ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-191/2022 от 26.09.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Дементьева О.С. Дело № 21-733/2022 (№ 12-191/2022)

УИД: 64RS0045-01-2022-000109-54

РЕШЕНИЕ

26 сентября 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре
ФИО1, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Складская Транспортная Логистика» на решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 17 августа 2022 года, постановление старшего государственного инспектора территориального отдела по Саратовской области Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее МУГАДН) ФИО2 № 641011484
от 09 декабря 2021 года по части 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Складская Транспортная Логистика»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела по Саратовской области МУГАДН ФИО2 от 09 декабря 2021 года
№ 641011484 ООО «Складская Транспортная Логистика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3
статьи 12.21.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей.

Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 17 августа 2022 года постановление должностного лица от 09 декабря 2021 года оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, общество с ограниченной ответственностью «Складская Транспортная «Логистика» просит постановление должностного лица и решение суда отменить, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Поверив законность и обоснованность решения судьи, постановление должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Согласно части 1 статьи 31 названного Федерального закона движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под крупногабаритным транспортном средством понимается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению № 1.

Согласно приложению № 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом допустимые габариты транспортного средства не должны превышать следующие значения: длина одиночного транспортного средства - 12 метров, прицепа - 12 метров, автопоезда - 20 метров, длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза - 2 метра; ширина всех транспортных средств - 2,55 метра, изотермические кузова транспортных средств - 2,6 метра; высота всех транспортных средств - 4 метра. Предельно допустимые габариты транспортных средств, указанные в данном приложении, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.

Из представленных материалов усматривается, что 12 октября 2021 года на ПКП-1 (Саратов) 292 км + 200 м автодороги 1-Р-228 «Сызрань-Саратов-Волгоград» транспортное средство марки ДАФ, государственный регистрационный знак <***> с прицепом государственный регистрационный знак АС8770362 под управлением водителя ФИО3 в нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением допустимых габаритов.

Грузоперевозчиком является ООО «Складская Транспортная Логистика».

Измерение проводилось с использованием рулетки измерительной металлической Р5УЗК, регистрационный номер № 35279-07, заводской номер 28, свидетельство о поверке № 19009130750 действительно до 15 декабря 2021 года, курвиметр полевой КП-230С, регистрационный № 37342-08, заводской (серийный) №1790, свидетельство о поверке № 554266, действительно до 16 декабря 2021 года, рейки нивелирной телескопической, VEGA TS5M, регистрационный номер № 51835-12, заводской (серийный) номер № 5684, свидетельство о поверке № 554132 действительно до 2 декабря 2021 года.

Доводы жалобы о существенных нарушениях, допущенных должностным лицом при проведении контроля габаритов транспортного средства, несостоятельны.

С 01 января 2021 года действует Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса России от 31 августа 2020 года № 348 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка весогабаритный контроль транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации осуществляется в пунктах весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - пункты весогабаритного контроля), организуемых в соответствии с главой IV настоящего Порядка, в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Пунктом 15 Порядка установлено, что при фиксации весогабаритных параметров транспортных средств: 1) отмечаются измеренные весогабаритные параметры транспортного средства; 2) осуществляется вычет инструментальной погрешности измерений (инструментальная погрешность измерений параметра вычитается из измеренной величины параметра, и вычисляется применяемая величина для определения наличия превышения параметра). В качестве значения инструментальной погрешности принимается значение пределов допускаемой погрешности, указанных в описании типа средства измерений, без учета знака; 3) осуществляется сравнение применяемой величины с допустимым параметром, установленным законодательством об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте (или с разрешенным параметром в случае наличия специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

Согласно пункту 21 Порядка должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа осуществляется анализ и сравнение результатов инструментального контроля, оформленного в виде акта результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства, на наличие или отсутствие превышений измеренных весогабаритных параметров транспортного средства над допустимыми весогабаритными нормами, установленными законодательством об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, применительно к конкретному участку автомобильной дороги, на котором осуществлялся инструментальный контроль.

Пунктами 26 и 27 Порядка установлено, что по результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа, или владельцем автомобильной дороги, или оператором СПВГК (ППВГК) незамедлительно, но не позднее 3 часов, составляется акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства.

В акте результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства, в том числе, указываются: номер, дата, время составления, наименование и адрес собственника пункта весогабаритного контроля, наименование оператора и (или) уполномоченного контрольно-надзорного органа; принадлежность СПВГК или места размещения ППВГК к контролируемой автомобильной дороге (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку; адрес (место) дислокации СПВГК или ППВГК, в том числе координаты ГЛОНАСС/GPS (при наличии); наименование, тип и серийный номер средства измерений, год выпуска, регистрационный номер утвержденного типа средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, срок действия утвержденного типа средства измерений, номер и срок действия свидетельства о поверке, пределы погрешности средства измерений; организация, осуществившая погрузку груза в транспортное средство (наименование, адрес и телефон) (при наличии сведений); характеристики груза (наименование, делимый/неделимый, масса и габаритные параметры) по транспортным документам; применяемая величина длины, ширины и высоты транспортного средства или автопоезда (метр).

