ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-192/2016 от 16.12.2016 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело <номер>

РЕШЕНИЕ

<...> 16 декабря 2016 года

Судья Приморского районного суда Архангельской области Тарнаев П.В.,

с участием исполняющего обязанности директора – исполняющего обязанности главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» ФИО1,

помощника Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Канаева А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по протесту Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Некрасова Д.С. на постановление <номер> по делу административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, вынесенное 8 ноября 2016 года исполняющим обязанности директора – исполняющим обязанности главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» ФИО1 в отношении

ФИО2, родившегося <дата> в <адрес>, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес>, не работающего,

установил:

постановлением <номер> исполняющего обязанности директора – исполняющего обязанности главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» ФИО1, от 8 ноября 2016 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей без конфискации орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

В Приморский районный суд Архангельской области поступил протест Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Некрасова Д.С. на указанное постановление, в которой он просит данное постановление отменить в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения. В обоснование протеста прокурор указал, что на дату вынесения указанного постановления Положение о национальном парке «Онежское Поморье» не утверждено Минприроды РФ, в связи отсутствуют установленные в законодательном порядке четкие границы национального парка «Онежское Поморье», зонирование данного парка, что исключает возможность четкого определения географических пределов действия ограничений и запретов, установленных в ст.15 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. С учетом этого, дело рассмотрено в отсутствие ФИО2 на основании п.4 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ.

Исполняющий обязанности директора – исполняющий обязанности главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» ФИО1 просил оставить протест прокурора без удовлетворения, указав, что с 24 сентября 2016 года земли лесного фонда, на которых располагается Национальный парк «Онежское Поморье», отнесены к землям особо охраняемых природных территорий.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, заслушав помощника Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Канаева А.М., поддержавшего протест, исполняющего обязанности директора – исполняющего обязанности главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» ФИО1, суд пришел к следующему.

Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Санкция данной статьи предусматривает административное наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

ФИО2 признан виновным в том, что он 5 ноября 2016 года в 13 часов 30 минут на правом берегу реки Карбасовка в 1,7 километрах выше по течению от устьевой части в границах Национального парка «Онежское Поморье» в Приморском районе Архангельской области в нарушение п.78.1 и п.14.5.5 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 30 октября 2014 года №414, находился в местах добычи (вылова) с незаконными орудиями природопользования – четырнадцатью ставными объячеивающими сетями заводского производства в сухом собранном виде в рабочем состоянии, а также в нарушение ч.2 ст.15 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» осуществлял движение и стоянку механизированного транспортного средства (мотобуксировщика) с прицепленными к нему двумя санями – волокушами вне дорог и водных путей общего пользования.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: а) заповедной зоны; б) особо охраняемой зоны; в) рекреационной зоны; г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; д) зоны хозяйственного назначения; е) зоны традиционного экстенсивного природопользования. Согласно п. 5 данной статьи дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Исходя из пункта 2 ст.15 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам.

Содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории этого национального парка. Согласно п.11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от 10 августа 1993 года №769, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нём, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится данный парк.

Судом установлено, что на момент вынесения опротестованного постановления и на данный момент Минприроды РФ не утверждено Положение о национальном парке «Онежское Поморье», в котором были бы определены конкретные границы национального парка в соответствующей системе координат с указанием характерных (поворотных) точек, а также были бы указаны границы функциональных зон.

Установленные ст.15 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» запреты и ограничения предполагает, что имеются четкие географические координаты территории национального парка и проведено зонирование данной территории. Ограничение прав граждан возможно лишь при установлении в предусмотренном законом порядке четких границ национального парка «Онежское Поморье», проведения зонирования территории.

Указанное свидетельствует, что конкретный комплекс ограничений и запретов на территории указанного национального парка фактически не установлен, а также не определены географические пределы их действия.

Данные вопросы, включая вопрос границ территории национального парка «Онежское Поморье», подлежат урегулированию уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минприроды РФ).

Факт перевода земель лесного фонда, на которых располагается Национальный парк «Онежское Поморье», в категорию земель особо охраняемых природных территорий не свидетельствует о том, что уполномоченным на то органом государственной власти были определены конкретные границы национального парка в соответствующей системе координат с указанием характерных (поворотных) точек, а также были бы указаны границы функциональных зон.

Поскольку все ограничения и запреты, установленные в ст.15 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», могут быть применены лишь при наличии установленной в определенном законодательством порядке четкой границы территории национального парка и при наличии установленного зонирования территории национального парка, суд также полагает необоснованным признание ФИО2 виновным в совершении указанного выше административного правонарушения.

Отсутствие установленных в законодательном порядке четких границ национального парка «Онежское Поморье» исключает возможность четкого определения географических пределов действия ограничений и запретов, установленных в ст.15 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Учитывая указанное выше, в действиях ФИО2 суд не усматривает состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

Переквалификация действий ФИО2 на ч.2 ст.8.37 КоАП РФ в части вменяемого ФИО2 нарушения п.78.1 и п.14.5.5 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 30 октября 2014 года №414, в данном случае невозможна, поскольку санкция ч.2 ст.37 КоАП РФ в отношении граждан предусматривает более суровое наказание чем санкция ст.8.39 КоАП РФ.

С учетом изложенного, опротестованное прокурором постановление подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Г. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава указанного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

протест Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Некрасова Д.С. на постановление <номер> по делу административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, вынесенное 8 ноября 2016 года исполняющим обязанности директора – исполняющим обязанности главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» ФИО1 в отношении ФИО2, удовлетворить.

Постановление <номер> по делу административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, вынесенное 8 ноября 2016 года исполняющим обязанности директора – исполняющим обязанности главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» ФИО1 в отношении ФИО2 отменить и производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья П.В. Тарнаев