Дело №12-192/2021
УИД: 37RS0005-01-2021-002296-55
РЕШЕНИЕ
13 октября 2021 года г.Иваново
Судья Ивановского районного суда Ивановской области Корнилов В.Е., с участием защитника Лапина А.Б., лица, привлеченного к административной ответственности, - ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО5 И.Н. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ивановской области межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ДД.ММ.ГГГГФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.
ФИО4 обратилась в Ивановский районный суд Ивановской области с жалобой на состоявшееся решение. Указала, что согласно требованиям, предусмотренным п. 4 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» <данные изъяты> разработало план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метереологических условий. Указанный план был составлен до начала проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ. Разработать данный план <данные изъяты> не могло в силу необходимости исполнения требований, предусмотренных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метереологических условий». Согласно данного нормативно-правового документа разработка указанных мероприятий в периоды неблагоприятных метереологических условий осуществляется на основании информации, содержащейся в проекте предельно-допустимых выбросов и проекте санитарно-защитной зоны. Проект предельно допустимых выбросов согласован 30 сентября 2020 года межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям. Проект санитарно-защитной зоны до настоящего времени не утвержден. Срок согласования плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метереологических условий составляет 45 дней со дня поступления материалов, указанных в п. 9 Порядка согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных(загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в период неблагоприятных метереологических условий, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 19 ноября 2018 года № 325-п. Суд не принял во внимание, что на момент вынесения постановления перечень разработанных мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух уже был. Полагает, что подлежит прекращению производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
ФИО4, участвующей в судебном заседании, были разъяснены положения ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ. В судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Защитник Лапин А.Б., которому были разъяснены положения ст. 25.5 КоАП РФ, полностью поддержал доводы поданной ФИО4 жалобы.
В подтверждение своей позиции ФИО4 и Лапин А.Б. ходатайствовали о приобщении к материалам дела документов, которые были судом приобщены.
Надлежащим образом извещенное должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, в судебное заседание не явилось.
Проверив доводы представленной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников судебного заседания, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха; источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.
В соответствии с п. 3 ст. 19 этого же федерального закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (далее - Приказ) хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых неблагоприятных метереологических условий, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам".
Согласно п. 19 Приказа мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
В силу п.п. 3 и 6 Постановления Правительства Ивановской области от 19 ноября 2018 года N 325-п "Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ивановской области" (далее - Постановление Правительства Ивановской области) работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метереологических условий в городских и иных поселениях Ивановской области организуются Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области и органами местного самоуправления городских и иных поселений Ивановской области. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 9 Постановления Правительства Ивановской области согласование мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метереологических условий проводится на основании письменного заявления хозяйствующего субъекта на эксплуатируемом объекте негативного воздействия I, II и III категорий на территории Ивановской области.
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> (<адрес>) поставлен на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Объекту присвоен код №, имеет I категорию со значительным риском (3). <данные изъяты> имеет разрешение № РВ-0238 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух(за исключением радиоактивных веществ) от 30 сентября 2020 года № 735-П.
В ходе проверки, проведенной межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, установлено бездействие инженера по охране окружающей среды филиала №<данные изъяты>ФИО4 по несогласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Указанные обстоятельства подтверждены материалом проверки, в том числе: приказом о проведении плановой выездной проверки <данные изъяты> актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений обязательных требований, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.
Довод жалобы о том, что ФИО4 не могло быть принято мер к разработке мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метереологических условий в силу отсутствия утвержденного проекта санитарно-защитной зоны несостоятелен.
Вопреки утверждению ФИО4 и её защитника ФИО2 наличие утвержденного проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с Приказом и Постановлением Правительства Ивановской области не требуется для разработки и согласования плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метереологических условий.
Из материалов дела усматривается, что ФИО4 не принималось надлежащих мер по разработке и согласованию плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метереологических условий вплоть до апреля 2021 года.
Об этом свидетельствует заключение 09 апреля 2021 года филиалом №<данные изъяты> договора подряда, согласно которому <данные изъяты> обязалось в двухмесячный срок разработать для заказчика план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метереологических условий и сопровождать его согласование в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области. При этом исходя из приложения № 1 к договору наличие утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, как и определение ее границ для выполнения подрядной организацией обязательств не требовалось.
Оценив добытые доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО4 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, правильно квалифицировав ее бездействие.
С учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения суд не усматривает оснований для освобождения ФИО4 от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, с назначением ФИО4 административного наказания как должностному лицу, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Установлено, что в соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 работает в должности инженера по охране окружающей среды Ивановского филиала №<данные изъяты> В соответствии с трудовым договором какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями не наделена, представленная должностная инструкция ведущего инженера не позволяет сделать вывод о наличии у ФИО4 полномочий по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами организации, руководством трудовым коллективом и т.п.
При таких обстоятельствах, ФИО4 за совершенное правонарушение должна нести ответственность как гражданка, а не как должностное лицо.
При назначении наказания должностным лицом справедливо отмечено, что обстоятельств, отягчающих ответственность ФИО4, не имеется, однако с выводом должностного лица об отсутствии в действиях ФИО4 обстоятельств, смягчающих ответственность, согласиться нельзя.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, признается добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
В соответствии с материалами дела межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> выдано предписание об устранении нарушения обязательного требования, связанного с отсутствием у проверяемого лица согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Данное нарушение устранено проверявшимся лицом ДД.ММ.ГГГГ, то есть до начала рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФИО4
Таким образом, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность ФИО4, подлежит признание в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).
С учетом приведенных сведений постановление должностного лица в части назначенного наказания подлежит изменению с назначением ФИО4 наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Суд не находит каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, поэтому не усматривает оснований для применения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО4 удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное в отношении ФИО4, - изменить.
Признать в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим ответственность ФИО4, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).
Назначить ФИО4 наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей, в остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.Е. Корнилов