ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-192/2022 от 21.06.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья - Завражнов М.Ю. Дело № 12-192/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

21 июня 2022 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества «Мурманскавтотранс» Ушакова О.В. на постановление судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 08 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 08 апреля 2022 года (день изготовления постановления в полном объеме) юридическое лицо - акционерное общество «Мурманскавтотранс» (далее - АО «Мурманскавтотранс», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель акционерного общества «Мурманскавтотранс» Ушаков О.В. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Считает, что досмотр или обыск автобуса на субъект транспортной безопасности законодательством не возложен.

Полагает, что Обществом приняты все меры по соблюдению законодательства в области транспортной безопасности, исходя из финансовой возможности.

Обращает внимание, что АО «Мурманскавтотранс» относится к числу предприятий в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в связи с чем просит применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законный представитель АО «Мурманскавтотранс», представитель административного органа, извещенные в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав защитника АО «Мурманскавтотранс» Матюшова К.В., поддержавшего жалобу, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности).

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, для различных категорий транспорта, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Частью 2 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков возложена организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1640 от 08.10.2020 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования).

Подпунктами 1, 2 пункта 10 Требований установлено, что при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок в междугородном (в границах одного субъекта Российской Федерации), городском и пригородном сообщении, по межрегиональным маршрутам между г. Москвой и Московской областью, г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, г. Севастополем и Республикой Крым, а также перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу и наземным городским электрическим транспортом субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны:

проводить осмотр транспортного средства перед его выходом на маршрут и по прибытии с маршрута, а также в местах технологических остановок (стоянок) силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности транспортного средства;

оснастить транспортное средство техническими средствами: видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя); оповещения и связи, обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Закона.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании пункта 7 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «д» статьи 12 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»и предписания УФСБ России по Мурманской области от 20.01.2022 №*, проведено 21.01.2022 мероприятие по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защищенности транспортных средств субъекта транспортной инфраструктуры АО «Мурманскавтотранс».

Так, 21.01.2022 в период с 14 час 07 мин. до 14 час 15 минут сотрудники УФСБ России по Мурманской области осуществляли наблюдение за действиями работников автобуса.

В 14 час 15 минут условный нарушитель разместил тест - предмет в районе заднего сидения автобуса. Место закладки муляжа позволяло обнаружить его при визуальном осмотре. По окончании мероприятия тест- предмет изъят сотрудниками УФСБ России поМурманской области в присутствии работников Общества – кондуктора и водителя автобуса.

Ранее, вступившим в законную силу 17.12.2021 постановлением судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 12.08.2021 АО «Мурманскавтотранс» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа.

Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для составления государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в отношении АО «Мурманскавтотранс» 04.03.2022 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу об административном правонарушении в результате проведенных мероприятий сотрудниками УФСБ России по Мурманской области установлены факты нарушения АО «Мурманскавтотранс» требований законодательства о транспортной безопасности, а именно подпунктов 1 и 2 пункта 10 Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: не проводится осмотр транспортного средства перед его выходом на маршрут и по прибытии с маршрута, а также в местах технологических остановок (стоянок) силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зоне транспортной безопасности транспортного средства; транспортное средство (государственный регистрационный номер *) не оснащено техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), а также обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Закона о транспортной безопасности.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу АО «Мурманскавтотранс», не усматривается.

Вывод судьи районного суда о наличии в деянии АО «Мурманскавтотранс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.

Все доказательства по делу получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований ставить под сомнение достоверность изложенных в них сведений, равно как и выводы судьи районного суда о виновности АО «Мурманскавтотранс» не имеется.

Доказательств свидетельствующих о невозможности соблюдения АО «Мурманскавтотранс» требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утв. постановлением Правительства Российской Федерации №1640 от 08.10.2020), в силу обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, материалы дела не содержат, что с учетом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует, о виновности юридического лица.

Доводы жалобы об отсутствии состава вмененного правонарушения противоречат фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, которые надлежащим образом исследованы и оценены судьей.

Вопреки доводам жалобы, в силу части 2 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности, организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, к которым относится АО «Мурманскавтотранс».

Доводы жалобы об отсутствии достаточного финансирования и сложного финансового положения Общества вследствие распространения новой коронавирусной инфекции, не является основанием для освобождения от обязанности исполнения требований указанного Закона о транспортной безопасности и постановления Правительства Российской Федерации №1640 от 08.10.2020.

Выявленное правонарушение посягает на порядок общественных отношений, установленных государством в области транспортной безопасности. Невыполнение правил и норм законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, направленного на защиту интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов) в сфере транспортного комплекса, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества.

При таких обстоятельствах, учитывая, что событие и вина АО «Мурманскавтотранс» установлены в полном объеме и подтверждены материалами дела, деяние АО «Мурманскавтотранс» по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицировано правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, при рассмотрении дела не допущено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено полномочным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Несогласие законного представителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено АО «Мурманскавтотранс» в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 этого же Кодекса, соответствует характеру совершенного административного правонарушения, является справедливым.

При этом судья районного суда назначил минимальное наказание, предусмотренное санкцией указанной статьи Кодекса.

Ссылка в жалобе на тяжелое финансовое положение юридического лица, не является поводом для снижения, назначенного судьей наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность (повторное совершение однородного административного правонарушения), оснований для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 08 апреля 2022 года, вынесенное в отношении АО «Мурманскавтотранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя Общества Ушакова О.В. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица