ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-192/20 от 25.06.2020 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

№ 12-192/2020

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

25 июня 2020 года

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре Кириченко Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Новосибирского транспортного прокурора Истомина С.С. на постановление № 054/04/7.29-213/2020 от 13.03.2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Швалова А.Г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя Новосибирского транспортного прокурора Истомина С.С. от 31.01.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного врача ГБУЗ НСО «ССМП» Большаковой И.А. в связи с заключением контрактов с единственным поставщиком в нарушение требований Закона о контрактной системы.

13.03.2020 постановлением № 054/04/7.29-213/2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области прекращено об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу в отношении главного врача ГБУЗ НСО «ССМП» Большаковой И.А. в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением, заместитель Новосибирского транспортного прокурора Истомин С.С. обратилась с протестом в суд, просит отменить постановление, дело направить на новое рассмотрение, поскольку дело рассмотрено неуполномоченным лицом, также при рассмотрении не учтено, что наличие у ГБУЗ НСО «ССМП» заблаговременно доведенных субсидий для реализации проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и заключения соответствующих контрактов с исполнителями, свидетельствует, что заказчиком допущено злоупотребление правом заключения контрактов с единственным поставщиком и нарушении требований частей 1 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, поскольку данные действия (искусственное дробление контрактов и не проведение конкурсных торгов) ограничили конкуренцию и число участников закупки.

В судебном заседании Дечко Е.С. доводы, изложенные в протесте, поддержал.

Защитники должностного лица ГБУЗ НСО «ССМП» - Кудряшов Ю.В., Дюкова Е.И.возражали против удовлетворения протеста, представили письменные возражения.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ГБУЗ НСО «ССМП» Большаковой И.А. по части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения послужили изложенные в постановлении заместителя руководителя Новосибирского УФАС выводы о том, что контракты были заключены с соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", закреплено два способа определения исполнителей (поставщиков): конкурентный и осуществление закупки у единственного исполнителя.

Закупка у единственного поставщика, не относящаяся к конкурентным способам закупки, может осуществляться только в случаях, установленных настоящим Законом.

Перечень случаев, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) указан в части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Наряду с остальными случаями включения контрактов без торгов, предусмотрен пункт 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, позволяющий заказчикам, заключать контракты с единственным поставщиком, с учетом особенностей этой статьи.

В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в частности, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Таким образом, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключать договоры на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Следовательно, при закупке у единственного поставщика по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ установлены исключительные ограничения - оказание медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме и нецелесообразность применения иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени.

Каких либо иных ограничений, в том числе по количеству контрактов и одноименности закупаемых товаров, работ или услуг, Закон N 44-ФЗ не предусматривает.

Из материалов дела следует, что, в рамках соглашения от 12.08.2019 № 485 о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии на реализацию мероприятия «Обеспечение закупки авиационных работ органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях оказания медицинской помощи» государственной программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области» Министерством здравоохранения Новосибирской области ГБУЗ НСО «ССМП» была предоставлена субсидия в сумме 143661000 рублей.

При этом, данная субсидия была доведена двумя этапами: в сумме 71137757 рублей 20 копеек до 31.08.2019 и 72523242 рубля 80 копеек до 31.10.2019. Фактически лимиты бюджетных средств были предоставлены только 06.08.2019.

В период с 10.08.2019 по 22.09.2019 ГБУЗ НСО «ССМП» заключило 35 контрактов с АО «НССА» на выполнение авиационных работ в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо оказании медицинской помощи в неотложной форме.

Каждый контракт, включающий идентичные условия при отсутствии временного интервала заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, т.е. для оказания медицинской помощи в неотложной форме и нецелесообразность применения иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени.

В подтверждении обоснованности заключения контрактов в материалах дела представлены заявки из различных медицинских учреждений Новосибирской области о необходимости осуществления медицинской санитарно-авиационной эвакуации пациентов.

При этом, усматривается и целесообразность выбора единственного поставщика, поскольку с момента предоставления субсидий (06.08.2019) и заключения первого контракта (10.08.2019) у ГБУЗ НСО «ССМП» имелось несколько дней, тогда как для соблюдения процедуры проведения закупки конкурентным способом требуется более длительное время (до 4 месяцев).

Таким образом, указанные контракты были заключены с соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Вопреки доводам прокурора Закон N 44-ФЗ не содержит таких понятий как «искусственное дробление контрактов» и «злоупотреблением правом».

Ссылки прокурора на ограничение конкуренции, поскольку имеется возможность оказания медицинской помощи автомобильным транспортом основаны на суждениях и ничем не подтверждены, в связи с чем судьей во внимание не принимаются.

Из содержания постановления о возбуждении административного дела следует, что главному врачу ГБУЗ НСО «ССМП» вменялись правонарушения датой их совершения: 10.08.2019, 11.08.2019, 19.09.2019, 21.09.2019, 24.09.2019, 24.09.2019, 29.09.2019, 29.09.2019, 28.09.2019, 27.09.2019, 24.09.2019, 25.09.2019, 22.09.2019, т.е. в периода с 10.09.2019 по 29.09.2019, в связи с чем указание в протесте иного периода с 12.08.2019 по 31.12.2019 юридического значения не имеет.

Указание в протесте на то, что дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным лицом, не является обоснованным.

Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.29, 7.30, частями 1 и 3 статьи 7.31, статьями 7.31.1, 7.32, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьями 19.7.2, 19.7.4 указанного Кодекса.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий, вправе, в том числе руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункта 4 Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

К полномочиям Федеральной антимонопольной службы в соответствии с пунктом 5.13 Положения отнесено осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 22 статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Таким, образом, дело об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУЗ НСО «ССМП» рассмотрено уполномоченным лицом.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что прокурором постановление № 054/04/7.29-213/2020 было получено ранее 26.03.2020, при этом протест подан 06.04.2020 (04 и 05 апреля – выходные дни), судья усматривает, что установленный статьей 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок для подачи протеста Новосибирским транспортным прокурором прощен не был.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Постановление № 054/04/7.29-213/2020 от 13.03.2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Швалова А.Г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУЗ НСО «ССМП» Большаковой И.А. – оставить без изменения, протест заместителя Новосибирского транспортного прокурора Истомина С.С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья С.Л. Малахов