Дело № 12-192/2018
РЕШЕНИЕ
г. Поронайск Сахалинской области 28 ноября 2018 года
Судья Поронайского городского суда Сахалинской области *5, с участием старшего Помощника Поронайского городского прокурора *4, защитника муниципального унитарного предприятия «Поронайская коммунальная компания-1» *3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу генерального директора муниципального унитарного предприятия «Поронайская коммунальная компания-1» *6 на постановление государственного инспектора Российской Федерации по * по надзору за использованием и охраной водных объектов *1 от дата , которым юридическое лицо - муниципального унитарного предприятия «Поронайская коммунальная компания-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства муниципальным унитарным предприятием «Поронайская коммунальная компания-1», в ходе которой установлено, что предприятие осуществляет сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в водный объект залива Терпения Охотского моря Сахалинской области по водовыпускам * в отсутствие решений на право пользования.
По результатам проведенной проверки постановлением Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора *2дата в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия «Поронайская коммунальная компания-1» возбуждено дело об административном правонарушении по ст.7.6 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по Сахалинской области по надзору за использованием и охраной водных объектов *1 от дата юридическое лицо - муниципального унитарного предприятия «Поронайская коммунальная компания-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, *7 обжаловал его в суд, поскольку не установлена вина юридического лица в совершении административного правонарушения. МУП «ПКК-1» не имеет возможности получить разрешительную документацию по независящим от предприятия причинам. По вопросу получения решений о предоставлении водного объекта залив Терпения по выпуску * и * предприятие предприняло следующий действия: направлен пакет документов для рассмотрения вопроса о предоставлении в пользование водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, по результатам рассмотрения документов получен мотивированный отказ, в связи с предоставлением документов не в полном объеме (отсутствие наличия контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов); после предприятие обратилось к собственнику эксплуатируемых объектов КУМИ Администрации Поронайского городского округа о приобретении расходомеров сточных вод, без которых невозможно оформить документацию для оформления права пользования водным объектом. Для их установки заключены муниципальные контракты *, 90 от дата . В настоящее время контракты выполнены в полном объеме, приборы учета установлены. С целью получения решений о предоставлении водных объектов в пользование МУП «ПКК-1» дата обратилось в Федеральное агентство водных ресурсов Амурское бассейновое водное управление. дата были полученные мотивированные отказы по причине отсутствия очистных сооружений. Обеспечение очистки сточных вод централизованной системы водоотведения Поронайского городского округа входит в полномочия Администрации Поронайского городского округа, являющейся учредителем МУП «ПКК-1». По данному основанию с учетом утвержденной постановлением администрации Поронайского городского округа от дата * «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение населения Поронайского городского округа качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2020 год», заключенного муниципального контракта * на разработку проектно-сметной документации по объекту «Строительство очистных сооружений в г.Поронайске, в том числе ПСД», установленного необходимого срока на строительство всех объектов системы водоотведения 39 месяцев, решением Поронайского городского суда от дата обязанность по водоотведению в г.Поронайске в соответствии с требованиями действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства возложена на администрацию Поронайского городского округа в срок до 2020 года посредством строительства и введения в эксплуатацию очистных сооружений. Таким образом, получение разрешительных документов на эксплуатацию водных объектов возможно только после строительства очистных сооружений. В настоящее время для прекращения сброса сточных вод имеются два пути: перекрыть питьевую воду и канализацию. Мотивированные отказы Федерального агентства водных ресурсов Амурское бассейновое водное управление в выдаче Решений о предоставлении водных объектов в пользование МУП «ПКК-1» по причине отсутствия очистных сооружений является объективной причиной, препятствующей соблюдению требований водного законодательства. Кроме того, настоящее дело не подведомственно суду общей юрисдикции.
В судебном заседании защитник *3 доводы жалобы поддержали в полном объеме, просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Дополнительно пояснила, что согласно ответа вице-мэра Поронайского городского округа *8 проектно-сметная документация по объекту «Строительство очистных сооружений в г.Поронайске» разработана в 2017 году, составлена сметная стоимость строительства, получено положительное заключение государственной экспертизы от дата . На 2019 год из областного бюджета выделена часть денег на строительство очистных сооружений. Так как стоимость строительства объекта превышает 1,5 миллиона рублей, то согласно постановлению Правительства Сахалинской области от дата * требуется проведение ценового аудита инвестиционного проекта. С этой целью в настоящее время проектно-сметная документация направлена в экспертную организацию для прохождения ценового аудита. Срок проведения аудита не более 40 дней. После получения положительного заключения от экспертной организации Департаментом муниципального заказа в 1 квартале 2019 года будут проведены конкурсные процедуры по определению подрядной организации на строительство объекта. А также просила учесть состоявшиеся судебные решения.
Прокурор *4 полагала постановление законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Исходя из интересов законности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, с учетом всех его материалов и доводов жалобы, пояснений сторон, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по ст.7.6 КоАП РФ предусмотрена за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
По смыслу статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок использования водных объектов, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, нарушение такого порядка влечет причинение значительного вреда окружающей природной среде. Кроме того, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере использования водных объектов.
Согласно статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов на основании договоров водопользования.
Как следует из постановления, МУП «ПКК-1» при осуществлении хозяйственной деятельности допустило использование водного объекта залива Терпения Охотского моря Сахалинской области по выпускам * без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
Так, согласно информации, предоставленной администрацией Поронайского городского округа сброс сточных вод в залив Терпения Сахалинской области на территории МО * осуществляет МУП «ПКК-1». Решение (договор) водопользования с целевым назначением сброса сточных вод в залив Терпения у МУП «ПКК-1» отсутствует. МУП «ПКК-1» осуществляет сброс хозяйственно-бытовых сточных вод через водовыпуски * в залив Терпения Охотского моря Сахалинской области. Водовыпуски расположены в черте г.Поронайска (выпуск * на расстоянии 1,1 км от устья реки Поронай, выпуск * находится на расстоянии 3,2 км от устья реки Поронай).
МУП «ПКК-1» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории МО * В настоящее время объекты водоснабжения и водоотведения переданы по договору аренды муниципального имущества * от дата в хозяйственное ведение МУП «ПКК-1» (срок аренды по дата ).
МУП «ПКК-1» имело решения о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных вод в залив Терпения Охотского моря со сроком водопользования до дата .
В настоящее время предприятием продолжается сброс сточных вод в отсутствие необходимых разрешительных документов. Более того, имеются мотивированные отказы Федерального агентства водных ресурсов Амурское бассейновое водное управление.
Между тем, материалами дела установлено следующее:
Уставом муниципального унитарного предприятия «Поронайская коммунальная компания-1» определены цели, предмет и виды деятельности.
Основными целями и предметом деятельности МУП «ПКК-1» являются обеспечение социальных гарантий населения и организаций Поронайского городского округа в области жилищно-коммунального обслуживания.
МУП «ПКК-1», как единственная ресурсоснабжающая организация в г.Поронайске, реализует коммунальные ресурсы с целью обеспечения потребителей в границах городского округа коммунальными услугами.
Для этих целей одним из видов деятельности, которые осуществляет предприятие, является предоставление коммунальных услуг по водоотведению.
Для организации водоснабжения населения города Поронайск Администрацией Поронайского городского округа и предприятием были заключены договоры аренды муниципального имущества (договор аренды муниципального имущества от дата *, дополнительное соглашение * от дата ).
В соответствии с требованиями пункта 11 Правил и типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденной приказом МПР РФ от 14.03.2007 N 56 в документах должны быть представлены сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод.
По вопросу получения решений о предоставлении водного объекта залив Терпения по выпуску * и * предприятие предприняло следующие действия: направлен пакет документов для рассмотрения вопроса о предоставлении в пользование водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, по результатам рассмотрения документов получен мотивированный отказ, в связи с предоставлением документов не в полном объеме (отсутствие наличия контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов); после предприятие обратилось к собственнику эксплуатируемых объектов КУМИ Администрации Поронайского городского округа (запрос * от дата ) о приобретении расходомеров сточных вод, без которых невозможно оформить документацию для оформления права пользования водным объектом. Для их установки заключены муниципальные контракты *, 90 от дата . В настоящее время контракты выполнены в полном объеме, приборы учета установлены.
С целью получения решений о предоставлении водных объектов в пользование МУП «ПКК-1» дата обратилось в Федеральное агентство водных ресурсов Амурское бассейновое водное управление. дата были полученные мотивированные отказы по причине отсутствия очистных сооружений.
В соответствии с положениями ст.ст.16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.2-6 Федерального закона от 7 декабря 2001 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Устава муниципального образования Поронайский городской округ, обеспечение очистки сточных вод централизованной системы водоотведения Поронайского городского округа входит в полномочия Администрации Поронайского городского округа, являющейся учредителем МУП «ПКК-1».
По данному основанию с учетом утвержденной постановлением администрации Поронайского городского округа от 24 марта 2015 года № 313 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение населения Поронайского городского округа качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2020 год», заключенного муниципального контракта * на разработку проектно-сметной документации по объекту «Строительство очистных сооружений в г.Поронайске, в том числе ПСД», установленного необходимого срока на строительство всех объектов системы водоотведения 39 месяцев, решением Поронайского городского суда от дата обязанность по водоотведению в г.Поронайске в соответствии с требованиями действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства возложена на администрацию Поронайского городского округа в срок до 2020 года посредством строительства и введения в эксплуатацию очистных сооружений.
МУП «ПКК-1» получен ответ вице-мэра Поронайского городского округа *9 согласно которого проектно-сметная документация по объекту «Строительство очистных сооружений в г.Поронайске» разработана в 2017 году организацией ОАО * составлена сметная стоимость строительства, получено положительное заключение государственной экспертизы от дата *. На 2019 год из областного бюджета выделено * тыс.рублей на строительство очистных сооружений. Так как стоимость строительства объекта превышает 1,5 миллиона рублей, то согласно постановлению Правительства Сахалинской области от дата * требуется проведение ценового аудита инвестиционного проекта. С этой целью в настоящее время проектно-сметная документация направлена в ОАУ *» (экспертную организацию) для прохождения ценового аудита. Срок проведения аудита не более 40 дней. После получения положительного заключения от экспертной организации Департаментом муниципального заказа в 1 квартале 2019 года будут проведены конкурсные процедуры по определению подрядной организации на строительство объекта.
Из представленных документов следует, что получение разрешительных документов на эксплуатацию водных объектов возможно только после строительства очистных сооружений.
В этой связи прихожу к выводу, что юридическим лицом МУП «ПКК-1» своевременно приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований водного законодательства.
Защитником *3 предоставлены доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению юридическим лицом требований водного законодательства, а также обстоятельств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исполнение требований должностных лиц в настоящее время возможно путем перекрытия питьевой воды и канализации, что приведет к еще большему негативному воздействию.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные доказательства с учетом положений статей 1.5 и 2.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, которые бы свидетельствовали о виновности юридического лица и наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В связи с изложенным, постановление государственного инспектора Российской Федерации по Сахалинской области по надзору за использованием и охраной водных объектов *10 от дата нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
На основании изложенного, и, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации по Сахалинской области по надзору за использованием и охраной водных объектов *1 от дата - отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, *11 - считать удовлетворенной.
Судья Поронайского городского суда О.В. Воищева
Копия верна: Судья О.В. Воищева