ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-192/2021 от 01.03.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Барчо Р.А. Дело № 7-63/2022

(1 инст. № 12-192/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Адыгея Тхагапсова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 на решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 29 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Зеленый Дом»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении от 05 августа 2021г. № 08-01-134-Ф-1 юридическое лицо ООО «Зеленый Дом» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ, с назначением Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Решением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 29.09.2021 года по жалобе юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, постановление должностного лица от 05.08.2021 № 08-01-134-Ф-1 изменено в части назначенного административного наказания в отношении ООО «Зеленый дом», административный штраф заменен на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В своей жалобе на решение судьи от 29.09.2021 Государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.

В доводах заявитель жалобы указывает на незаконность применения судом первой инстанции положений статьи 4.1.1 КоАП РФ при изменении назначенного в отношении ООО «Зеленый дом» административного наказания в виду отсутствия указанного предприятия в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица, исследовав представленные доказательства, заслушав защитников ООО «Зеленый Дом» по доверенностям ФИО3, ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее – производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товара из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – импортеры товаров), обязаны обеспечить выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларирования производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее – Постановление № 1417).

Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов, установлены Правилами предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 (далее – Постановление № 1342).

В силу пункта 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня предоставления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, а также со дня уплаты экологического сбора.

В сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (далее – декларирование товаров и упаковки товаров), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы, до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом:

а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;

б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

В соответствии с частью 2 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2970-р, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Согласно статье 8.41.1 КоАП РФ неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 14.07.2021 в 14 час. 30 минут отделом госнадзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Адыгея установлено, что юридическим лицом – ООО «Зеленый Дом» допущена неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате за самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров за 2020 год в размере 56 974,73 рублей, подлежавшего уплате в срок до 15.04.2021.

Установлено, что фактически уплата указанного сбора внесена ООО «Зеленый Дом» с просрочкой внесения платежа лишь 28.06.2021, что подтверждается платежным поручением от 28.06.2021 № 766. Срок просрочки внесения платежа со стороны ООО «Зеленый Дом» составил 74 дней.

В виду изложенного Государственным инспектором государственного надзора в области охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Адыгея Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7 в отношении ООО «Зеленый Дом» составлен протокол об административном правонарушении от 05.08.2021 №08-01-143-Ф по статье 8.41.1 КоАП РФ (л.д. 18-25).

Постановлением Государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении от 05 августа 2021г. № 08-01-134-Ф-1 юридическое лицо ООО «Зеленый Дом» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде назначения в отношении юридического лица наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей (л.д. 10-17).

Принимая решение об изменении назначенного постановлением должностного лица от 05 августа 2021г. №08-01-134-Ф-1 в отношении ООО «Зеленый Дом» административного наказания с административного штрафа на предупреждение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, исходил из отсутствия в материалах дела об административном правонарушении доказательств, свидетельствующих, что, в результате допущенного ООО «Зеленый Дом» административного правонарушения наступили какие либо вредные последствия для населения и окружающей среды.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд полагал возможным заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение в виду совершения юридическим лицом ООО «Зеленый Дом» административного правонарушения в сфере охраны окружающей среды впервые.

Между тем с выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по нижеприведенным основаниям.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ, является формальным и его объективная сторона заключается в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по оплате в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Субъектами административного правонарушения по статье 8.41.1 КоАП РФ выступают граждане, должностные и юридические лица.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Аналогичное требование законодательства изложено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно Уставу ООО «Зеленый Дом» от 04.05.2012 указанное юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере растениеводства, животноводства, производства пищевых продуктов, розничной торговлей и иной хозяйственной деятельностью.

Просрочив внесение обязательных платежей в установленный срок по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащих уплате за самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров за 2020 год на 74 календарных дня, ООО «Зеленый Дом» тем самым допустило прямое нарушение требований статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Порядок взимания экологического сбора» для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41.1 КоАП РФ.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на более мягкое наказание неправомерен и противоречит положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также иным, вышеприведенным нормам действующего законодательства Российской Федерации, что указано и в доводах жалобы Государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 на решение суда.

Кроме того, заслуживают внимания доводы жалобы о незаконном применении в отношении ООО «Зеленый Дом» положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются КоАП РФ (часть 3 статьи 1.4 названного Кодекса, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).

Частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 3 указанной статьи установлено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 названного кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 1563-О).

Между тем, доказательств о включении предприятия ООО «Зеленый Дом» в Единый реестр юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.

Кроме того, из раздела I Устава ООО «Зеленый Дом» от 04.05.2012 (пункт 1.4) усматривается, что единственным участником Общества со 100% размером доли в Уставном капитале (324 110 788,95 миллионов рублей) является Компания «ССО Трейдинг Лимитед», (зарегистрировано Министерством торговли, промышленности и туризма, департамент регистрации юридических лиц и временных управляющих Никосии 16.11.1993, регистрационный номер НЕ 58374, адрес: Кипр, Никосия, Соуфули стрит 2, Чентеклер билдинг, 8 этаж), что противоречит нормам российского действующего законодательства об основаниях для включения такого предприятия в Единый реестр юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства Российской Федерации.

Однако, разрешая вопрос о применении в отношении ООО «Зеленый Дом» положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, судья районного суда данные обстоятельства не учел.

Доводы должностного лица об отсутствии в рассматриваемом случае всей совокупности условий для замены указанному лицу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение надлежащей проверки и оценки судьи первой инстанции также не получили.

Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должному лицу, правомочным рассмотреть дело в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи СА необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания.

В данном случае допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным. Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о признании ООО «Зеленый Дом» виновным с назначением Обществу административного наказания (производство по настоящему делу в отношении его не было прекращено), не имеется препятствий для отмены принятого по делу судебного акта и возвращения дела судье районного суда на новое рассмотрение для рассмотрения по существу.

В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности по статье 8.41.1 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения, срок давности истекает 16.04.2022 включительно.

При таких обстоятельствах решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 29 сентября 2021 г. N 12-192/2021, вынесенное в отношении ООО «Зеленый Дом» по ст. 8.41.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело - возвращению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.6- 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 29 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Зеленый Дом», - отменить, дело об административном правонарушении направить в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея на новое рассмотрение.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Е.А. Тхагапсова