г. Омск, ул. Лермонтова, 61 Дело № 12-193/2019 РЕШЕНИЕ 13 июня 2019 года г. Омск Куйбышевский районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи Романюк Л.А., при секретаре Меньшиковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» на постановление о назначении административного наказания № 55/12-744-19-И от 26.03.2019, УСТАНОВИЛ: Постановлением государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Омской области № 55/12-744-19-И от 26.03.2019 бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (далее по тексту БУ г. Омска «УДХБ», Учреждение, юридическое лицо) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. БУ г. Омска «УДХБ» признано виновным в том, что оно, нарушив требования ст.ст. 113, 212, 329 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 7, 12, 27 Приказа Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" допустило в сентябре-октябре 2018 года превышение общей продолжительности рабочего времени водителей, превышение суточного режима работы водителей (том 1 л.д. 56). С принятым постановлением юридическое лицо не согласилось, обратилось в районный суд с жалобой (том 1 л.д. 1-25), в которой просило отменить постановление. В судебном заседании законный представитель БУ г. Омска «УДХБ» не участвовал, извещался надлежаще (том 6 л.д. 88, 99). Защитники БУ г. Омска «УДХБ» - ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей (том 6 л.д. 94, 95), доводы и требования, изложенные в жалобе на постановление, поддержали в полном объеме, дополнительно указав, что превышения продолжительности рабочего времени в сентябре и октябре 2018 года у водителей не допускалось, привлечение к работе в выходные дни осуществлялось с их письменного согласия и являлось сверхурочной работой, которая оплачивалась в соответствующем размере. Отсутствует нарушение в отношении водителя Б. С.А., у которого в сентябре 2018 года количество дней отдыха составило 3, так как один день отдыха по заявлению он использовал для работы сверхурочно. Имелись нарушения в отношении водителей Б. Е., Е. А., Л. В., Л. О., Р. П., С. А. в части работы по 22 часа, хотя фактически автомобилями они не управляли такое количество времени, кроме того, данное нарушение устранено, графики работы водителей пересмотрены. Нарушения в отношении водителя ФИО5, отработавшего 14 часов, не было, так как фактически водитель не превысил время непосредственного управления транспортным средством. Просили отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление – ФИО3 с доводами жалобы и позицией защитников не согласилась, представила письменные возражения на жалобу (том 6 л.д. 90), дав пояснения, аналогичные изложенному в возражениях, дополнительно указав, что юридическое лицо ранее уже привлекалось к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства. Наличие согласия водителей на привлечение их к работе сверхурочно сверх нормы продолжительности рабочего времени в течение месяца, установленного положениями ТК и Приказа Минтранса № 15, является нарушением, как и превышение суточного времени режима работы. Учреждение могло правильно организовать работу водителей, составив скользящие графики их работы, обратиться к учредителю по вопросу увеличения штатной численности. Нарушение режима рабочего времени водителей приводит к авариям, в том числе с жертвами, что имело место с работниками Птицефабрики на Сыропятском тракте в г. Омске несколько лет назад. Просила отказать в удовлетворении жалобы. Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дел в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Из материалов дела усматривается, что 04.03.2019 в Омскую гострудинспекцию из ГИБДД УМВД России по городу Омску поступили материалы внеплановой выездной проверки в отношении БУ г. Омска «УДХБ» по факту выявленных нарушений требований п.п. 6-10 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15. 06.03.2019 в адрес директора Учреждения должностным лицом гострудинспекции было направлено уведомление о необходимости его явки 31.03.2019 в 10.00 час. в Гострудинспекцию по Омской области для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено Учреждением 11.03.2019. 21.03.2019 должностным лицом Гострудинспекции в отношении БУ г. Омска «УДХБ» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в связи с вывяленными нарушениями положений ст. ст. 113, 201, 329 ТК РФ и пунктов 7, 12, 27 Приказа Минтранса РФ от 20.08.20014 № 15, а именно: - в сентябре 2018 года общая продолжительность рабочего времени (при норме 160 часов в месяц) составила у водителей: А. О.