ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1932/2022 от 08.08.2022 Калужского районного суда (Калужская область)

№ 12-1932/2022

РЕШЕНИЕ

город Калуга 8 августа 2022 года

Судья Калужского районного суда Калужской области Сенькин А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ФИО1 на постановление № 05-35/814 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области от 19.07.2022 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 8.2, частью 9 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Праймтон», адрес (место нахождения): <...>, ИНН <***>, КПП 400401001, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН 5 июня 2017 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 05-35/814 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области от 19.07.2022 ООО «Праймтон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ назначено административное наказание в пределах санкции ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Калужский районный суд Калужской области, законный представитель ООО «Праймтон» ФИО1 выражает несогласие с Постановлением, просит его отменить.

Защитник ООО «Праймтон» по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Выслушав пояснения участника процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.

На основании решения заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области, ФИО3 от 01.09.2021 № 755-пр с 08.09.2021 по 20.09.2021 (Решение о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 08.09.2021 №778-ПР) была проведена плановая выездная проверка исполнения и соблюдения норм и требований природоохранного законодательства Российской Федерации ООО «Праймтон» при осуществлении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: Объект № 29-0140-002299-П. деятельность по адресу: <...>.

Согласно ОКБЭД основным видом деятельности ООО «Праймтон» является производство бумаги и картона.

Административная ответственность по ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

В ходе проведения плановой выездной и документарной проверки ООО «Праймтон», проведенной с 08.09.2021 г. по 20.09.2021 г., расположенного по адресу: <...> и осуществляющего деятельность по адресу: <...>, установлено, что предприятием допускается неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Предприятием разработан Технологический регламент по производству бумаги для гофрирования, утвержденный генеральным директором ООО «Праймтон» 15.08.2020г.

В соответствии с п.2 технологического регламента по производству бумаги для гофрирования «Характеристика готовой продукции», на БДМ вырабатывается бумага для гофрирования, которая должна соответствовать требованиям ГОСТ Р53206-2008 марок Б2, Б3.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № COELYNFI от 2018-12-18 ООО «Праймтон» относится к 1 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

08.09.2021 специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобрана проба отхода из песочницы (песколовки), для установления класса опасности и компонентного состава. Согласно экспертному заключению по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний от 15.09.2021 № Бтп-545/1546/21, данный отход относится к 4 классу опасности.

В соответствии с протоколом испытаний отхода № ОП-545/1/21 от 14.09.2021 отход из песочницы на 11% состоит из воды и 89% песка.

ООО «Праймтон» данный отход из песочницы не отнесен к конкретному классу опасности, также на данный отход не разработан паспорт отхода I - IV классов опасности.

Таким образом, должностное лицо пришло к выводу, что ООО «Праймтон» допускает неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ наступает за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В ходе проведения плановой выездной и документарной проверки ООО «Праймтон», проведенной с 08.09.2021 г. по 20.09.2021 г., расположенного по адресу: и осуществляющего деятельность по адресу: <...>, установлено, что предприятием допускается невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, которое выразилось в следующем.

Предприятием разработан Технологический регламент по производству бумаги для гофрирования, утвержденный генеральным директором ООО «Праймтон» 15.08.2020г.

В соответствии с п.2 технологического регламента по производству бумаги для гофрирования «Характеристика готовой продукции», на БДМ вырабатывается бумага для гофрирования, которая должна соответствовать требованиям ГОСТ Р53206-2008 марок Б2, Б3.

В соответствии с п.3 технологического регламента, исходным сырьем для производства бумаги для гофрирования являются отходы производства и потребления бумаги и картона, применяемые в производстве гофрированного картона, а также гофротара с черно-белой и цветной печатью.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № COELYNFI от 2018-12-18 ООО «Праймтон» относится к 1 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проверки 08.09.2021 установлено, что у ООО «Праймтон» отсутствует документация на технологию производства, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы. Таким образом, должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «Праймтон» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

В ходе проведения плановой выездной и документарной проверки ООО «Праймтон», проведенной с 08.09.2021 г. по 20.09.2021 г., расположенного по адресу: и осуществляющего деятельность по адресу: <...>, установлено, что предприятием допускается неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, которое выразилось в следующем.

Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с решением от 01.09.2021 № 755-пр с 08.09.2021 по 20.09.2021 (Решение о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 08.09.2021 №778-ПР) была проведена плановая выездная проверка исполнения и соблюдения норм и требований природоохранного законодательства Российской Федерации юридическим лицом ООО «Праймтон» при осуществлении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: Объект № 29-0140-002299-П.

Согласно ОКВЭД основным видом деятельности ООО «Праймтон» является производство бумаги и картона.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № COELYNFI от 2018-12-18 ООО «Праймтон» относится к 1 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

ООО «Праймтон» осуществляет деятельность с отходами на основании документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 5849 от 01.07.2020г., согласно которому предприятию утверждены годовые нормативы образования отходов производства и потребления на 14 наименований.

08.09.2021 специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» была отобрана проба отхода из песочницы (песколовки), для установления класса опасности и компонентного состава. Согласно экспертному заключению по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний от 15.09.2021 № Бтп-545/1546/21, данный отход относится к 4 классу опасности.

В соответствии с протоколом испытаний отхода № ОП-545/1/21 от 14.09.2021 отход из песочницы на 11% состоит из воды и 89% песка.

Отход из песочницы, относящийся к 4 классу опасности, ООО «Праймтон» не внесен в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), что является нарушением ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об охране окружающей среды», согласно которой нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Также в соответствии с п.17 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 07.12.2020 №1021, представляются блок-схемы технологических процессов, включающие в виде отдельных блоков: используемые сырье, материалы, полуфабрикаты; производственные операции (без детализации производственных процессов); производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы); образующиеся отходы; операции по обращению с отходами, включающие их сбор, накопление, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, а также по передаче отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.

Так информация, представленная в описательной части проекта ООО «Праймтон» и представленных блок-схемах технологических процессов, в части включения производственных операций не соответствует. В описательной части проекта не в полном объеме представлены сведения об эксплуатации материальных фондов предприятия, используемом сырье, полуфабрикатах, в основных и вспомогательных процессах, вследствие чего невозможно достоверно определить номенклатурный перечень и объемы отходов образующихся на предприятии.

Также сведения, указанные в федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по заявленному объекту ООО «Праймтон» имеют разночтения с представленным проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.В связи с вышеизложенным, заявленный в ПНООЛР перечень образующихся отходов, не соответствует отходоообразующим процессам на данном объекте НВОС.

Таким образом, ООО «Праймтон» допускает неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Указанное нарушение свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) ООО «Праймтон» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Определением от 22 апреля 2022 года должностное лицо – ст. государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области ФИО4 объединила в одно производство административные дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 7 ст. 8.2, ч. 9 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Праймтон».

Вместе с тем, должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления не учтено следующее.

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

В ходе проверки 08.09.2021 установлено, что у ООО «Праймтон» отсутствует документация на технологию производства, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы. Однако, проверкой не установлено, какие именно технологические процессы, применяемые ООО «Праймтон» являются новыми, не прошедшими апробацию на территории РФ и подлежат государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Под новой техникой и технологией, веществами согласно позиции Минприроды России, изложенной в письме от 07.10.2020 № 05-12-44/26282, понимаются впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию техника, технология, вещества. Используемые ООО «Праймтон» технологии производства бумаги и картона не относится к новым технологиям.

Применяемая ООО «Праймтон» технология производства бумаги из макулатуры подробно описана в разделе 2 ИТС 1-2015 п 2.6. «Процесс производства бумаги и картона», п. 2.8 «Производство волокнистой массы из макулатуры. Использование макулатуры при производстве бумаги и картона».

Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 1-2015 «Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона» (изд. Москва, бюро НТД. 2015 г.) является действующим, опубликован на официальном сайте Госстандарт.

Согласно п. 3 «Технологического регламента по производству бумаги для гофрирования» ООО «Праймтон» осуществляет использование в качестве исходного сырья макулатуру марки МС-5Б (ГОСТ 10700-97 «Макулатура бумажная и картонная. Технические условия»).

Согласно соответствующим договорам поставки, заключенным с третьими лицами, Общество приобретает макулатуру марки МС-5Б, а не отходы производства и потребления. ГОСТ 10700-97 распространяется на макулатуру бумажную и картонную, применяемую в качестве вторичного сырья.

Согласно п. 2.1 «Технологического регламента по производству бумаги для гофрирования» ООО «Праймтон» на БДМ вырабатывается бумага для 4 гофрирования, которая должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 53206-2008 марок Б2, БЗ.

Пунктом 4.2.1. ГОСТ Р 53206-2008 «Бумага для гофрирования. Технические условия» установлено, что в качестве сырья для изготовления бумаги для гофрирования могут применяться целлюлоза, полуцеллюлоза, макулатура бумажная и картонная по ГОСТ 10700 марки МС-5Б, другие волокнистые полуфабрикаты и макулатура других марок.

Таким образом, выводы должностного лица в части наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ не доказаны, в акте проверки не приведено ни одного законодательного обоснования выявления проверкой каких-либо новых технологий в производственно-хозяйственной деятельности ООО «Праймтон».

Защитник ООО «Праймтон» указывает, что не согласен с результатами лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в ходе проверки, и положенных в основу административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку считает, что отход из песочницы был отобран с нарушением норм документации, регламентирующей данный процесс.

