ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-192/2022 от 20.09.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

УИД 39RS0010-01-2021-004260-56

Дело № 12-192/2022

Судья: Яцкевич Н.Б.

РЕШЕНИЕ

20 сентября 2022 года по делу № 7А-252/2022

Судья Калининградского областного суда Быстрова М.А., при секретаре Сухановой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании протест военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона Абитова Р.Р. на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 05 июля 2022 года, которым постановление начальника отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Храброво-аэропорт» ПУ ФСБ России по Калининградской области Кащука А.В. №2055/1306-21 от 03.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст18.1 КоАП РФ, в отношении гражданки Румынии Плоскар Кармен-Елены оставлено без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.

Заслушав объяснения помощника военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона Ляхницкого В.В., поддержавшего доводы протеста, пояснения представителя ПУ ФСБ России по Калининградской области Ежова А.М., возражавшего против доводов протеста прокурора, суд

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Храброво-аэропорт» Кащука А.В. №2055/1306-21 от 03.12.2021 года гражданка Плоскар Кармен Елена привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.18.1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона военной прокуратуры Балтийского флота Разуваев А.В. подал протест в Гурьевский районный суд Калининградской области, который постановил приведенное выше решение.

В протесте на указанное решение судьи военный прокурор 306 военной прокуратуры гарнизона Абитов Р.Р. просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и не обоснованность. Указывает на то, что в соответствии с Соглашением в форме обмена нотами между Правительством СССР и Федеральным Правительством Австрии об упрощенном порядке въезда, выезда и временного пребывания членов экипажа самолетов советских и австрийских авиакомпаний, подлежащим применению в целом по итогам инвентаризации двухсторонних соглашений между Австрией и Российской Федерацией от 15.06.1993 года, членам экипажей самолетов австрийских авиакомпаний при обслуживании договорных авиалиний, а также при выполнении чартерных и специальных рейсов с посадкой в аэропортах, открытых для международных полетов, предоставляется порядок въезда и временного пребывания на территории Российской Федерации без предъявления визы и заграничного паспорта, при условии, что они перечислены в общем списке соответствующего полета и имеют при себе действующие свидетельства для членов экипажей. Указанное Соглашение является действующим, Россия, Австрия и Румыния являются участниками «Конвенции о международной гражданской авиации», в этой связи в действиях Плоскар Кармен Елены отсутствует состав вменяемого правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 18.1 КоАП РФ, решение Гурьевского районного суда от 05 июля 2022 года и постановление начальника отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Храброво-аэропорт» ПУ ФСБ России по Калининградской области от 03.12.2021 года подлежат отмене.

В судебном заседании представитель 306 военной прокуратуры гарнизона военной прокуратуры Балтийского флота Ляхницкий В.В. протест поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель ПУ ФСБ России по Калининградской области Ежов А.М. в судебном заседании возражал против доводов протеста, полагая принятые решения законными и обоснованными.

Плоскар К.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Проверив законность принятых решений, изучив материалы дела и доводы протеста прокурора, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.11 Закона РФ от 01.04.1993 года №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск через Государственную границу лиц производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации.

Основанием для пропуска через Государственную границу лиц является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации.

Согласно ст.6 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии со ст.24 указанного федерального закона иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3.67 Приложения 9 к Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944 года (далее также – Конвенция), участником которой является Российская Федерация, договаривающиеся стороны принимают удостоверения членов экипажа для безвизового въезда членов экипажа в тех случаях, когда они пребывают международным рейсом при исполнении служебных обязанностей и просят разрешение на временный въезд на период, предусмотренный принимающим государством.

Согласно п.п. 3.67.1 и 3.67.2 Конвенции договаривающимся государствам следует отказываться от применения требования о наличии визы к членам экипажа в тех случаях, когда они пребывают международным рейсом при исполнении служебных обязанностей и просят разрешение на временный въезд на период, предусмотренный принимающим государством, а также следует отказываться от применения требования о наличии визы к прибывающим членам экипажа, предъявляющим удостоверение члена экипажа, в тех случаях, когда они прибывают на воздушном судне другого эксплуатанта воздушных судов или другим видом транспорта и просят разрешения на временный въезд на период, предусмотренный принимающим государством, для исполнения ими своих служебных обязанностей на указанном рейсе.

В соответствии с Соглашением в форме обмена Нотами между Правительством СССР и Федеральным Правительством Австрии об упрощенном порядке въезда, выезда и временного пребывания членов экипажей самолетов советских и австрийских авиакомпаний (г. Москва, 4-12 апреля 1990 года) членам экипажей самолетов советских и австрийских авиакомпаний при обслуживании существующих договорных авиалиний между СССР и Австрией, договорных авиалиний, которые могут быть установлены в будущем, а также при выполнении чартерных и специальных рейсов с посадкой в аэропортах, открытых для международных полетов, предоставляется порядок въезда, выезда и временного пребывания на советской и австрийской территории без предъявления визы и заграничного паспорта при условии, что они перечислены в общем списке соответствующего полета и имеют при себе действующие свидетельства для членов экипажей. Свидетельства членов экипажей должны соответствовать требованиям, указанным в приложении 9 (пункт 3.23) Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года.

Согласно п.3.63 Приложения к Конвенции, если договаривающиеся государства выдают удостоверения члена экипажа, то они делают это только в форме машиночитаемой карточки в соответствии со спецификациями части 5 документа Doc 9303.

Согласно п.3.64 Приложения к Конвенции договаривающимся государствам следует требовать, чтобы такие документы, удостоверяющие личность, изготавливались в формате, показанном в добавлении 7, то есть в компоновке, соответствующей параметрам зоны визуальной проверки машиносчитываемого удостоверения члена экипажа, и обеспечивали возможность подтверждения личности и проверки элементов защиты документа с помощью машины.

Как следует из материалов дела, гражданка Румынии Плоскар К.Е. прибыла на территорию РФ в качестве члена экипажа австрийской авиакомпании «Avcon Jet AG», выполнявшей частный (рейс бизнес авиации), то есть не регулярный или не чартерный рейс по маршруту Лондон (Великобритания) - Калининград (Российская Федерация), не относившийся к договорным авиалиниям, применительно к Соглашению в форме обмена Нотами между Правительством СССР и Федеральным Правительством Австрии об упрощенном порядке въезда, выезда и временного пребывания членов экипажей самолетов советских и австрийских авиакомпаний (г. Москва, 4-12 апреля 1990 года). Предъявленное Плоскар К.Е. на пункте пропуска удостоверение члена экипажа является внутренним документом авиакомпании и не соответствует требованиям, предъявляемым к нему пунктами 3.63 и 3.64 Приложения 9 к Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944 года, поскольку выполнено не форме машиносчитываемой карточки, а, следовательно, документом, удостоверяющим личность члена экипажа для целей применения установленного указанными выше международными актами порядка въезда в РФ без предъявления действительной визы, не является.

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Закона РФ от 01.04.1993 года №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944 года, соглашения в форме обмена Нотами между Правительством СССР и Федеральным Правительством Австрии об упрощенном порядке въезда, выезда и временного пребывания членов экипажей самолетов советских и австрийских авиакомпаний (г. Москва, 4-12 апреля 1990 года) должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о наличии состава вменяемого Плоскар К-Е. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Приведенные в протесте доводы не опровергают наличие в действиях Плоскар К-Е. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения, основаны на неверном толковании права и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения суда.

Доводы протеста по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и не содержат новых аргументов, которые не исследовались бы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении и получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, с которой не согласиться оснований не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Плоскар К-Е. в пределах санкции части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого решения судьи, не установлено.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 05 июля 2022 года оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.

Судья