Дело № 12-191/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 10 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
21 августа 2018 года ведущим специалистом отдела сохранения объектов культурного наследия Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области (далее по тексту - Комитет) ФИО2 составлен протокол № 14/01-18/13-пр об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя комитета капитального строительства администрации города Тобольска ФИО1, из которого следует, что 11 июля 2018 года в Комитет поступила информация о факте проведения дорожных работ на ул. Мира в г. Тобольске (от ул. Базарная площадь до ул. Кирова). Работы проводились, в том числе в границах территорий 10 объектов культурного наследия федерального и регионального значения и на земельном участке, непосредственно связанном с земельными участками в границах территорий данных объектов: «Церковь Захария и Елизаветы» (ул. Базарная площадь, 8), «Здание, где в августе 1852 года по инициативе декабристов было открыто девичье приходское училище» (ул. Мира, 2); «Конторское здание с лавками» (ул. Мира, 1), «Флигель из состава усадьбы П-вых» (ул. Мира,3), «Дом купцов Володимировых» (ул. Мира,4), «Здание, в котором в годы Великой Отечественной войны находился горисполком и горком комсомола. Отсюда была направлена первая группа девушек в освобождённые районы на комсомольскую работу» (ул. Мира, 4а), «Магазин купца ФИО3 - ФИО4» (ул. Мира, 5), «Магазин купца ФИО3 - ФИО4» (ул. Мира, 6), «Дом купца И.Н. Корнилова, в котором жил ФИО5 и где в августе 1919 года находился штаб 51-й дивизии под командованием ФИО6» (ул. Мира, 9), «Дом генерал - губернатора, в котором в 1836-1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении» (Мира, 10). Кроме того, работы проводятся в зонах охраны объектов культурного наследия: «Здание, в котором в годы Великой Отечественной войны находился горисполком и горком комсомола. Отсюда была направлена первая группа девушек в освобождённые районы на комсомольскую работу» (ул. Мира, 4а), «Дом купца И.Н. Корнилова, в котором жил ФИО5 и где в августе 1919 г. находился штаб 51-й дивизии под командованием ФИО6» (ул. Мира, 9), «Дом генерал- губернатора, в котором в 1836-1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении» (Мира, 10). Работы по ул. Мира в г. Тобольске проводились акционерным обществом «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» в соответствии с муниципальным контрактом №0167300000818000054_132643 от 25 апреля 2018 года. Заказчиком работ является комитет капитального строительства администрации города Тобольска в лице председателя комитета капитального строительства администрации города Тобольска ФИО1 В рамках контракта были проведены работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Мира, съездов с автомобильной дороги, пешеходной зоны и пешеходного тротуара по четной стороне ул. Мира, а также устройству тротуара внутри жилого квартала. Работы были проведены на земельном участке, непосредственно связанном с земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия, а именно: на земельном участке (кадастровый номер <.......>, адрес - <...> земельный участок №20д) (далее - земельный участок №1), непосредственно связанном с земельным участком (кадастровый номер <.......>, адрес - <...>) (далее - земельный участок №2) выполнен съезд. Земельный участок №2 находится в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Дом генерал-губернатора, в котором в 1836- 1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении». Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом Комитета от 24 мая 2012 года №13-т. На земельном участке №1, непосредственно связанном с земельным участком (кадастровый номер <.......>, адрес - <...>) (далее - земельный участок №3) выполнено устройство пешеходного тротуара. Земельный участок №3 находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Здание, в котором в годы Великой Отечественной войны находился горисполком и горком комсомола. Отсюда была направлена первая группа девушек в освобождённые районы на комсомольскую работу». Границы территории ОКН утверждены приказом Комитета от 17 декабря 2014 года №111-т. В протоколе об административном правонарушении указано, что должностное лицо - председатель комитета ФИО1 нарушил требования п.3 ст.36 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
24 августа 2018 года указанный протокол и другие материалы дела были переданы для рассмотрения в Центральный районный суд г.Тюмени.
Определением судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 06 сентября 2018 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 передано в Тобольский городской суд Тюменской области для рассмотрения по подсудности.
