ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-191/2022 от 28.07.2022 Керченского городского суда (Республика Крым)

УИД 91MS0048-01-2022-000895-40

дело № 12-191/2022

РЕШЕНИЕ

28 июля 2022 года г. Керчь

Судья Керченского городского суда Республики Крым Богданович Е.И., с участием помощника прокурора города Керчи Республики Крым Сергеевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора города Керчи Таравой Ю.В. на определение мирового судьи судебного участка № 48 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 3 июня 2022 года по делу № 5-48-151/2022 об административном правонарушении в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинского Юрия Владиславовича о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Определением мирового судьи судебного участка № 48 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 3 июня 2022 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 марта 2022 года с приложенными к нему материалами в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинского Ю.В. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращены заместителю прокурора города Керчи для устранения недостатков.

Заместитель прокурора г. Керчи Таравая Ю.В. обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с протестом на определение мирового судьи судебного участка № 48 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 3 июня 2022 года, в котором просила указанное определение отменить и возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинского Ю.В. на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 48 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым.

Заместитель прокурора города Керчи Республики Крым полагает, что требования приказа ФГУП «Поста России» в части требований к почтовым отправлениям из разряда «Судебное» к направлению корреспонденции органом прокуратуры не относятся, в связи с чем, выводы суда первой инстанции в указанной части являются необоснованными.

В судебном заседании помощник прокурора города Керчи Республики Крым Сергеева М.А. поддержала протест, принесенный на определение мирового судьи судебного участка № 48 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 3 июня 2022 года, настаивала на его удовлетворении.

В судебное заседание ИП Бережной А.Г. не явился, судебная корреспонденция, направленная по месту его проживания, возвращена отправителю с отметкой об истечении срока хранения. Изложенные обстоятельства расцениваются судом как надлежащее извещение стороны о времени и месте рассмотрения дела. Риск не получения судебной корреспонденции лежит на получателе.

Проверив доводы протеста, изучив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

По смыслу норм права, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Правила оформления названного документа указаны в частях 2 - 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, согласно чч.4 и 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. (часть 4.1)

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

В силу положений части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные требования распространяются и на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное прокурором.

По смыслу приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, или его законного представителя.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия, такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Согласно материалам дела постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено должностным лицом 23 марта 2022 года в отсутствие директора общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинского Ю.В.

При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении директора общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинского Ю.В. о составлении протокола об административном правонарушении.

В материалах дела имеется извещение о времени и месте составления протокола на 23 марта 2022 года, направленное должностным лицом административного органа в адрес ЧОП «Седьмой легион» почтовым отправлением (л.д. 22, 25-26).

При этом, из отчета об отслеживании данного почтового отправления, находящегося в открытом ресурсе Почты России, следует, что оно 11 марта 2022 года в 16 часов 43 минуты принято в отделении связи и прибыло в место вручения 14 марта 2022 года в 09 часов 02 минуты, в этот же день передано почтальону и 14 марта 2022 года в 12 часов 49 минут зафиксирована неудачная попытка вручения. 14 апреля 2022 года в 13 часов 22 минуты почтовое отправлениевыслано обратно отправителю за истечением срока хранения.

Правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), определяющим права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью, регулирующим правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, устанавливающим статус организаций почтовой связи и закрепляющим социальные гарантии их работников.

В соответствии со статьей 4 этого закона, порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, которым являлось Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (пункт 1, подпункт 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418 в редакции от 24 июля 2017 г.).

В настоящее время эти полномочия осуществляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (пункт 1 и подпункт 5.2.25 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 418).

Правила утверждены Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при реализации полномочий, предоставленных федеральным законом, изменения, внесенные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 61.

В силу части третьей статьи 4 Федерального закона N 176-ФЗ особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений, извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.

Аналогичное положение содержит абзац второй пункта 15 Правил, согласно которому особенности доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда "административное" (направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях почтовых отправлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих вложения в виде извещений (повесток), копий актов (в том числе определений, решений, постановлений по делам об административных правонарушениях), дел (материалов) об административных правонарушениях, исполнительных документов) устанавливаются Правилами.

Частью первой статьи 21 Федерального закона N 176-ФЗ установлено, что почтовое отправление или переведенные денежные средства, которые невозможно доставить (вручить) в связи с неточностью или отсутствием необходимых адресных данных пользователя услуг почтовой связи, выбытием адресата либо иными обстоятельствами, исключающими возможность выполнения оператором почтовой связи обязанностей по договору оказания услуг почтовой связи, возвращаются отправителю. В случае отказа отправителя от получения возвращенного почтового отправления или возвращенных денежных средств они передаются на временное хранение в число невостребованных почтовых отправлений и денежных средств.

В соответствии с пп. 32 и 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 года N 234, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи. Вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).

Пунктом 34 Правил установлено, что письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней (абзац первый). При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются (абзац второй). Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения (абзац третий). Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи. Адресатом (его уполномоченным представителем) может быть продлен срок хранения почтовых отправлений (за исключением почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное") и почтовых переводов в случае, если такая возможность предусмотрена в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи (абзац четвертый). По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных (абзац пятый). Договором об оказании услуг почтовой связи может быть предусмотрен отказ отправителя от возврата неврученных почтовых отправлений по истечении установленного срока хранения. При отказе отправителя от возврата неврученных почтовых отправлений по истечении установленного срока хранения, порядок действий оператора почтовой связи в отношении таких почтовых отправлений устанавливается договором об оказании услуг почтовой связи (абзац шестой).

Имеющаяся в материалах дела копия конверта почтового отправления (л.д. 25,26) не содержат сведений о наличии на нем отметок «административное», в связи с чем, он подлежал возврату отправителю по истечению 30-ти дней с момента первой неудачной попытки вручения. Таким образом, почтовой организацией выполнены требования Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 года N 234.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что указанное почтовое отправление адресовано ЧОП «Седьмой легион», а не директору общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинскому Ю.В.

Таким образом, на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 23 марта 2022 года у должностного лица отсутствовали данные о надлежащем извещении директора общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинского Ю.В. о времени и месте разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении так как тридцатидневный срок хранения почтовых отправлений в отделении почтовой связи адресата, установленный п. 34 Правил, не истек, в связи с чем, у заместителя прокурора отсутствовали основания для вывода о надлежащем извещении директора общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинского Ю.В. о времени и месте рассмотрения материалов проверки в отношении него.

Подобное уведомление директора общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинского Ю.В., в отношении которого ведется производство по делу, не свидетельствует о соблюдении должностным лицом административного органа требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, суд отмечает, что в обжалуемом определении вывод о необходимости применения в рассматриваемом случае положений Особых условий приёма, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» отсутствует, мировым судьёй лишь процитированы положения пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При таких обстоятельствах определение мирового судьи судебного участка № 48 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 3 июня 2022 года является законным, основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

определение мирового судьи судебного участка № 48 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 3 июня 2022 года по делу № 5-48-151/2022 об административном правонарушении в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Седьмой легион» - Тележинского Юрия Владиславовича о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, протест заместителя прокурора города Керчи Таравой Ю.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.И. Богданович