К О П И Я
дело № 12-191/2018
Р Е Ш Е Н И Е
город Салехард 25 декабря 2018 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г. Ноябрьск Доможирова А.Н. на постановление судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 22 ноября 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - и.о. начальника отдела по вопросам общественной безопасности администрации г. Ноябрьск ФИО1 прекращено на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте на постановление заместитель прокурора г. Ноябрьск Доможиров А.Н. просил его отменить. В обоснование протеста указал, что судьей не дана оценка, что проводимая проверка носила выездной характер, а требование прокурора сводилось к обеспечению доступа к оригиналам документов, что не требует дополнительного времени для обеспечения реализации полномочий прокурора. Настаивал на наличии в действиях ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.
В возражениях на протест ФИО1 просил постановление суда оставить без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
ФИО1 извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, протест рассматривается в отсутствие указанного лица.
Прокурор Писарева О.В. в судебном заседании настаивала на доводах протеста.
Изучив доводы протеста, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, нахожу протест не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии со ст. 6 Федерального закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных Федеральным законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что 25 октября 2018 года в 14 часов 30 минут в адрес администрации г. Ноябрьск посредством электронной почты направлено решение заместителя прокурора г. Ноябрьск о проведении проверки администрации г. Ноябрьск по соблюдению и исполнению законов, действующих на территории РФ, а именно п. 1.11 приказа Генерального прокурора РФ №6 от 16.01.2014, приказа Генпрокуратуры России от 17.05.2018 №295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму», приказ Генерального прокурора РФ от 21.03.2018 №156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», срок проведения проверки установлен с 25 октября по 23 ноября 2018 года (л.д. 12-13).
Исполнение обязанностей начальника отдела по вопросам общественной безопасности администрации г. Ноябрьск возложено на ФИО1 распоряжением главы МО г. Ноябрьск от 28 сентября 2018 года № Рк-834 до назначения на вакантную должность основного работника (л.д. 14).
Из п. 3.1.1 должностной инструкции начальника отдела по вопросам общественной безопасности администрации г. Ноябрьска следует, что начальник отдела осуществляет обеспечение взаимодействия администрации г. Ноябрьск с правоохранительными и иными органами государственной власти, общественными организациями и учреждениями, функционирующими на территории муниципального образования г. Ноябрьск при реализации мер по обеспечению общественного порядка, повышения уровня безопасности жителей города и объектов жизнеобеспечения и профилактики правонарушений (л.д. 17).
Прекращая производство об административном правонарушении в отношении ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья пришел к выводу, что привлечение к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ возможно лишь в случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения, чего в действиях ФИО1 установлено не было.
Указанный вывод судьи является обоснованным.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, характеризуется специальной формой вины - невыполнением законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, которые должны быть совершены умышленно (ч. 1 ст. 2.2КоАП РФ). При отсутствии в действиях виновного лица умысла (прямого или косвенного) привлечение к ответственности невозможно.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются граждане и должностные лица (в том числе индивидуальные предприниматели).
Из объяснений должностного лица ФИО1 следовало, что решение о проведении проверки прокуратурой г. Ноябрьск сроком с 25 октября по 23 ноября 2018 года поступило в администрацию 25 октября 2018 года, прокурор Субботин Д.Е. пришел с проверкой 26 октября 2018 года в утреннее время. В связи с загруженностью в этот день главы города, у него отсутствовала возможность согласования с руководителем представления документов в рамках проверки, поэтому документы не были представлены по требованию прокурора, которому было предложено предоставить ему время для согласования действий с главой города, что было расценено как невыполнение требований прокурора.
Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством РФ), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Таким образом, поскольку решение о проведении проверки администрации г. Ноябрьск не содержало сроков представления необходимых документов, то непредставление документов по требованию прокурора безотлагательно должностным лицом ФИО1 по независящим от него причинам не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Доводы протеста о наличии состава в действиях ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу.
С учетом изложенного, выводы судьи о наличии оснований, влекущих прекращение производства по данному делу, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки не имеется.
Кроме этого, изменение к худшему правового положения лица, в отношении которого вынесено окончательное решение по делу, возможно исключительно при наличии новых обстоятельств или существенных нарушений и может быть произведено только в точном соответствии с законом. В указанных случаях необходимо соблюдение требования формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретённых прав и обязанностей.
Статья 30.7 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты по жалобе на решение по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении отмена постановления или решения по делу об административном правонарушении, как окончательных актов, которыми дело разрешено по существу, возможно только в случаях, когда такой акт вынесен с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных тем же Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Таким образом, законодательство об административных правонарушениях не предусматривает возможности отмены постановления судьи о прекращении производства по делу по жалобе должностного лица, если это не связано с необходимостью направления дела на новое рассмотрение ввиду существенного нарушения процессуальных норм, не позволившего всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких нарушений судьей не допущено, оспариваемое постановление отмене не подлежит, оснований для удовлетворения протеста не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, протест - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В. Мочалова