Судья Черкасова И.В. Дело № 12-192/2019
№ 7-45/2019
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
5 июля 2019 года город Магадан
Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Гельман И.В.,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1, защитников Куделина А.В., Энгель Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия (английская)» ФИО1 на решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 6 мая 2019 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия (английская)» на постановление заместителя министра финансов – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области от 12 марта 2019 года № 4 фк-2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица –
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия (английская)», юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя министра финансов – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области ФИО2 от 12 марта 2019 года № 4 фк-2019 юридическое лицо - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия (английская)» (далее – МАОУ «Гимназия (английская)», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Магаданского городского суда от 6 мая 2019 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба юридического лица – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 просит постановления отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что судьей при вынесении решения не дана надлежащая оценка доводам Учреждения, не приняты во внимание обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.
Полагает, что к возникшим правоотношениям должны применяться положения Порядка расходования субвенции, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 26 декабря 2014 года № 1097-пп, в редакции, действующей на момент предоставления субвенции, то есть на начало 2018 года.
Обращает внимание на то, что по результатам плановой проверки административным органом было выявлено 14 фактов нецелевого расходования бюджетных средств, по каждому из которых составлен протокол об административном правонарушении, что является нарушением части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку тождественные нарушения, выявленные в результате одной проверки на предмет соблюдения одного и того же нормативного правового акта, не свидетельствуют о совершении учреждением разных административных правонарушений.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1, защитников Куделина А.В., Энгель Е.А., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств законом признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» муниципальное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Основными видами деятельности Учреждения согласно Уставу являются: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых.
На 2018 год департаментом образования мэрии города Магадана (Учредитель) утвержден муниципальный контракт, в соответствии с которым МАОУ «Гимназия (английская)» оказывает муниципальную услугу по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования несовершеннолетним лицам в возрасте от 6,5 до 18 лет.
Из материалов дела следует, что в период с 28 ноября по 5 декабря 2018 года на основании приказа министерства образования и молодежной политики Магаданской области (далее – Министерство) от 26 ноября 2018 года №... проведена плановая проверка МАОУ «Гимназия (английская)» на предмет целевого использования бюджетных средств на реализацию государственного стандарта общего образования.
В ходе проверки установлено, что финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет субсидии из бюджета муниципального образования «Город Магадан» на выполнение муниципального задания и на иные цели, а также средств от приносящей доход деятельности.
Субсидия предоставляется Учреждению в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания № 1 (далее – Соглашение), заключенного 29 декабря 2017 года между департаментом образования мэрии города Магадана (Учредитель) и МАОУ «Гимназия (английская)».
Предметом данного Соглашения является предоставление Учредителем Учреждению из бюджета муниципального образования «Город Магадан» субсидии на финансовое обеспечение муниципальных общеобразовательных организаций в части реализации ими государственного стандарта общего образования в рамках подпрограммы «Управление развитием отрасли образования в Магаданской области» на 2014-2020 года» государственной программы Магаданской области «Развитие образования в Магаданской области» на 2014-2020 годы» (пункт 1 Соглашения).
Названная государственная программа утверждена постановлением администрации Магаданской области от 28 ноября 2013 года № 1179-па (с последующими изменениями и дополнениями), целью которой является обеспечение качества, доступности и эффективности образования на территории Магаданской области. Одной из задач государственной программы является оснащение учебно-производственной базы образовательных организаций в соответствии со стандартами нового поколения.
Цель подпрограммы «Управление развитием отрасли образования в Магаданской области» - это обеспечение условий для реализации государственной программы, задачи – оказание государственных услуг в рамках реализации государственной программы, эффективное расходование бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы.
Таким образом, предоставляемая Учреждению по названному выше Соглашению субсидия подлежит использованию им в соответствии с ее назначением - на расходы, связанные с образовательным процессом.
По делу установлено, что лимиты бюджетных ассигнований доведены Учреждению справкой-уведомлением об объемах субсидий на 2018 год от 24 сентября 2018 года (уточненный бюджет).
Указанные денежные средства направлены Учреждением на оплату денежных обязательств, в том числе возникших на основании договора об оказании телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных от 1 января 2018 года №..., заключенного с ПАО «Ростелеком».
Согласно акту о проведении проверки целевого использования бюджетных средств на реализацию государственного стандарта общего образования МАОУ «Гимназия (английская)» за 10 месяцев 2018 года от 5 декабря 2018 года Учреждением приняты к учету услуги связи по доступу к сети «Интернет» для сдачи бухгалтерской отчетности на основании договора от 1 января 2018 года №.... Принятые услуги оплачены платежным поручением от 24 сентября 2018 года №... в сумме 10 000 руб. 00 коп. за счет бюджетных средств.
Использование субсидии на оплату телематических услуг связи в сумме 10 000 руб. 00 коп., непосредственно не связанных с образовательным процессом, охватывается объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Установив, что средства субсидии направлены Учреждением на цели, не связанные с образовательным процессом, должностное лицо административного органа, а также судья городского суда пришли к обоснованному выводу о нецелевом использовании денежных средств, предоставленных Учреждению в виде субсидии, в связи с чем правильно квалифицировали допущенное нарушение по статье 15.14 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы защитника Куделина А.В. о том, что Учреждение не является субъектом административного правонарушения, поскольку ему вменяется нецелевое расходование средств субвенции, опровергаются материалами дела.
Ошибочное указание в протоколе об административном правонарушении на расходование Учреждением субвенции не изменяет правовую природу бюджетных средств, которые муниципальное автономное учреждение обязано использовать в соответствии с их назначением.
Вместе с тем из объема предъявленного обвинения подлежит исключению указание на нарушение Учреждением пунктов 6 и 12 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 26 декабря 2014 года № 1097-пп (далее – Порядок), поскольку, исходя из содержания данного Порядка, он определяет механизм предоставления субвенции бюджетам муниципальных образований, а также основания ее расходования. Механизм предоставления субсидии муниципальным образовательным учреждениям названным Порядком не регламентируется.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты подлежат изменению путем исключения из их описательно-мотивировочных частей указания на данные нарушения.
Доводы жалобы о неправильном применении материального закона при рассмотрении дела, а также о наличии процессуального нарушения, выразившегося в привлечении к административной ответственности Учреждения за одно из выявленных 14 нарушений, как за самостоятельное правонарушение уже являлись предметом рассмотрения судьи Магаданского городского суда и обоснованно отклонены им как несостоятельные по мотивам, подробно изложенным в оспариваемом решении.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановление о привлечении МАОУ «Гимназия (английская)» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 15.14 КоАП РФ. Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по делу актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛА:
постановление заместителя министра финансов – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области от 12 марта 2019 года № 4 фк-2019, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 6 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица – муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия (английская)» изменить.
Исключить из описательно-мотивировочных частей данных актов указание на нарушение муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Гимназия (английская)» пунктов 6, 12 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 26 декабря 2014 года № 1097-пп.
В остальной части постановление заместителя министра финансов – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области от 12 марта 2019 года № 4 фк-2019, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 6 мая 2019 оставить без изменения, жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия (английская)» - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.
Судья Л.Н. Баюра