Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2022 года город Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителя ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело № 38MS0093-01-2022-001132-15 (12-192/2022) по жалобе директора ООО «Основа» ФИО2 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области № 5-159/2022 от 21 марта 2022 года о назначении ООО «Основа» административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области № 5-159/2022 от 21 марта 2022 года Общество с ограниченной ответственностью «Основа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьёй 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В обоснование жалобы директором ООО «Основа» ФИО2 указано, дело № 5-159/2022 неправомерно было рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Основа». Для своевременного получения почтовой корреспонденции ООО «Основа» арендовало на Почтовом отделении № 12 города Усолье-Сибирское, расположенном по адресу: 665462 <...> Абонентский ящик и исправно получало в указанном отделении всю почтовую корреспонденция. На адрес открытого абонентского ящика не приходила ни судебная повестка по делу об административном правонарушении № 5-159/2022, ни извещение о том, что в адрес ООО «Основа» поступила указанная судебная повестка. В связи с нарушением Усолье-Сибирским отделением Почты России требований Правил оказания услуг почтовой связи» и Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», указанных выше ООО «Основа» ничего не было известно о рассмотрении дела об административном правонарушении № 5-159/2022 и Общество не смогло воспользоваться правами предоставленными ст. 25.1 КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении № 02-007/2022е административный орган и исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области при вынесении настоящего Постановления не проверил наличие события административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении № 5-155/2021 проведено формально без выяснения всех обстоятельств административного правонарушения.
02.04.2021 года стороны: Товарищ 1 - ООО «Основа», Товарищ 2 - ООО «Виктория, Товарищ 3 - ООО «Игирма», Товарищ 4 - ООО «Альянс», Товарищ 5 - ООО «Вудэкспорт» заключили предусмотренный ст. 1041 Гражданского кодекса РФ договор Простого товарищества (договору о совместной деятельности) в соответствии с которым обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Какого-либо запрета или ограничения в заключении договора простого товарищества действующее законодательство в том числе Лесной кодекс РФ не содержит.
При заключении договора простого товарищества (именуемого далее Договора) стороны установили:
Товарищ 1 вносит вклад в простое товарищество: трудовые ресурсы, профессиональные знания и опыт работников, клиентскую базу в объеме, определяемом в Приложении 1 являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Товарищ 2 вносит вклад в простое товарищество: Имущество и имущественные права в объеме, указанном в приложении № 2, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Вклад Товарища 3 в общее дело: Заготавливаемую древесину хвойных и лиственных пород, в объеме и ассортименте, указанном в приложении № 3, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора».
Вклад Товарища 4 (ООО «Альянс») в общее дело: Заготавливаемую древесину хвойных и лиственных пород в объеме и ассортименте, указанном в приложении № 4, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Вклад Товарища 5 в общее дело: Заготавливаемую древесину хвойных и лиственных пород в объеме и ассортименте, указанном в приложении № 5, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Приложение 4 к договору простого товарищества, содержащее наименования, ассортимент и объемы древесины было подписано всеми товарищами 20.05.2020 года и было внесено в ЕГАИС 25.05.2021 года в установленный законом срок. Ранее до 20.05.2021 года - даты подписания Приложения 4 ООО «Основа» не могло внести в ЕГАИС сведения о договоре простого товарищества в части передаваемой древесины, поскольку для внесения указанной информации необходимо: наименование древесины передаваемой в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), количество передаваемой древесины.
Без перечисленных данных программа ЕГАИС не берет сведения о сделке с древесиной. Определить указанные данные самостоятельно без внесения их в договор простого товарищества путем подписания всеми участниками ООО «Основа» не имеет права.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Рослесхоз) не обеспечил систему ЕГАИС техническими возможностями для соблюдения требований закона, изложенных в статье 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации не смотря на неоднократные обращения в адрес Рослесхоза по этому вопросу.
Программа ЕГАИС на сегодняшний день не содержит понятия сделки как договор простого товарищества, в связи чем, Договор простого товарищества от 02.04.2021 года не может быть занесен в систему ЛесЕГАИС и в настоящее время. По указанному вопросу от стороны сделки ООО «Основа» были направлены неоднократные запросы Федеральное агентство лесного хозяйства Оператору ЛесЕГАИС. В ответ поступили ответы о том, что система ЛесЕГАИС будет доработана в указанной части. Несмотря на необходимость доработки системы ЛесЕГАИС устранение несоответствия до настоящего времени не произведено, и Договор простого товарищества от 02.04.2021 года занесен в ЛесЕГАИС как договор купли-продажи, что является недопустимым.
Административный орган привлекает ООО «Основа» за нарушение требований закона, изложенных в статье 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации, которые по его вине и сегодня не могут быть выполнены по техническим причинам, за которые отвечает административный орган (Рослесхоз).
Просил: отменить постановление о назначении административного наказания от 21.03.2022 г. по делу об административном правонарушении № 5-159/2022 в соответствии с которым ООО «Основа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Основа» ФИО1 настаивал на доводах жалобы по всем изложенным в ней основаниям.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя юридического лица ФИО1, проверив, с учётом требований статей 30.4, 30.6 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной.
Согласно части 1 статьи 50.5 Лесного кодекса РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6 настоящего Кодекса единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. В декларацию о сделках с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц (ч. 3 ст. 50.5 Лесного кодекса РФ).
Согласно пункту 2 Правил предоставления деклараций о сделках с древесиной, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 года № 11, юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Основа» не своевременно представило информацию в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней по декларации о сделке с древесиной № 0002003851025752003851016973 по договору отчуждения древесины № б/н от 02.04.2021, чем совершило административное правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
В ЕГАИС учета древесины и сделок с ней в разделе «Сделки с древесиной» по договору отчуждения древесины № б/н от 02.04.2021, заключенного между покупателем ООО «Основа» и продавцом ООО «Альянс» Иркутской области создана декларация о сделке с древесиной № 0002003851025752003851016973. ООО «Основа» информация по данной сделке внесена и подписана в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней 25.05.2021. (в срок более 5 дней). Договор отчуждения древесины № б/н от 02.04.2021, заключенный между покупателем ООО «Основа» и продавцом ООО «Альянс» Иркутской области должен был внесен и подписан ООО «Основа» в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней не позднее 24.00 час. 09 апреля 2021, в связи с чем административное правонарушение совершено 00.01 час. 10 апреля 2021.
В качестве доказательств совершения ООО «Основа» административного правонарушения представлены: протокол об административном правонарушении № 02-007/2022е от 14.01.2022 (л.д.2-3); уведомление о времени и месте составления протокола об административной правонарушении (л.д.4); скриншоты экрана из Единой государственной автоматизированной системы учет древесины и сделок с ней (л.д.5-6); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.12.2021 (л.д.7-10); отчет об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором (л.д.11); доверенность ООО «Основа» (л.д.12).
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Согласно уведомлениям и извещениям, представленным в материалы дела, законный представитель юридического лица - директор ООО «Основа» ФИО2 (указанная в выписке ЕГРЮЛ как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица) на составление протокола об административном правонарушении 14.01.2022 и на рассмотрение протокола об административном правонарушении 21.03.2022 не извещена, сведения об извещении указанного лица о дате рассмотрения материала дела отсутствуют. Судья при таких обстоятельствах также считает, что постановление нельзя признать законным.
При этом, следует учитывать следующее. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Часть 4.1 статья 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно положениям ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Факт явки и участия в составлении протокола об административном правонарушении представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, данный факт не опровергает, так как доверенность выдана не на представление интересов по конкретному делу.
Копия протокола об административном правонарушении в нарушение ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ ни в адрес юридического лица, ни в адрес законного представителя юридического лица, не направлялись, что следует из материалов дела и фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании.
Вручение копии протокола лицу, участвовавшему в производстве по делу в качестве защитника, не освобождает должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, от направления его копии в установленный законом срок в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку защитник автоматически не приобретает все права, предусмотренные положениями ст. 25.1 КоАП РФ, и является самостоятельным участником производства по делу, его правовое положение определяется ст. 25.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные мировым судьей нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В настоящее время исключена возможность возвращения дела на новое рассмотрение, отмены судебных актов на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в силу ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок привлечения юридического лица ООО «Основа» по ч. 1 т. 8.28.1 КоАП РФ к административной ответственности истек 10.04.2022 с учетом совершения правонарушения 10.04.2021.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Основа» по части 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу директора ООО «Основа» ФИО2 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области от 21 марта 2022 года о назначении ООО «Основа» административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области № 5-159/2022 от 21 марта 2022 года о назначении ООО «Основа» административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Основа» по ч. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.
Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья О.В. Янова