Дело № 12-191\16 ...
РЕШЕНИЕ
по жалобе на определение об отказе в возбуждении производства
по делу об административном правонарушении
26 декабря 2016 года г. Саров
Судья Саровского городского суда Нижегородской области Тагина Л.Н., при секретаре Аниськиной А.А., с участием пом. прокурора ЗАТО г. Саров Вагина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда Нижегородской области ( расположенного по адресу : Нижегородская область г. Саров, пр. Мира, д. 13, зал 204) жалобу адвоката Иванова Р.С на определение заместителя прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области советника юстиции Аношина С.В от 01 ноября 2016 года об отказе в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.39 КоАП РФ, в отношении ... ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России» Зотова Д.Е.,
УСТАНОВИЛ :
26 сентября 2016 года адвокат Иванов Р.И. ( регистрационный номер № в реестре адвокатов Ульяновской области ) обратился к прокурору города Саров с заявлением, в котором просил возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении ... ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России» Зотова Д.Е., считая, что отказ последнего в предоставлении запрашиваемых сведений является неправомерным.
Определением заместителя прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области советника юстиции Аношин С.В. от 01 ноября 2016 года отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении ... ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России» Зотова Д.Е. на основании с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не соглашаясь с принятым решением, Иванов Р.С. обжаловал данное определение в Саровский городской суд Нижегородской области, срок на принесение жалобы не пропущен.
В жалобе Иванов Р.С. указал, что в определении отсутствуют ссылки на какие-либо конкретные доводы, а имеющиеся в нем ссылки на нормы закона не подтверждают сделанные выводы. Просил отменить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Зотова Д.Е. и вернуть дело на новое рассмотрение прокурору ЗАТО г.Саров.
В судебном заседании лицам, участвующим в деле, были разъяснены права и обязанности, предусмотренные главой 25 КоАП РФ, 24.4 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, разъяснены и понятны, отводов не заявлено.
Ходатайство о приобщении к материалам дела решения прокурора ЗАТО г. Саров Чекунова Ю.Е. от 21 декабря 2016 года об оставлении без изменения определения заместителя прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области советника юстиции Аношин С.В. удовлетворено.
Заявитель Иванов Р.С., должностное лицо ... ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России» Зотов Д.Е. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заявитель просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие, о чем указал в жалобе.
Судья, в соответствии с ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Помощник прокурора ЗАТО г. Саров Вагин С.В. в суде просил отказать в удовлетворении жалобы, считая жалобу не обоснованной по основаниям, указанным в определении заместителя прокурора ЗАТО г. Саров от 01 ноября 2016 года, и решении, принятым по жалобе Иванова Р.С., прокурором ЗАТО г. Сарова от 21 декабря 2016 года.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, судья при приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, адвокат Иванов Р.С., учредивший адвокатский кабинет и осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально, действующий на основании ордера № от 29 февраля 2016 года и удостоверения №, выданного Управлением Министерства юстиции по Ульяновской области 30 декабря 2015 года, 08 августа 2016 года обратился с адвокатским запросом к ... ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России» Зотову Д.Е., в котором ссылаясь на то, что он является защитником Р по уголовному делу, просил предоставить сведения о проводимых в 2014-2015 годах проверках деятельности Управления за 2014 год органами Росфиннадзора и контрольно-ревизионной органами системы МЧС России, в том числе, в какой период проводились проверки, кто из сотрудников Управления предоставлял проверяющим необходимую информацию и документы, связанные работой контрактной службы, выявлялись ли какие-либо нарушения в этой сфере деятельности за 2014 год, с приложением актов проверок или выписок из них, касающихся результатов проверки деятельности контрактной службы Управления, а также сообщить на кого из сотрудников управление было возложено выполнение обязанностей, связанных с обеспечением юридических вопросов после сокращения должности юрисконсульта и перевода Т и вплоть до 30 декабря 2014 года. ( л.д.... )
К запросу приложен ордер адвокатского кабинета № от 29 августа 2016 года, из которого следует, что Иванову Р.С. поручается с 29 февраля 2016 года защита Р на предварительном следствии по уголовному делу №. Основание для выдачи ордера явилось соглашение № от 29 февраля 2016 года ( л.д....).
Давая ответ на указанный адвокатский запрос, ... ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России» Зотов Д.Е. отказал в предоставлении запрашиваемых сведений со ссылкой на Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» ( л.д....).
В силу статьи 28. 1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, ст. 14.13 КоАП РФ). Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокурором возбуждаются дела, в том числе, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.39 этого Кодекса.