Постановлением судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 10 октября 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не соглашаясь с указанным постановлением, ФИО1 в жалобе просит постановление судьи от 10 октября 2018 года отменить и прекратить производство по делу в связи с нарушением норм материального и процессуального права; не установлением фактических обстоятельств дела; не применением нормативных правовых актов, подлежащих применению. Указывая на то, что в постановлении и в протоколе неверно отражены основания, по которым определены границы территории объектов культурного наследия, считает, что судьей городского суда и Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области не учтены изменения действующего законодательства, а именно то, что Постановлением Правительства Тюменской области от 18 мая 2018 года № 199-п «О признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов и их отдельных положений» признаны утратившими силу пункты 1.2, 1.3 Постановления Правительства Тюменской области от 01 июля 2013 года №250-п «Об утверждении границ территории, зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (г.Тобольск, ул. Мира 4а), Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2015 года №88 «Об утверждении границ зон охраны ОКН регионального значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (<...>). Указывает, что Распоряжением Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 08 мая 2018 года №39/18-р утвержден Режим использования земель и градостроительные регламенты в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в Подгорной части города Тобольска, согласно подпункту «ж» п.1.2 которого в границах охранной зоны, единой охранной зоны разрешается капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог и иных линейных объектов, прокладка подземных инженерных коммуникаций. Настаивает на том, что действующим законодательством установлено право на ремонт автомобильной дороги по улице Мира в городе Тобольске с конструктивными элементами благоустройства: съездами, пешеходными дорожками без историко- культурной экспертизы или согласования раздела по разработке мероприятий по сохранению объектов историко-культурного наследия, согласованного с Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области. Считает, что Постановлением Правительства Тюменской области от 18 мая 2018 года №199-п, Распоряжением Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 08 мая 2018 года №39/18-р не предусмотрено наличие проектной документации на текущий ремонт дорог и благоустройство территории, согласованной с Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области. Обращает внимание, что доказательств нарушений конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов культурного наследия в результате проведения ремонтных работ по благоустройству, которые бы нарушали целостность объектов культурного наследия и создавали угрозу повреждения, разрушения, уничтожения объектов, в материалах дела не представлено.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО1 и его защитника Тудвасевой И.А., действующей на основании доверенности № 01-10/08-18 от 01 октября 2018 года, настаивавших на доводах жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 10 октября 2018 года не усматриваю.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
Как следует из части 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; осуществление в случаях и порядке, установленных названным Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено названным Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются: документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в названной статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
Согласно частям 1, 2 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов; заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
Как следует из материалов дела, 11 июля 2018 года в Комитет поступила информация о факте проведения дорожных работ на ул. Мира в г. Тобольске (от ул. Базарная площадь, до ул. Кирова). Работы проводились, в том числе в границах территорий 10 объектов культурного наследия федерального и регионального значения и на земельном участке, непосредственно связанном с земельными участками в границах территорий данных объектов. Работы по ул. Мира в г. Тобольске проводились акционерным обществом «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» в соответствии с муниципальным контрактом №0167300000818000054_132643 от 25.04.2018. Заказчиком работ является комитет капитального строительства администрации города Тобольска в лице председателя комитета капитального строительства администрации города Тобольска ФИО1 В рамках контракта были проведены работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Мира, съездов с автомобильной дороги, пешеходной зоны и пешеходного тротуара по четной стороне ул. Мира, а также устройству тротуара внутри жилого квартала. Работы были проведены на земельном участке, непосредственно связанном с земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия, а именно; на земельном участке (кадастровый номер <.......>, адрес - <...> земельный участок №20д) непосредственно связанном с земельным участком (кадастровый номер <.......>, адрес - <...>) выполнен съезд. Земельный участок с кадастровым номером <.......> находится в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Дом генерал-губернатора, в котором в 1836 - 1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении». Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом Комитета от 24 мая 2012 года №13-т.
Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером <.......>, непосредственно связанном с земельным участком (кадастровый номер <.......>, адрес - <...>), выполнено устройство пешеходного тротуара. Земельный участок с кадастровым номером <.......> находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Здание, в котором в годы Великой Отечественной войны находился горисполком и горком комсомола. Отсюда была направлена первая группа девушек в освобождённые районы на комсомольскую работу». Границы территории ОКН утверждены приказом Комитета от 17 декабря 2014 года №111-т.
Между тем, в нарушение ст.ст.30, 31, 36 Федерального закона № 73-ФЗ указанные работы были проведены при отсутствии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия; документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, при проведении указанных работ объектами историко-культурной экспертизы не являлись; заказчик до начала работ оплату такой экспертизы не проводил; а муниципальным контрактом работы по проведению проекта и обеспечению проведения его историко-культурной экспертизы не предусмотрены; в Комитет такой проект на согласование не поступал.
Довод жалобы ФИО1 о том, что подпунктом «ж» пункта 1.2 Режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах объединенной зоны охраны, утверждённых Распоряжением Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 08 мая 2018 года № 39/18-р «Об утверждении границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в Подгорной части города Тобольска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах объединенной зоны охраны», разрешены в границах охранной зоны, единой охранной зоны капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог и иных линейных объектов, прокладка подземных инженерных коммуникаций без историко-культурной экспертизы или согласования раздела по разработке мероприятий по сохранению объектов культурного наследия с Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, является ошибочным и основанным на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Названным выше подпунктом пункта 1.2 Режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах объединенной зоны охраны, утверждённых Распоряжением Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 08 мая 2018 года № 39/18-р, действительно разрешен капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог в границах охранной зоны, единой охранной зоны, однако ни указанным Распоряжением, ни другими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации – Тюменской области, не предусмотрено проведение таких работ вопреки порядку, установленному федеральными нормативными правовыми актами (актами, имеющими большую юридическую силу), и изложенному в приведённых ст.ст.30, 31, 36 Федерального закона № 73-ФЗ.
Учитывая изложенное, судья городского суда, оценив представленные административным органом доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, пришёл к правильному выводу о том, что ФИО1 виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку им, председателем комитета капитального строительства администрации города Тобольска, нарушены требования по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, принимаемые при проведении земляных, строительных и иных работ.
Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.3.1., 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку при рассмотрении дела судьей городского суда нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, допущено не было, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении соответствует фактическим обстоятельствам дела, является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 10 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда (подпись) С.Е. Колоскова
Копия верна:
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова