ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-192/202231МА от 31.03.2022 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД: 78RS0023-01-2021-003421-36

Дело № 12-192/2022 31 марта 2022 года

РЕШЕНИЕ

Судья Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга Купаева Мария Владимировна, рассмотрев в помещении суда по адресу: Санкт-Петербург, улица Курская, дом 3, зал 338 жалобу ФИО1 - защитника

ФИО2,, ИНН , ОГРНИП , зарегистрированного по адресу: ,

на постановление заместителя главного государственного инспектора Фрунзенского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору ФИО3 от 06 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ;

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Фрунзенского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору ФИО3 от 06 апреля 2021 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

ФИО1 – защитник ФИО2 обратился в суд с жалобой на постановление, полагал его незаконным, указав, 03 июля 2020 года между Комитетом Имущественных отношений Санкт-Петербурга и ИП ФИО2 был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта. Указанный нестационарный торговый объект размещен в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20 октября 2017 года , а также схемой границ земельного участка . Расстояние между павильоном ФИО2 и торгово-бытовым центром обозначено в вышеназванной схеме размещения нестационарных торговых объектов, которая утверждена нормативным актом (распоряжением) органа власти - Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. Владельцы павильона и центра не могу изменить расстояние между указанными объектами, установленное в соответствии с требованиями органа власти. Таким образом, ФИО2 лишен возможности выполнить предписания инспектора по пожарному надзору, а именно соблюсти противопожарное расстояние между нестационарным и торговым объектом и торгово–бытовым центром. Постановлением П равительства РФ от 20 сентября 2016 года № 947 в пункт 74 Правил пожарной безопасности в РФ введен второй абзац «Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен». Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2020 года № 569 внесены изменения в Правила пожарного режима РФ, в соответствии с которыми абзац пункта 74 Правил пожарной безопасности РФ утратил силу. В момент заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и установки указанного объекта на предоставленном ФИО2 земельном участке № 126 действовали правовые нормы, которые не содержали требований к расстояниям между временными строениями и другими зданиями (сооружениями). Инспекторами отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы Фрунзенского района управления по Фрунзенскому району Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу не представлено доказательств, подтверждающих, что расстояние между нестационарным торговым объектом и торгово-бытовым центром, расположенным по адресу: <...>, не обеспечивает нераспространение пожара на близлежащие постройки. В ходе проверки не представлен отчет о результатах расчета пожарного риска, то есть должностное лицо органа пожарного надзора установило степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности объекта защиты только на основании визуального осмотра павильона, собственником которого является ФИО2, обжалуемое постановление не содержит указание на класс конструктивной пожарной опасности нестационарного торгового объекта, в связи, с чем просил постановление о назначении административного наказания отменить.

ФИО2 в судебное заседание явился доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Защитник ФИО2 – ФИО1. в судебное заседание явился доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Дополнил, что мировым судьей судебного участка № 106 Санкт-Петербурга прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ИП ФИО2 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, постановление вступило в законную силу. Предписание аналогичное, было предписано выполнить требования пожарной безопасности, мировым судьей вынесено постановление, в котором указано, что ФИО2 не может выполнить указанное предписание. В договоре о размещении НТО имеются некоторые пункты, если ФИО2 исполнит требования пожарной службы, то Комитетом с ФИО2 будет расторгнут договор в одностороннем порядке, в таком случае он несет материальные убытки. При составлении протокола об административном правонарушении от 02 апреля 2021 года, ФИО2 не были разъяснены его права и обязанности, в связи с чем, полагает указанный протокол недопустимым доказательством.

Свидетель государственный инспектор Фрунзенского района по пожарному надзору ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещена надлежащим образом, причин неявки суду не представила, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд, выслушав ФИО2 и его защитника, исследовав материалы дела, находит постановление подлежащим отмене по следующим основаниям:

в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме;

в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом;

из постановления по делу об административном правонарушении следует, что 02 апреля 2021 года в 11 часов 00 минут на основании обращения гражданина ( от 18 марта 2021 года) проведена внеплановая проверка на объекте защиты – нестационарного торгового объекта, правообладателем которого является ФИО2, по адресу: , используемом (эксплуатируемом) в процессе осуществления своей деятельности ИП ФИО2 (на основании договора размещения нестационарного торгового объекта от 03 июля 2020 года), установлено, что индивидуальный предприниматель нарушил требования пожарной безопасности, а именно ФФЗ от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 4.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а именно:

- минимальное противопожарное расстояние между торгово-бытовым центром и сооружением менее 12 метров (2,6 м. – северной стороны, 1,16 – с восточной стороны). Основание п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.69 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.15 табл.1 СП 4.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

