ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-191/201925АП от 25.04.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Черкашин В.В.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 12-191/2019 25 апреля 2019 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

с участием ФИО1, защитника - адвоката Иманова Ф.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, по жалобе адвоката Иманова Ф.Т.о. в интересах ФИО1 на постановление Ханты-Мансийского районного суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 21 марта 2019 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 2 000 рублей без выдворения за пределы Российской Федерации,

установил:

Согласно постановлению суда первой инстанции, (дата) в (адрес), выявлен гражданин Республики * ФИО1, который в период с 7 марта 2019 года по настоящее время уклонялся от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законодательством срока пребывания, истекшего 01.03.2019 года, чем нарушил п. 2 ст. 5 ФЗ-115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В жалобе на указанное постановление суда, адвокат Иманов Ф.Т.о. в интересах ФИО1 просит отменить постановление суда, а производство по делу прекратить, мотивируя жалобу тем, что отсутствует событие правонарушения, так как ФИО1 имел разрешение на временное проживание в РФ сроком до 01.03.2019 года, по истечении срока временного проживания ФИО1 выехал 06.03.2019 года из РФ и вновь 06.03.2019 года заехал в РФ, не нарушив при этом нормы закона; суд ошибочно истолковал период проживания ФИО1 на территории РФ как период пребывания и пришел к ошибочному выводу, что временное проживание иностранного гражданина на территории РФ может учитываться как пребывание на территории РФ 90 суток; закон не обязывает иностранных граждан по истечении срока временного проживания покидать Россию на 90 суток, так как статус временно проживающего иностранного гражданина отличается от статуса временного пребывающего; согласно ст. 31 ФЗ-115, если разрешение на временное проживание было аннулировано, то иностранный гражданин обязан выехать из России в течение 15 суток и данный срок не нарушен ФИО1

В судебном заседании ФИО1 и защитник - адвокат Иманов Ф.Т.о. доводы жалобы поддержали в полном объеме. Защитник Иманов Ф.Т.о. также дополнительно пояснил, что 8 апреля 2019 года у ФИО1 были приняты документы о выдаче ему разрешения на временное проживание и указанное обстоятельство свидетельствует, что ФИО1 в предыдущие периоды не нарушал нормы миграционных законов.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу о необходимости отмены постановления суда с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

Так, ФИО1 признан виновным в том, что он незаконно находился на территории РФ и уклонялся от выезда из России в период с 7 марта 2019 года по настоящее время.

Согласно материалов дела, ФИО1 имел разрешение на временное проживание в РФ с 01.03.2016 года по 01.03.2019 года (л.д 4, 10). Пребывал ФИО1 на территории РФ в период с 03.11.2018 года по 06.03.2019 года, затем 06.03.2019 года ФИО1 выехал из РФ и вновь 06.03.2019 года заехал в РФ, заполнив миграционную карту (л.д 4, 12).

Выводы суда первой инстанции о незаконном нахождении ФИО1 на территории России в период с 7 марта 2019 года по настоящее время, основаны на неверном толковании норм права.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Особенности нахождения лиц, временно пребывающих и временно проживающих в Российской Федерации, установлены, соответственно статьями 5 и 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с названным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Из систематического анализа указанных правовых норм следует, что лица, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации, обладают различной природой их правового статуса. При этом, законом в особенной степени выделено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В соответствии с ч.2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его разрешения на временное проживание, указанного в названном документе.

Однако, положения вышеуказанных федеральных законов не содержат требований о необходимости применения ограничений, установленных для временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, к иностранным гражданам, ранее проживавшим в Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, период действия которого истёк.

Следовательно, в случае выезда иностранного гражданина, проживающего на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, он вправе повторно въехать в страну на основании положений регламентирующих временное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан, пересёкших государственную границу страны в порядке, не требующем получения визы, без необходимости пребывания за пределами Российской Федерации дополнительных 90 суток.

Вышеизложенное следует из того, что статус временно проживающего иностранного гражданина отличается от статуса временно пребывающего в РФ иностранного гражданина в порядке, не требующем получения визы. После истечения срока временного проживания в РФ ФИО1 обязан был выехать из России, но имел право в последующем заехать в Россию в порядке, предусмотренном ч.1 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" как иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, на срок не более 90 суток подряд. Основанием для законного нахождения иностранного гражданина в РФ, в данном случае явилась бы миграционная карта и ч.1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В данном случае, ФИО1 после истечения срока законного временного проживания в РФ, 6 марта 2019 года выехал из РФ и в этот же день въехал в РФ, как иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы и получив при въезде в Россию миграционную карту. Указанная миграционная карта на основании ч.1 ст. 5 и ст. 2 (миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации) Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" является основанием для законного нахождения ФИО1 на территории России после истечения срока разрешения на временное проживание. Соответственно в период с 6 марта 2019 года по настоящее время ФИО1 на территории России находится на законных основаниях как иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Выводы административного органа и суда первой инстанции об отсутствии у ФИО1 законных оснований нахождения в РФ в период времени с 7 марта 2019 года по настоящее время, противоречат нормам федерального закона № 115-ФЗ.

В связи с вышеизложенным, в данном случае в действиях ФИО1 отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и дело подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Постановление Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 марта 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 – прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов