ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-191/2021 от 20.10.2021 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №12-191/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

20 октября 2021 года г.Нягань

Судья Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Баскова Л.В.

с участием представителя публичного акционерного общества «Фортум» Полякова В.И., действующего на основании доверенности от 13.03.2021г.

должностного лица, вынесшего постановление - начальника Октябрьского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Берта А.А.,

рассмотрев жалобу представителя публичного акционерного общества «Фортум» на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры области охраны окружающей среды – начальника Октябрьского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Берт А.А. от дата по делу об административном правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.14, ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества «Фортум»,

УСТАНОВИЛ

Публичное акционерное общество «Фортум» обратилось в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры области охраны окружающей среды – начальника Октябрьского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Берт А.А. от дата о привлечении к административной ответственности публичного акционерного общества «Фортум» за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.14, ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

На основании указанного постановления Общество признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.14, ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В своей жалобе ПАО «Фортум» просит признать незаконным и отменить указанное постановление, производство по делу прекратить. Считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Полагает, что в действиях ПАО «Фортум» отсутствовали событие и состав административного правонарушения. ПАО «Фортум» в процессе своей хозяйственной деятельности осуществляет сброс сточных вод, образованных от охлаждения оборудования в оборотной системе технического водоснабжения Няганской ГРЭС, в реку Нягань-Юган через выпуск № 1 в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование от дата, являясь водопользователем ПАО «Фортум» в соответствии с п.п. 5, 6 ВК РФ, а также Решением ведёт учёт объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водным объектом и его водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представляет результаты такого учёта и наблюдений в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры. Порядок ведения водопользователями учёта объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества был утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 08.07.2009 г. № 205 (далее - Порядок № 205).

Ссылалась на то, что в силу п. 13 Порядка № 205 программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 30-дневный срок, для Няганской ГРЭС отделом водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления (НОБВУ) по ХМАО-Югре были согласованы: дата - программа наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; дата - программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод. Согласно программам, для выпуска № 1 в р. Нягань-Юган, <данные изъяты> от устья определены места наблюдения и отбора проб; <данные изъяты> выше по течению реки от места сброса сточных вод (Т2); <данные изъяты> ниже по течению реки от места сброса сточных вод (Тб).

Полагает, что поскольку оголовок выпуска 1 классифицируется как русловой, затопленный, рассеивающий - место отбора проб сточных вод оборудовано в колодце арматуры КК1 на линейном участке до сброса сточных вод в р. Нягань-Юган (пп. 3.1 п. 3 программы наблюдений). Иные места отбора проб как с поверхностной, так и со сточной воды для Няганской ГРЭС не определены. Отчёт о выполнении условий водопользования за дата был направлен ПАО «Фортум» в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры Кроме того, нормативы допустимого воздействия на водный объект (участок реки Нягань-Юган), устанавливаются по показателям совокупного воздействия для химических веществ, поступающих от всех водопользователей. Между тем из оспариваемого постановления не следует, что Няганская ГРЭС является единственным водопользователем реки Нягынь-Юган, а также что нормативы допустимых сбросов установлены для Няганской ГРЭС на уровне нормативов допустимого воздействия на водный объект.

Представитель ПАО «Фортум» полагает, выводы административного органа о наличии в действиях ПАО «Фортум» события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ являются неправомерными.

Кроме того, по мнению представителя ПАО «Фортум» оспариваемое постановление вынесено административным органом, неуполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора, в том числе возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесённых к I категории.

Мотивирует тем, что в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор, в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции.

Согласно п. 6 ст. 65 ФЗ № закона «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень таких объектов определяется на основании критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 (п. 7 ст. 65 ФЗ № 7-ФЗ).

Исходя из п. 4 Постановления № 903 критериями для включения в перечень объектов, в отношении которых должен осуществляться федеральный государственный экологический надзор, являются, во-первых, факт оказания объектом негативного воздействия на окружающую среду, во-вторых, отнесение его к объекту I категории или к объекту II категории, на который выдано комплексное экологическое разрешение.