действия ИП ФИО2 квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ;

в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом установлена административная ответственность;

частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего кодекса и частями 6,6.1 и 7 настоящей статьи;

на основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности;

в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 123 – ФЗ предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона;

при этом ИП ФИО2 должностным лицом вменяется нарушение требований пункта 4.15, таблицы №1 СП 4.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»,

согласно вышеуказанному пункту противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м. Расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных, временных сооружений (построек) не нормируется при применении противопожарных стен в соответствии с пунктом 4.11. Противопожарные расстояния между указанными некапитальными, временными сооружениями (постройками) не нормируются, если их суммарная площадь застройки (размещения) не превышает 800 м2. Противопожарные расстояния от такой группы до других подобных сооружений (построек) или групп должны составлять не менее 15 м. При размещении некапитальных, временных сооружений (построек) и площадок должно соблюдаться, в том числе условие обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники к объектам защиты;

при этом, в материалах дела отсутствуют сведения о применении (либо неприменении) при строительстве нестационарного торгового объекта и торгово-бытового центра (капитального строения) противопожарных стен в соответствии с пунктом 4.11 СП, в то время как указанные сведения являются необходимыми для решения вопроса о соответствии (либо несоответствии) расстояния требованиям пожарной безопасности;

кроме того, указанная редакция СП действует с 14 августа 2020 года, в то время как нестационарный торговый объект размещен до указанного времени;

в соответствии с информационным письмо МЧС России от 04.09.2020 № 43-6900-19 «О порядке применения свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» положения свода правил на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются;

как следует из поступившего по запросу суда письма Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга от 04.03.2021 года № 01-33-1787/21-0-1, в действующей редакции схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена (далее – Схема), содержатся сведения о месте размещения НТО по адресу: (пункт 280 раздела I «В сфере мелкорозничной торговли. Павильоны, киоски») (далее – Участок). Требования к местам размещения НТО установлены в пункте 1.5 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесений изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга» (далее – Постановление № 1045). Согласно сведениям Региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга 23.12.2020 предложено исключить Участок из Схемы в связи с несоответствием требованиям пункта 74 раздела II Правил противопожарного режима в Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – Постановление № 390), а именно абзацу десятого пункта 1.5 приложения к Постановлению № 1045. Однако, второй абзац пункта 74 Постановления № 390, согласно которому временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен, утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2020 № 569. С 01.01.2021 года Постановление № 390 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1034. Таким образом, сформированное предложение об исключении Участка будет отклонено на очередном заседании рабочей группы для снятия разногласий, возникающих при принятии решений о согласовании включения НТО в Схему;

согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с учетом внесенных Федеральным законом от 10.07.2012 года № 117-ФЗ под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) понимается нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Внесенными изменениями исключена необходимость соблюдения противопожарного расстояния при возведении временных построек;

как следует из материалов дела и установлено судом при рассмотрении жалобы, была проведена внеплановая проверка на объекте защиты – нестационарного торгового объекта, правообладателем которого является ФИО2,, по адресу: ;

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет нестационарный торговый объект как временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2);

таким образом, указанный нестационарный торговый объект не является недвижимым имуществом и не может рассматриваться в качестве здания, сооружения, строения, противопожарное расстояние между которыми до близлежащих объектов нормируется;

нестационарный торговый объект, правообладателем которого является ФИО2, по адресу: зданием и капитальным сооружением не является;

с учетом изложенного, к указанному объекту, не могут быть применены правила пожарной безопасности, нарушение которых вменено ИП ФИО2;

учитывая изложенное в совокупности, суд полагает, что достаточных доказательств нарушения ИП ФИО2 требований пожарной безопасности материалы дела не содержат;

довод стороны защиты о том, что при составлении протокола об административном правонарушении от 02 апреля 2021 года, ФИО2 не были разъяснены его права и обязанности, суд лишен возможности проверить по причине неявки в судебное заседание государственного инспектора Фрунзенского района по пожарному надзору ФИО4, несмотря на то, что указанный протокол об административном правонарушении содержит перечень статьей КоАП РФ, а также подпись ФИО2, сведения о том, был ли фактически разъяснен объем прав и обязанностей, предусмотренный КоАП РФ и Конституцией РФ ФИО2 должностным лицом, суд установить не может;

при таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Фрунзенского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору ФИО3 от 06 апреля 2021 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению в виду отсутствия в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.20.4 ч.1, ст.24.5 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Фрунзенского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору ФИО3 от 06 апреля 2021 года, в соответствии с которым ИП ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ИП ФИО2 состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Купаева