Г. - 184 часа, Б. С.Н. – 182 часа, Б. С.А. – 198 часов, Б. К.Ф. – 168 часов, Б. Ю.И. – 168 часов, Г. А.М. – 195 часов, Г. Г.В. - 176 часов, Г. М.В. – 177 часов, К. Н.Н. – 200 часов, К. И.С. – 176 часов, К. К.Н. – 198 часов, К. С.В. – 181 час., Л. В.П. – 165 часов, Л. О.В. – 164 часа, М. С.М. – 178 часов, М. А.В. – 186 часов, П. О.Н. – 182 часа, П. О.А. – 200 часов, П. Ю.Ф. – 172 часа, Р. В.В. – 192 часа, С. О.М. – 184 часа; - водителю Б. С.А. в сентябре 2018 было предоставлено 3 дня отдыха при количестве полных недель в сентябре 2018 четыре; - допускается суточный режим работы – по 22 часа водители Б. Е.В., Е. А.И., Л. В.П., Л. О.В., Р. П.С., ФИО4; - водитель П. О.Н. ДД.ММ.ГГГГ отработал 14 часов; - в октябре 2018 года общая продолжительность рабочего времени (при норме 184 часа в месяц) составила у водителей: Б. Е.И. – 192 часа, Г. А.В. – 208 часов, З. Ю.В. – 201 час, Е. П.М. – 192 часа, П. В.Г. – 200 часов, У. В.А. – 201 час, Ч. П.С. – 200 часов. Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения БУ г. Омска «УДХБ» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ вынесением постановления № 55/12-744-19-И от 26.03.2019 (л.д. 56). Факт нарушения БУ г. Омска «УДХБ» требований трудового законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении № 55/12-683-19-И от 21.03.2019 (том 1 л.д. 49), материалами внеплановой выездной проверки в отношении БУ г. Омска «УДХБ» по факту выявленных нарушений требований п.п. 6-10 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, поступившими из ГИБДД УМВД России по г. Омску с табелями учета рабочего времени (том 1 л.д. 30-40), уведомлением о явке 21.03.2019 в 10.00 час. законного представителя Учреждения в Гострудинспекцию на составление протокола об административном правонарушении (том 1 л.д. 44-45), которым должностным лицом Гострудинспекции была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. В соответствии с положениями ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить …режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; Статьей 329 ТК РФ установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители) установлены Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 03.05.2018) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (далее Положение). Так согласно пункту 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. В силу пункта 12 Положения водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. Условиями Коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения в Учреждении и Правилами внутреннего трудового распорядка БУ г. Омска «УДХБ» предусмотрено, что при регулировании рабочего времени стороны исходят из того, что продолжительность работы не может превышать 40 часов в неделю (40 часовая пятидневная или шестидневная с двумя или одним выходным днем) (п.4.2 Колдоговора, п. 5.1 Правил ВТР) (том 6 л.д. 124-145). Вместе с тем, из представленных Учреждением документов (дополнительного соглашения к трудовому договору, табелей учета рабочего времени) усматривается, что водителю ФИО5 был установлен режим рабочего времени по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, то есть его рабочий день не мог превышать 8 часов ежедневно. Однако, исходя из табеля учета рабочего времени за сентябрь 2018, 02.09.2018 водитель ФИО5 отработал 14 часов (том 5 л.д. 18, 19, 23, том 1 л.д. 38). Водителям Б. Е.В., Е. А.И., Л. В.П., Л. О.В., Р. П.С., С. А.В. также дополнительными соглашениями к трудовым договорам установлен режим рабочего времени по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, то есть его рабочий день не мог превышать 8 часов ежедневно. Вместе с тем, согласно табелям учета рабочего времени, графиков работы водителей в августе, сентябре, октябре, ноябре и декабре 2018 суточный режим работы у вышеуказанных водителей составил по 22 часа (том 6 л.д. 19-87). Согласно положениям ст. 113 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях: 1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества; 3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. В сентябре 2018 года общая продолжительность рабочего времени, согласно Производственному календарю, при 40-часовой рабочей неделе составила 160 часов, в октябре при 40-часовой неделе - 184 часа. Из материалов дела следует, что водители А. О.Г., Б. С.Н., Б. Е.И., Б. С.А., Б. К.Ф., Б. Ю.И., Г. А.М., Г. Г.В., Г. М.В., Г. А.В., З. Ю.В., К. П.М., К. Н.Н., К. И.С., К. К.Н., К. С.В., Л. В.П., Л. О.В., М. С.М., М. А.В., П. О.Н., П. О.А., П. Ю.Ф., П. В.Г., Р. В.В., С. О.М., У. В.А., Ч. П.С. были приняты в БУ г. Омска «УДХБ» на основании трудовых договоров, согласно которым указанным лицам были установлены пятидневные рабочие недели с двумя выходными днями: суббота и воскресенье. Продолжительность ежедневной работы – 8 часов. Начало работы с 08.00 час., окончание 17.00 час., перерыв для отдыха и питания 1 час с 12.00 час. до 13.00 час. Вместе с тем, у указанных водителей в сентябре-октябре 2018 года общая продолжительность рабочего времени превысила нормальное число рабочих часов в месяцы, поскольку они привлекались к работе в выходные дни. Данные обстоятельства подтверждаются табелями учета рабочего времени (том 2 л.д. 40-84, 85-132, 142-183, 184-227, 228-250, том 3 л.д. 1-34, 35-68, 69-99, 100-152, 153-188, 189-232, 233-250, том 4 л.д. 1-33, 34-70, 71-116, 117-171, 172-218, 219-250, том 5 л.д. 1-17, 18-49, 50-96, 97-140, 141-184, 185-228, 229-250, том 6 л.д. 35-46, 47-69). Представленный защитниками приказ директора БУ г. Омска «УДХБ» № 200 от 05.05.2017 «Об утверждении порядка ведения суммированного учета рабочего времени в бюджетном учреждении города Омска», согласно которого для водителей автомобилей (автобусов) устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода квартал (том 6 л.д. 101, 102-104), а также представленные заявления водителей об их согласии на работу в выходные дни, служебные записки о том, что в соответствии со ст. 113 ТК РФ в связи с производственной необходимостью производства непредвиденных внеплановых работ, а именно: подбор случайного мусора, вывоз мусора с территории частного сектора, вывоз бункеров, не опровергают выводы должностного лица о наличии нарушения положений ст. 113 ТК РФ в действиях Учреждения. Поскольку, исходя из уставных целей деятельности Учреждения, подбор случайного мусора, вывоз мусора с территории частного сектора, вывоз бункеров не являются заранее непредвиденными работами, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя, как и проведение городских субботников, месячников по благоустройству и санитарной очистке территории, запланированных заблаговременно постановлением Администрации г. Омска № 186-п от 14.02.2018 (том 2 л.д. 58, том 6 л.д. 146). Согласно пункту 27 Положения при суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Водителю ФИО6 трудовым договором № 05-15/155-3 от 22.08.2017 установлен режим рабочего времени по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (том 2 л.д. 228-230). Вместе с тем, как видно из табеля учета рабочего времени за сентябрь 2018 года, в сентябре 2018 года водителю ФИО6 было предоставлено 3 выходных дня при количестве полных недель месяца 4, что является нарушением положений п. 27 Положения (том 1 л.д. 34-35). При этом доводы защитников о том, что один из выходных дней ФИО6 отработал по письменному заявлению применительно к положениям ст. 113 ТК РФ, не свидетельствует о соблюдении работодателем требований п. 27 Положения, как и наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 113 ТК РФ. Действия БУ г. Омска «УДХБ» правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами. Наказание, назначенное Учреждению, соответствует требованиям части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Доводы заявителя о невиновности юридического лица в совершении данного правонарушения, обоснованно не были приняты во внимание должностным лицом, поскольку опровергаются имеющими в деле доказательствами. Ссылка в жалобе на решение Верховного суда РФ от 21.05.2010 в котором указано, что работа в выходные и праздничные дни в длительность сверхурочной работы не включается и статьями 152 и 153 предусмотрен различный механизм компенсации за сверхурочную работу и за работу в выходные дни, на правильность выводов должностного лица не влияет, поскольку принималось по иным обстоятельствам. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как усматривается из материалов дела у БУ г. Омска «УДХБ» имелась возможность для соблюдения вмененных в вину юридического лица норм. Нарушений порядка привлечения Учреждения к административной ответственности судом не установлено. На дату привлечения Учреждения к административной ответственности срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Омской области № 55/12-744-19-И от 26.03.2019 о привлечении бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей оставить без изменения, жалобу бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья (подпись) Л.А. Романюк ... ... ... ... ... ... |