ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-191/19 от 19.03.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-191/2019

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 19 марта 2019 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Сатурн» по жалобе генерального директора общества на постановление судьи Кировского районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2019 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Кировского районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2019 г. ООО «Сатурн» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности станции газозаправочной (автомобильной), расположенной по адресу: <адрес>, на 30 суток.

В жалобе генеральный директор ООО «Сатурн» просит постановление отменить, прекратить производство по делу, указывая на составление протокола об административном правонарушении в отсутствие достоверных сведений о надлежащем извещении законного представителя общества о времени и месте его составления; отсутствие законных оснований для проведения проверки; проведение осмотра территорий, помещений, объектов без извещения законного представителя общества; рассмотрение дела в отсутствие представителя общества; несоответствие протокола осмотра требованиям ст. 28.1.1 КоАП РФ; проведение проверки в отсутствие ее согласования с органами прокуратуры; недопустимость доказательств, собранных в ходе проверки.

ООО «Сатурн» надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки не известило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества.

Проверив материалы дела, считаю постановление подлежащим изменению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения административного расследования 21 января 2019 г. в деятельности ООО «Сатурн», эксплуатирующего по адресу: <адрес>, опасный производственный объект - станцию газозаправочную (автомобильную), установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоаП РФ, а именно:

- отсутствует положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию на новое строительство или реконструкцию или заключение экспертизы промышленной безопасности на документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта – станции газозаправочной (автомобильной) по <адрес>;

- отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта, станции газозаправочной (автомобильной) по <адрес>, акты приемочных комиссий;

- отсутствует исполнительно-техническая и эксплуатационная документация (график технического обслуживания и ремонта, эксплуатационные журналы, паспорта), документация на опасный производственный объект;

- отсутствуют документы на персонал, подтверждающие прохождение обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ на персонал, осуществляющий эксплуатацию АГЗС;

- отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

- опасный производственный объект -станция газозаправочная (автомобильная) по <адрес> не соответствует требованиям проектной документации, а именно: на площадке проложен подземный газопровод, установлено топливораздаточная колонка КЗСГ, производства ООО <данные изъяты> насосный агрегат модель <данные изъяты>, не предусмотренные проектной документацией;

- истек срок периодической метрологической проверки контрольно-измерительных приборов (манометров);

- отсутствуют защитные ограждения, предусмотренные для защиты оборудования автогазозаправочной станции от наезда автотранспорта и механических повреждений;

- отсутствует график технического обслуживания и ремонта с учетом требований, указанных в руководстве (инструкциях) по эксплуатации и не проводятся планово-предупредительные ремонты для обеспечения содержания оборудования под давлением в исправном (рабочем) состоянии и предотвращения риска аварийных ситуаций;

- не разработан проект реконструкции электрооборудования и электрических сетей АГЗС с учетом возможности образования вокруг АГЗС взрывоопасных концентраций горючих газов;

- отсутствует отчет о проведении пуско-наладочных испытаний электрооборудования и электрических сетей АГЗС.

Обществу вменено нарушение требований ст.ст. 6, 8, 9, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п.п. 6, 10, 18, 30, 32, 36, 37, 44, 83, 89, 90, 92, 95 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» от 11 декабря 2014 г. № 559; п.п. 10, 209, 218, 219 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116; п.п. 1.3.2, 1.3.4, 3.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г.

Рассматривая дело, судья установил наличие в действиях общества нарушение указанных выше требований промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Как следует из материалов дела, 11 января 2019 г. в связи с поступившим на сайт Сибирского управления Ростехнадзора обращением возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. В рамках административного расследования определением должностного лица административного органа от 11 января 2019 г. у ООО «Сатурн» истребованы: заверенные копии документов, в том числе, положительное заключение экспертизы на проектную документацию на строительство опасного производственного объекта; разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта, акты приемочных комиссий; исполнительная и эксплуатационная документацию на опасный производственный объект; документы на персонал, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний и имеющих группу по электробезопасности.

Как установлено судом, часть документов была предоставлена обществом управляющим АГЗС.

Также в рамках административного расследования административным органом был проведен осмотр территорий, помещений, объектов, документов. 16 января 2019 г. был составлен соответствующий протокол осмотра.

Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Как следует из материалов дела, протокол осмотра от 16 января 2019 г. составлен государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Ростехнадзора в нарушение положений ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ без участия понятых.

Таким образом, указанный протокол нельзя признать допустимым и достоверным доказательством по делу.