Учитывая вышеизложенное, а также конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу, что измерения были проведены в соответствии с Порядком, результаты измерений отображены в акте проверки. При проведении измерений водителем каких-либо замечаний относительно их результатов выражено не было.

Сведения о приборах, которыми производились измерения, указаны в акте
№ 1 от 12 октября 2021 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по габаритам, произведенного в присутствии инспектора и водителя транспортного средства. Оснований усомниться в результатах измерений и не доверять сведениям, указанным в материалах дела, не имеется.

Ссылка заявителя на пункт 13 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса России от 29 марта 2018 года №119 является несостоятельной, поскольку на момент совершения правонарушения действовали иные Правила.

Приведенные обстоятельства подтверждены протоколом № 641011484 от 10 ноября 2021 года об административном правонарушении в отношении ООО «Складская Транспортная Логистика», определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19 октября 2021 года, постановлением № 64101003248 от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении водителя ФИО3, актом № 1 о превышении транспортным средством установленных ограничений по габаритам от 12 октября 2021 года и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ООО «Складская Транспортная Логистика» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Данный вывод основан на положениях названного кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.

Административное расследование по данному делу об административном правонарушении действительно не производилось, о чем было указано в решении судьи Саратовского областного суда от 27 июня 2022 года, в связи с чем решение Кировского районного суда города Саратова от 29 апреля 2022 года было отменено, дело было направлено на новое рассмотрение в Саратовский районный суд Саратовской области. Впоследствии по данному делу было вынесено решение Саратовским районным судом Саратовской области от 17 августа 2022 года, которое и является предметом пересмотра. Однако вопреки доводам жалобы, с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», протокол об административном правонарушении существенных недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством по делу, не содержит.

Доводы жалобы о том, что ООО «Складская Транспортная Логистика» не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку транспортное средство находилось в пользовании водителя ФИО3, который уже был привлечен к административной ответственности за данное правонарушение, что является исключением привлечения к административной ответственности за то же деяние юридического лица, является несостоятельным. Согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие ООО «Складская Транспортная Логистика» всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что исключает применение положений части 4 статьи 2.1 указанного Кодекса в данном случае.

Будучи перевозчиком, ООО «Складская Транспортная Логистика» знало, какой груз оно будет перевозить, должно было организовать и контролировать перевозку груза таким образом, чтобы исключить при движении транспортного средства нарушение вышеуказанных требований закона. Возможность для соблюдения норм и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, у организации имелась, однако, не принято достаточных и всех зависящих от нее мер по их соблюдению.

Каких-либо сведений и доказательств, которые могли бы свидетельствовать о невозможности со стороны перевозчика осуществлять контроль за соблюдением при движении транспортного средства допустимых габаритов транспортного средства и выполнением соответствующих требований закона, материалы дела не содержат.

Доводы заявителя не свидетельствуют об отсутствии в действиях
ООО «Складская Транспортная Логистика» признаков состава вменяемого юридическому лицу административного правонарушения, поскольку фактические обстоятельства его совершения подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, в том числе актом определения весовых параметров транспортного средства №1 и протоколом об административном правонарушении.

Ссылка заявителя на неразъяснение ему прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ является несостоятельной, поскольку на составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель общества не явился, защитника также не направил, при этом был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (ШПИ 41000062933534, почтовое отправление вручено адресату 3 ноября 2021 года), а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (ШПИ 41097962183800 почтовое отправление вручено 8 декабря 2021 года). При этом полученный обществом протокол об административном правонарушении от 10 ноября 2021 года содержит письменное разъяснение прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, а также статьи 51 Конституции РФ.

Имеющиеся в материалах дела доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми.

Постановление о привлечении ООО «Складская Транспортная Логистика» к административной ответственности вынесено с соблюдением установленного срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено ООО «Складская Транспортная Логистика» в пределах санкции части 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения штрафа не имеется.

Правила статьи 4.1.2 КоАП РФ не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (часть 4 статьи 4.1.2 Кодекса).

Согласно примечаниям к статье 12.21.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные этими статьями, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судом первой инстанции не допущено.

С учетом вышеизложенного оснований к отмене или изменению обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области
от 17 августа 2022 года, постановление старшего государственного инспектора территориального отдела по Саратовской области Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора ФИО2 № 641011484 от 09 декабря 2021 года по части 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Складская Транспортная Логистика» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Т.Е. Шмидт