетранзитные дноуглубительные работы) требует оформление права пользования участком водного объекта в виде Решения с целью дноуглубления в соответствии с п. «ж» ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ.

Действия ООО «Недра» образуют состав административного правонарушения по части 3 статьи 8.13 КоАП РФ - незаконная добыча песка, на водных объектах, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что ООО «Недра» предпринимались какие-либо меры по соблюдению изложенных выше требований законодательства о недрах и водного законодательства в материалах дела отсутствуют и заявителем представлены не были.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Собранные по делу доказательства оценены должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действиям ООО «Недра» дана правильная квалификация.

Наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Доводы об отсутствии состава и события правонарушения опровергаются перечисленными доказательствами и нормами законодательства.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Республике Коми в сфере охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми А.В.№... от ** ** ** является законным и обоснованным, оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Республике Коми в сфере охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми №... от ** ** ** о привлечении ООО «Недра» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ООО «Недра» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики коми через Сыктывкарский городской суд, в течение 10 дней со дня получения.

Судья Н.Е. Колосова