В связи с указанным подлежат исключению из обвинения следующие нарушения, установленные в результате осмотра АГЗС:

- опасный производственный объект -станция газозаправочная (автомобильная) по <адрес> не соответствует требованиям проектной документации, а именно: на площадке проложен подземный газопровод, установлено топливораздаточная колонка КЗСГ, производства ООО <данные изъяты> насосный агрегат модель <данные изъяты>, не предусмотренные проектной документацией;

- истек срок периодической метрологической проверки контрольно-измерительных приборов (манометров);

- отсутствуют защитные ограждения, предусмотренные для защиты оборудования автогазозаправочной станции от наезда автотранспорта и механических повреждений;

- отсутствует график технического обслуживания и ремонта с учетом требований, указанных в руководстве (инструкциях) по эксплуатации и не проводятся планово-предупредительные ремонты для обеспечения содержания оборудования под давлением в исправном (рабочем) состоянии и предотвращения риска аварийных ситуаций;

- не разработан проект реконструкции электрооборудования и электрических сетей АГЗС с учетом возможности образования вокруг АГЗС взрывоопасных концентраций горючих газов;

- отсутствует отчет о проведении пуско-наладочных испытаний электрооборудования и электрических сетей АГЗС.

- отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. (Суду представлено заявление ООО «Сатурн» о предоставлении дубликата лицензии в связи с утратой, л.д. 136).

Из вмененных в вину подлежат исключению как не нашедшие своего подтверждения нарушения требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п.п. 10, 18, 30, 83, 89, 90, 92, 95 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» от 11 декабря 2014 г. № 559; п.п. 218, 219 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116; п.п. 1.3.2, 1.3.4, 3.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г.

Вместе с тем, нарушения в виде отсутствия положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию на строительство опасного производственного объекта – станции газозаправочной (автомобильной) по <адрес>; разрешения на ввод в эксплуатацию ОПО; исполнительно-технической и эксплуатационной документации на ОПО; документов на персонал, подтверждающих прохождение обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ нашли свое подтверждение в ходе производства по делу. Истребуемые административным органом документы представлены обществом в установленный срок не были, наличие указанных выше документов у юридического лица не было подтверждено в ходе рассмотрения дела и жалоб.

Указанные нарушения образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов административного производства, общество о месте и времени составления протокола об административном правонарушении заблаговременно извещалось путем направления извещений на электронную почту <данные изъяты>, которая указана в качестве официального адреса электронной почты общества в заявлении в Сибирское управление Ростехнадзора (л.д. 38, 127).

На составление протокола об административном правонарушении, как и в судебное заседание законный представитель ООО «Сатурн» либо иное уполномоченное им на соответствующие действия лицо не явились, распорядившись указанным способом своим правом на защиту.

Таким образом, административным органом были предприняты необходимые меры для того, чтобы ООО «Сатурн» имело возможность реализовать свое право на защиту, которым общество распорядилось по своему усмотрению.

Наказание в виде административного приостановления деятельности назначено ООО «Сатурн» не в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, поэтому не подлежит изменению, даже учитывая исключение из объема обвинения части нарушений.

При назначении юридическому лицу административного наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ судом учитывался характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначено судьей с учетом положений ст. 3.12 КоАП РФ. Сведений об устранении выявленных нарушений по делу не представлены.

Оценив соразмерность назначенного судом административного наказания за совершенное правонарушение, характеру и тяжести данного правонарушения, с учетом того, что дальнейшая эксплуатация опасного производственного объекта без разрешительных документов создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей, кроме того, создает возможность возникновения аварий, причинения вреда окружающей среде, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, суд при рассмотрении жалобы не находит оснований для признания незаконным примененного судом первой инстанции административного наказания за совершенное правонарушение.

Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену обжалуемого постановления, отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Кировского районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2019 г. изменить:

- исключить из мотивировочной части постановления указание на виновность ООО «Сатурн» в нарушении требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п.п. 10, 18, 30, 83, 89, 90, 92, 95 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» от 11 декабря 2014 г. № 559; п.п. 218, 219 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116; п.п. 1.3.2, 1.3.4, 3.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г., а именно:

- опасный производственный объект - станция газозаправочная (автомобильная) по <адрес> не соответствует требованиям проектной документации, а именно: на площадке проложен подземный газопровод, установлено топливораздаточная колонка КЗСГ, производства ООО <данные изъяты> насосный агрегат модель <данные изъяты>, не предусмотренные проектной документацией;

- истек срок периодической метрологической проверки контрольно-измерительных приборов (манометров);

- отсутствуют защитные ограждения, предусмотренные для защиты оборудования автогазозаправочной станции от наезда автотранспорта и механических повреждений;

- отсутствует график технического обслуживания и ремонта с учетом требований, указанных в руководстве (инструкциях) по эксплуатации и не проводятся планово-предупредительные ремонты для обеспечения содержания оборудования под давлением в исправном (рабочем) состоянии и предотвращения риска аварийных ситуаций;

- не разработан проект реконструкции электрооборудования и электрических сетей АГЗС с учетом возможности образования вокруг АГЗС взрывоопасных концентраций горючих газов;

- отсутствует отчет о проведении пуско-наладочных испытаний электрооборудования и электрических сетей АГЗС.

- отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Сатурн» - без удовлетворения.

Судья Т.А. Ершова