ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-193 от 01.10.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Судья Власова И.К., № 5-760/2020

Дело № 12-193, пост....

Верховный Суд Республики Бурятия

Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,

ул. Коммунистическая, 51

РЕШЕНИЕ

г.Улан-Удэ 1 октября 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Гринвиль» на постановление судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 24 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Гринвиль»,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 24 июля 2020 года ООО «Гринвиль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 руб.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, представитель ООО «Гринвиль» ФИО1 просит отменить постановление судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, на отсутствие состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ООО «Гринвиль» ФИО1 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы РБ и Правительства РБ ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Из материалов дела следует, что сотрудниками Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (далее также - Комитет) на основании задания от 30 июня 2020 года проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения - «Здание Бурятского государственного театра оперы и балета», расположенного по адресу: <...> (далее также - объект культурного наследия).

В результате осмотра земельного участка с кадастровым номером ..., непосредственно связанного с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, установлено, что на этом участке ведутся земляные работы по устройству котлована для строительства объекта капитального строительства - «Полуподземный торгово-развлекательный центр с благоустройством наземной части территории по ул.Ленина г.Улан-Удэ».

Разрешение на строительство ООО «Гринвиль».

Разделом проектной документации объекта строительства «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия», согласованного с Комитетом, в целях обеспечения устойчивости подрезанного склона террасы, на которой расположен объект культурного наследия (здание театра), предусмотрено шпунтовое ограждение и устройство откосов. Также предусмотрено комбинированное решение организации бортов котлована с возведением подпорной стенки из буронабивных свай с дополнительными креплениями грунтовыми анкерами.

Согласно проектной документации выполнение земляных работ по возведению котлована должно производиться в следующей последовательности:

1. подготовка территории, устройство автомобильных дорог и площадок с грунтовым основанием,

2. забивка шпунтового основания по осям «К» и «10» в соответствии со схемой ограждения,

3. разработка сплошного котлована под всем зданием до отметки -3.6 м (496,65),

4. устройство фундаментов отдельными захватками с доработкой грунта до отметки низа фундаментов котлованчиками и траншеями.

Кроме того, схемой производства работ по устройству ограждения котлована предусмотрен порядок операций по устройству буронабивных свай станком УБГ-Л «Мангуст». До устройства анкеров котлован должен быть разработан на 0.5 м ниже отметки установки анкеров в зависимости от угла бурения, для размещения станка УБГ-Л «Мангуст».

В ходе проверки административным органом установлено несоответствие последовательности выполняемых земельных работ ранее согласованному проектному решению в части возведения котлована до проектной отметки без устройства шпунтового основания по осям «К» и «10» в соответствии со схемой ограждения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Гринвиль» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения и виновность ООО «Гринвиль» подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе актом осмотра объекта культурного наследия, его территории, расположенных в зонах охраны земельных участков, земельных участков, непосредственно связанных с земельными участками от 9 июля 2020 года; разрешением на строительство от 22 июня 2018 года № 04-302000-416-2018; разрешением на строительство от 27 января 2020 года № 04-302000-02-2020; проектной документацией «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия» 05-14 ОСОКН; письмом Администрации Главы Республики Бурятия от 15 января 2018 года № 01.08.063-4194/18; иными материалами дела.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к верному выводу о наличии в действиях ООО «Гринвиль» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ. Оснований подвергать сомнению указанный вывод не имеется.

Доводы жалобы о том, что ООО «Гринвиль» не является субъектом административного правонарушения, поскольку земляные работы выполняло ООО «<...>», подлежат отклонению.

В материалах дела действительно имеется договор подряда № 15/19 от 15 июля 2019 года, согласно которому ООО «Гринвиль» (застройщик) уполномочивает генерального подрядчика ООО «<...>» строительство объекта «Полуподземный торгово-развлекательный центр с благоустройством наземной части территории по ул.Ленина г.Улан-Удэ», и наделяет функциями технического заказчика, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности.

Между тем субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, являются граждане, юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по сохранению, правильному использованию и охране объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела, лицом, которому выдано разрешение на строительство объекта и по заказу которого разработана и утверждена проектная документация, является ООО «Гринвиль». В данном случае именно указанное общество, а не ООО «<...>», не обеспечило реализацию обязательных разделов по сохранности объекта культурного наследия (здания театра) в соответствующем проекте (проектной документации).

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств вывод судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Гринвиль» состава административного правонарушения, является правильным.

Вместе с тем при рассмотрении настоящей жалобы суд считает возможным изменить состоявшиеся по делу постановление в части назначенного ООО «Гринвиль».

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частями 3.2 и 3.3 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Ф размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Как видно из материалов дела, у ООО «Гринвиль» по состоянию на 29 сентября 2020 года имеется лишь один расчетный счет в ПАО «Сбербанк России», на котором остаток денежных средств на указанную дату составляет 16 221, 71 руб.

Согласно сведениям налоговой декларации за отчетный 2019 год у ООО «Гринвиль» отсутствовала чистая прибыль от предпринимательской деятельности, имелся убыток на сумму 43 000 руб. Бухгалтерский баланс за отчетный период составил всего 601 000 руб., а потому назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а также негативно отразиться на его хозяйственной деятельности.

Учитывая изложенное, а также конкретные обстоятельства совершения административного проступка, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей.

Таким образом, постановление судьи районного суда подлежит соответствующему изменению.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 24 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Гринвиль» изменить путем снижения административного штрафа до 100 000 руб.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Судья Назимова П.С.