В силу ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Считая отказ неправомерным, адвокат Иванов Р.С. 26 сентября 2016 года направил в прокуратуру ЗАТО города заявление о привлечении к административной ответственности ... ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России» Зотова Д.Е. по ст. 5.39 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокуратурой ЗАТО города Саров проведена проверка, содержащихся в заявлении Иванова Р.С. сведений, имеющих отношение к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, по результатам которой принято процессуальное решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ за отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 53 УПК РФ с момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе собирать и представлять доказательства, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ. УПК РФ наделяет адвоката правом собирать доказательства путем истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии (п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ).
Таким образом, адвокат вправе собирать сведения и доказательства, необходимые для оказания профессиональной юридической помощи, т.е. осуществлять свое право на адвокатскийзапрос.
В силу ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).
При этом закрепленное в указанной статье право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа представить такую информацию, не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения ( п. 3 ч. 4 ст. 6.1 ФЗ).
В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений ( ч. 6 ст. 6.1 ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
На основании п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, может быть ограничен.
Согласно ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является обязательным.
В силу статьи 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Пункт 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188, относит служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), к сведениям конфиденциального характера.
03 ноября 1994 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1233 « Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, которое определяет общий порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях (пункт 1.1).
В силу пунктов 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.
В соответствии с п. 1.7 Положения служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).
Как следует из содержания пункта 1.3 Положения, к служебной информации ограниченного распространения не могут быть отнесены:
акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если: содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 1 части 1); запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа (пункт 4 части 1); в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией (пункт 6 части 1).
Между тем, отдельные сведения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно Федеральному закону от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а такжесведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника федеральной противопожарной службы согласно Федеральному закону от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относятся к перечню сведений ограниченного доступа.
С 23 мая 2016 года служба сотрудников федеральной противопожарной службы регулируется Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 39 указанного Федерального закона в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях ведутся личные дела, документы учета сотрудников федеральной противопожарной службы, банки данных о сотрудниках и гражданах, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу, содержащие персональные данные сотрудников, сведения об их служебной деятельности и стаже службы (выслуге лет), а также персональные данные членов семей сотрудников и граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу ( ч. 1).
В личное дело сотрудника федеральной противопожарной службы вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу, ее прохождением и увольнением со службы и необходимые для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения ( ч. 3).
Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника федеральной противопожарной службы, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и (или) иную охраняемую законом тайну ( ч. 5).
Сотрудник федеральной противопожарной службы, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, хранение, обработку, использование и передачу персональных данных другого сотрудника либо в утрате таких данных, несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами ( ч. 6).
С учетом приведенных выше норм права, судья считает, что структура поступившего должностному лицу адвокатского запроса о предоставлении информации и документов не содержит достаточной мотивировки цели, оснований и необходимости предоставления сведений и документов, поскольку из него не видно, какие конкретно затребованные сведения и документы необходимы для подтверждения и опровержения какого-либо факта, связанного с осуществлением защиты Р, при этом исключить отнесение требуемых сведений к категории сведений ограниченного доступа не предоставляется возможным, а поэтому заместителем прокурора г. Саров правомерно принято процессуальное решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Зотова Д.Е.
Ссылка в определении на то, что заявитель вправе обратиться к органам предварительного расследования или суду об истребовании доказательств, в том числе и сведений, содержащих конфиденциальную информацию, вопреки доводам жалобы, не противоречит правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 года № 1063-О-О, согласно которой при рассмотрении судом конкретного дела с участием его доверителя заявитель не лишен возможности обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательств, в том числе сведений, содержащих конфиденциальную информацию.
Обжалуемое определение заместителя прокурора ЗАТО г. Саров от 01 ноября 2016 года отвечает требованиям, предусмотренным ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, в нем содержатся основанные на результатах проведенной проверки подробные выводы применительно к доводам заявления Иванова Р.С., и оснований для его отмены судья не усматривает.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев.
По истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Из положений указанных норм следует, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. Возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не предусмотрена.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
С учетом того, что событие, на которые указано в жалобе адвоката Иванова Р.С. произошло 09 сентября 2016 года, на дату рассмотрения жалобы по делу, установленный срок давности истек, в этой связи вопрос о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах, судья оснований, влекущих отмену определения от 01 ноября 2016 года заместителя прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области советника юстиции Аношин С.В. отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении ... ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России» Зотова Д.Е. и в удовлетворении жалобы считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Определение заместителя прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области советника юстиции Аношин С.В от 01 ноября 2016 года об отказе в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении ... ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России» Зотова Д.Е оставить без изменения, а жалобу адвоката Иванова Романа Сергеевича без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Саровский городской суд Нижегородской области.
Судья п\п Л.Н.Тагина
...
Судья Л.Н.Тагина