ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1935/2016 от 31.01.2017 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 12-57/17

РЕШЕНИЕ

31 января 2017 года г.Казань

Судья Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан Шамгунов А.И., рассмотрев жалобу государственного казенного учреждения "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" на постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан от 17 ноября 2016 года №-- по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан от 17 ноября 2016 года №-- государственное казенное учреждение (далее – ГКУ) "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" привлечено к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

В постановлении основанием для привлечения к административной ответственности указано то, что в ходе проведения обследования 4 октября 2016 года территории лесного участка, расположенного ... ... выявлен факт незаконного использования земель лесного фонда, а именно то, что на указанном лесном участке без оформления договора аренды и без согласования с органами лесного хозяйства Республики Татарстан ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" осуществляет работы по прокладке электрокабеля, выкопана траншея протяжностью 300 м., шириной 1 м. на землях лесного фонда, общая площадь самовольно используемого участка составила 300 кв.м.

В жалобе ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" просит отменить указанное постановление. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что строительство кабельной линии постоянного электроснабжения станции метро "... ..." осуществляет подрядная организация АО "Казметрострой" на основании государственного контракта от --.--.---- г.№--, строительство было согласовано со всеми заинтересованными организациями, проверка, по итогам которой было вынесено обжалуемое постановление, проведена с нарушением Административного регламента, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от --.--.---- г.№--

В судебном заседании представитель ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" Сахипова А.А. жалобу поддержала.

Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Камалова Р.Р. с жалобой не согласилась, просила отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно акту о лесонарушении от 4 октября 2016 года №--, составленного мастерами леса ... ... Гореловым С.В. и Бикчантаевым А.Р., --.--.---- г. год в ходе обследования территории лесного участка, расположенного ... ..., был выявлен факт незаконного использования земель лесного фонда, а именно то, что на указанном лесном участке без оформления договора аренды и без согласования с органами лесного хозяйства Республики Татарстан ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" осуществляет работы по прокладке электрокабеля, выкопана траншея протяжностью 300 м., шириной 1 м. на землях лесного фонда, общая площадь самовольно используемого участка составила 300 кв.м.

--.--.---- г. государственным лесным инспектором, инженером ГКУ "Пригородное лесничество" Давлетшиным Р.А. в присутствии представителя ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" составлен протокол об административном правонарушении №-- в отношении ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", согласно которому вышеуказанные работы на лесном участке ... ... ведутся государственным казенным учреждением "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", указанный лесной участок кому-либо в аренду не предоставлялся, договор аренды с Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан не заключался, проведение работ с органами лесного хозяйства не согласовывалось, указанный факт является нарушением статей 9, 71 Лесного кодекса Российской Федерации.

Старший государственный лесной инспектор Республики Татарстан посредством направления телеграммы с уведомлением о вручении известил ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" о времени и месте рассмотрения 17 ноября 2016 года об административном правонарушении №-- дела об административном правонарушении по протоколу об административном правонарушении №-- от --.--.---- г..

17 ноября 2016 года старшим государственным лесным инспектором Республики Татарстан Мосуновым А.М. по вышеуказанному факту в отношении ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" вынесено постановление №--, согласно которому ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" обратилось в суд с рассматриваемой жалобой.

Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении лицом действий, нарушающих установленные правила использования лесных участков, а именно действий по самовольному занятию лесных участков либо по использованию лесных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

При этом под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, в отсутствие на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или аренды на данный участок.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.

Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 3 ЛК РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со статьей 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Исходя из положений статьи 9 ЛК РФ участки лесного фонда предоставляются в пользование на следующих правах: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Перечисленные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

На основании пункта 1 статьи 83 ЛК РФ осуществление полномочий Российской Федерации, связанных с предоставлением в пределах земель лесного фонда Республики Татарстан лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование возложено на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.

Таким образом, в соответствии с требованиями ЛК РФ для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда пользователь обязан оформить соответствующие документы на участки.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанав-ливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отно-шении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пока-заниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами дела, в частности, акту о лесонарушении от --.--.---- г.№--, протоколом об административном правонарушении №-- от --.--.---- г. подтверждается, что ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" допущено самовольное занятие и использование лесного участка расположенного ... ....

Из материалов дела следует, что указанный в обжалуемом постановлении земельный участок относится к землям лесного фонда.

Так, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от --.--.---- г. серии №-- земельный участок с кадастровым номером №--, расположенный по адресу: ... ..., ... ... "... ...", ... ... относится к землям лесного фонда. Собственником указанного лесного участка является Российская Федерация.

Документов, подтверждающих правомерность занятия и использования лесного участка в ... ..., заявитель в материалы дела не представил.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" не допускало самовольное занятие лесного участка, работы, указанные в обжалуемом постановлении, осуществляло АО "Казметрострой" на основании государственного контракта от --.--.---- г.№--.

Между тем, установлено при рассмотрении жалобы, что работы, в ходе которого были допущены нарушения Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлялись по инициативе ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" в рамках запланированных заявителем мероприятий.

Привлечение для выполнения части работ подрядной организации АО "Казметрострой" не изменяет субъекта ответственности по статье 7.9 КоАП РФ, поскольку именно заявитель как лицо, организующее выполнение работ, обязано было получить необходимые для использования лесного участка документы, чего им сделано не было.

То обстоятельство, что отдельные этапы технической части соответствующих работ выполнялись, в том числе с привлечением сил АО "Казметрострой" об отсутствии вины заявителя также не свидетельствует.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.

Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" предприняло все зависящие от него меры по о соблюдению требований действующего законодательства, не представлено.

Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о наличии в действиях ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.

Согласно оспариваемому постановлению ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб., в пределах санкции, установленной статьей 7.9 КоАП РФ.

Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении произведены должностными лицами административного органа в пределах полномочий, установленных законом.

Квалификация совершенного ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" правонарушения соответствует нормам статьи 7.9 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" в обоснование поданной жалобы ссылается, в том числе, на нарушение Административного регламента, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от --.--.---- г.№--. Довод заявителя не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку установленная в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях процедура привлечения к административной ответственности была соблюдена.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что заявитель на законных основаниях был привлечен к административной ответственности, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан от 17 ноября 2016 года №-- по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое в отношении государственного казенного учреждения "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", оставить без изменения, жалобу государственного казенного учреждения "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение 10 суток с даты получения копии решения.

Судья подпись Шамгунов А.И.