Няганская ГРЭС поставлена на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением I категории.

Считает, что в отношении НГРЭС может осуществляться только федеральный государственный экологический надзор.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными органами в пределах своей компетенции.

В ходе рассмотрения жалобы представитель ПАО «Фортум» на доводах жалобы настаивал, просит постановление отменить, производство по делу прекратить за истечением срока привлечения к административной ответсвенности.

Начальник Октябрьского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Берт А.А. просит вернуть административный материал на новое рассмотрение.

Выслушав представителя ПАО «Фортум», начальника Октябрьского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Берта А.А., исследовав и оценив представленные доказательства и материалы дела, судья приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры области охраны окружающей среды – начальника Октябрьского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Берт А.А. от дата ПАО «Фортум» признано виновным в совершении административных правонарушений по ч.1 ст.8.14 и ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000руб.

Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Протоколы об административных правонарушениях и постановление о назначении административного наказания вынесено старшим государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды - начальником Октябрьского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры в рамках регионального государственного экологического надзора.

Согласно п. 4 ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в применимой редакции) государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2014 года № 426, действовавшего до 01 июля 2021 года, федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

На основании ч. 3 ст. 36 Водного кодекса Российской Федерации (в применимой редакции) критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации. На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни объектов, подлежащих соответственно федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных «объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов», действовавшим до 01 января 2021 года, в том числе на момент совершения административного правонарушения, было закреплено, что критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование в том числе поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд.

Согласно подп. «б» п. 1 Критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года № 640, использование водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, является критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.

Использование водного объекта ПАО «Фортум» для сброса сточных вод связано с деятельностью Няганской ГРЭС, которая входит в Единую энергетическую систему России, относящуюся к федеральным энергетическим системам.

ПАО «Фортум» привлечено к ответственности постановлением должностного лица, не уполномоченного осуществлять федеральный государственный экологический надзор.

ПАО «Фортум» привлечены к административной ответственности должностным лицом, не уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как видно из постановления и материалов дела об административном правонарушении, поводом для привлечения ПАО «Фортум» к административной ответственности явилось поступившее в Природнадзор Югры письмо Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.12.2020, в котором содержались результаты анализа отчётов водопользователей за <данные изъяты> о выполнении условий водопользования и в приложенной к письму таблице указывалось на превышение нормативов качества воды в водном объекте в месте сброса сточных вод, в т.ч. ПАО «Фортум».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные сведения являлись поводом для возбуждения в отношении ПАО «Фортум» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьёй 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо для проведения в отношении указанного юридического лица внеплановой проверки в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и части 7.1 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент события административного правонарушения).

Однако, как следует из материалов дела, в рамках указанных процедур сведения, предоставленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не уполномоченным на производство по делу об административном правонарушении, контрольно-надзорным органом не проверялись, виновность ПАО «Фортум» в нарушении требований к охране водных объектов, правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект с позиций части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливалась.

В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор, в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции.

Согласно п. 6 ст. 65 ФЗ № закона «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень таких объектов определяется на основании критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах компетенции.

Протоколы об административных правонарушениях и постановление о назначении административного наказания вынесено лицом, не уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора.

Согласно протоколу об административном правонарушении от дата указано, что время совершения административного правонарушения дата в <данные изъяты>, <данные изъяты> от устья реки Нягань-Юган в точках с географическими координатами <данные изъяты>

В соответствии со ст.4.5 постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Со дня совершения административного правонарушения прошло более года.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств перечисленных в статье, в том числе истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

При рассмотрении административного материала было установлено, что истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного, руководствуясь п.1.ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

Постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры области охраны окружающей среды – начальника Октябрьского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Берт А.А. от дата по делу об административном правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.14, ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества «Фортум» отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты–Мансийского автономного округа-Югры в 10-дневный срок через Няганский городской суд.

Судья Баскова Л.В.