В протоколе № 545/21 отбора проб на биотестирование от 08.09.2021 нормативной документацией на отбор проб указаны: ФР. 1.39.2007.03221, ФР. 1.39.2007.03222, ФР. 1.39.2007.03223.

Согласно п. 7.5.3.1. ФР.1.39.2007.03221 «Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости цериодафний», а также п. 7.2.3.1. ФР. 1.39.2007.03223 «Методика определения токсичности вод, водных вытяжек из почв, осадков сточных вод и отходов по изменению уровня флуоресценции хлорофилла и численности клеток водорослей».

Отбор проб ПО (производственных отходов) может осуществляться периодически и непрерывно.

При периодическом пробоотборе объединенную пробу отбирают из нескольких точечных проб, отобранных в одно и то же время из одного и того же источника образования или накопления отходов (из бункера, хвостохранилища, ковша, шламонакопителя, отвала, свалки, карьера и др.). При непрерывном пробоотборе объединенная проба отхода образуется из нескольких (не менее 2-х) единичных проб, отобранных в одном и том же месте через одинаковые промежутки времени (час, сутки, месяц).

Объединенная проба отхода (при отсутствии специальных требований) должна составлять не менее 2,5 кг. (1,25 кг. для анализа и 1,25 кг. для хранения дубликата) - при применении методики ФР.1.39.2007.03221 и не менее 5 кг. (2,5 кг. для анализа и 2,5 кг. для хранения дубликата) - при применении методики ФР.1.39.2007.03223.

Протокол отбора проб для определения морфологического состава и массовой доли влаги во время отбора проб не был составлен. В протоколе испытаний отхода № Оп-545/1/21 от 14.09.2021 нормативной документацией на методику испытаний указаны: ПНД Ф 16.1:2.2:2.3:3.58-05 «Методика выполнения измерений массовой доли влаги в твердых и жидких отходах производства и потребления, почвах, осадках, шламах, активном иле, донных отложениях гравиметрическим методом» (издание 2017 5 года) и ПНД Ф 16.3.55-08 «Методика определения морфологического состава твердых отходов производства и потребления гравиметрическим методом» (издание 2014 года).

В обеих указанных методиках объединенную пробу, направляемую на исследования, составляют путем смешивания не менее чем пяти точечных проб массой не менее 200 г. каждая. Масса объединенной пробы должна составлять: не менее 1 кг. для измерения массовой доли влаги и примерно 2 кг. для определения морфологического состава.

Таким образом, при выполнении работ по отбору проб для исследований массовой доли влаги, морфологического состава отхода, его токсичности на двух культурах должно быть отобрано несколько точечных проб, суммарный вес которых должен составлять не менее 10,5 кг.

В ходе проверки 08.09.2021 специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по факту была отобрана всего одна точечная проба отхода из песочницы для всех вышеуказанных исследований, что также подтверждается отсутствием протокола (акта) отбора проб для определения морфологического состава и массовой доли влаги. Взвешивание отобранной пробы не производилось, визуально масса пробы составила менее 1 кг., что недостаточно для всех исследований.

Как отмечено в акте проверки ООО «Праймтон» ведет отчетность в соответствии с действующим законодательством, однако по вышеуказанному отходу из песочницы, относящемуся к 4 классу опасности, отсутствует движение в журнале учета в области обращения с отходами, утвержденном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 и в сведениях об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы).

В 2020г. ООО «Праймтон» был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

В соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории» (утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17 апреля 2020 года № 437), Обществом проект был направлен в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Калужской области для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что подтверждается входящей отметкой на заявлении.

По результатам рассмотрения ПНООЛР нормативы образования отходов и лимиты на их размещение были утверждены (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 5894 от 01.07.2020), замечаний по проекту со стороны Управления не было.

Таким образом, ООО «Праймтон» исполнило обязанность по разработке ПНООЛР и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Защитник ООО «Праймтон» полагает, что сделанные в ходе проверки замечания по проекту ПНООЛР не могут явно указывать на то, что ООО «Праймтон» не исполняет обязанность по разработке проекта ПНООЛР.

Из материалов дела не ясно, какие разночтения установлены между проектом ПНООЛР и сведениями в реестре объектов негативного воздействия.

В 2021 году сведения об объекте негативного воздействия № 29-0140-002299-П, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Праймтон», были актуализированы, получено соответствующее свидетельство. К заявке на актуализацию сведений, направленной в Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области, были приложены копии всех разрешительных документов, в том числе документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 5894 от 01.07.2020.

В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая вышеизложенное, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.с.т. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление № 05-35/814 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области от 19.07.2022 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 8.2, частью 9 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Праймтон» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В.Сенькин