ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-193/19 от 26.02.2019 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело № 12-193/2019

Р Е Ш Е Н И Е

26 февраля 2019 года г.Астрахань

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Синёва И.З., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Булычева А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г. Астрахани от 26 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Государственного бюджетного учреждении культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» по ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г. Астрахани от 26 декабря 2018 года Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Защитник Карабалаев К.А., обратился в Кировский районный суд г.Астрахани с жалобой, просит об отмене постановления, вынесенного в отношении Государственного бюджетного учреждении культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» по настоящему делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Представитель Саратовской государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», при надлежащем извещении, в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании защитник Карабалаев К.А., действующий на основании доверенности, не отрицая вины юридического лица в совершении административного правонарушения, просил суд прекратить производство по делу, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лицо, участвующее в деле, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 19.14 Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Экспертом 1 категории по драгоценным металлам и драгоценным камням Саратовской государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» Ивановым И.С. 23.10.2018 г. в отношении директора Государственного бюджетного учреждении культуры Астраханской области Государственного бюджетного учреждении культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» Булычева А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), согласно которому по результатам проверки, проведенной в период с 03.09.2018 г. по 26.09.2018 г., в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» по вопросам государственного контроля состояния учета, сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций из драгоценных металлов и драгоценных камней, соблюдения правил ведения и хранения учетной документации, использования музейных предметов и коллекций исключительно в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (научных, культурных, образовательных, творческо-производственных), а также соблюдения законодательства о музеях и музейном фонде Российской Федерации выявлены нарушения требований «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 09.12.2016 № 231н, в частности: нарушение п. 13 Инструкции: в четырех книгах специального учета числится 17152 предмета, числящихся за 4971 порядковым номером; п. 36 Инструкции: сверка наличия предметов из драгоценных металлов проведена без контрольного взвешивания в целях определения общего веса предмета; п.,п. 8,13 Инструкции: не все музейные предметы из драгоценных металлов внесены в специальные инвентарные книги на основании актов опробования, присутствует групповая запись предметов; не все предметы имеют данные о пробе металла, лигатурной массе, массе драгоценного металла в чистоте; п. 46 Инструкции: на момент проведения проверки истек срок ежегодной поверки весового оборудования Музея в соответствии с Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 02.07.2015 № 1815; п. 5 Инструкции: сведения о содержании драгоценных металлов в основных средствах не отражаются в учетных документах Музея.

Понятие "операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" включает в себя, в том числе, перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности.

Указанные Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, устанавливают порядок хранения, учета и ведения отчетности об использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих.

Организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.

В соответствии с требованиями Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 09.12.2016 № 231н учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать: - своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении; - контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;- достоверность данных в составляемых формах отчетности ( п. 13);

Учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении ( п. 8)

На каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их размера и назначения оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, используемых для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности, а именно: а) по драгоценным металлам - наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий), вид, размер (длина, ширина, толщина, диаметр), проба или процентное содержание в растворе, сплаве, масса химически чистых металлов и/или общая масса сплава, соли, кислоты или других химических соединений, содержащих драгоценные металлы, номер партии; б) по драгоценным камням - наименование, качественные (цвет и чистота) и размерно-весовые характеристики, форма огранки и количество в штуках (для обработанных драгоценных камней), масса в каратах, а для сырья драгоценных камней (кроме алмазов) - масса в граммах; в) для ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также изделий их содержащих - наименование изделия, количество, артикул, в том числе: для драгоценных металлов - дополнительно указывается наименование драгоценного металла, его масса и проба; для драгоценных камней - дополнительно указывается наименование, количество, масса, характеристики драгоценных камней на основании данных из технической документации изготовителя, а также способ обработки, изменивший качественные, цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, кроме огранки ( п. 13);

Фактическое наличие драгоценных металлов, драгоценных камней при инвентаризации определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, обмера, отбора и анализа проб. Ценности предъявляются комиссии материально ответственным лицом.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия ценностей в установленные сроки (обеспечить средствами для опробования и проведения анализов, проверки наличия оттисков государственных пробирных клейм, взвешивания и перемещения ценностей, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой) ( п. 36)

Все помещения, в которых производится прием, хранение и отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, оснащаются весоизмерительными приборами. Весы, разновесы и калибровочные гири ежегодно должны подвергаться калибровке или поверке в соответствии с Порядком проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1815 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный номер 38822).

Калибровка и периодические поверки весоизмерительных приборов в межповерочный период проводятся организацией самостоятельно (п. 46).

Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной ФКУ «Пробирная палата России» Саратовской государственной инспекции пробирного надзора в период с 03.09.2018 г. по 26.09.2018 г. в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» по вопросам государственного контроля состояния учета, сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций из драгоценных металлов и драгоценных камней, соблюдения правил ведения и хранения учетной документации, использования музейных предметов и коллекций исключительно в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (научных, культурных, образовательных, творческо-производственных), а также соблюдения законодательства о музеях и музейном фонде Российской Федерации выявлены нарушения требований «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 09.12.2016 № 231н, в частности: нарушение п. 13 Инструкции: в четырех книгах специального учета числится 17152 предмета, числящихся за 4971 порядковым номером; п. 36 Инструкции: сверка наличия предметов из драгоценных металлов проведена без контрольного взвешивания в целях определения общего веса предмета; п.,п. 8,13 Инструкции: не все музейные предмета из драгоценных металлов внесены в специальные инвентарные книги на основании актов опробования, присутствует групповая запись предметов; не все предметы имеют данные о пробе металла, лигатурной массе, массе драгоценного металла в чистоте; п. 46 Инструкции: на момент проведения проверки истек срок ежегодной поверки весового оборудования Музея в соответствии с Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 02.07.2015 № 1815; п. 5 Инструкции: сведения о содержании драгоценных металлов в основных средствах не отражаются в учетных документах Музея.

02.11.2018 г. директором Государственного бюджетного учреждении культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» Булычевым А.А. начальнику Саратовской государственной инспекции пробирного надзора Российской Государственной пробирной плата во исполнение выявленных нарушений направлены: копия Плана проведения экспертизы предметов, возможно содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни на 2018-2010 г.г., копия акта сверки наличия предметов из драгоценных металлов с учетом документации от 12.12.2017 г. № 29, копия свидетельства о поверке весов, копия письма в Министерство культуры РФ о переписке книг спецучета, копия приказа об устранении нарушений от 09.10.2018 г., копия плана-графика устранения нарушений, справка от 31.10.2018 г. № 1012/01-21 о содержании драгоценных металлов в составе основных средств музея-заповедника.

Факт совершения Государственным бюджетным учреждением культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 23 октября 2018 года; актом проверки датированным 26 сентября 2018; распоряжением о проведении плановой документарной проверки от 03 августа 2018, а также иными материалами дела.

Все собранные по делу доказательства получили оценку при рассмотрении дела мировым судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.

Довод жалобы заявителя о малозначительности инкриминированного Государственному бюджетному учреждению культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» административного правонарушения, обоснованный тем, что факт нарушения инструкции не свидетельствует о наличии существенной угрозы государственным интересам, не является основанием для отмены судебных решений и освобождения от административной ответственности.

Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за малозначительные правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу приведенных разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

В данном случае основания признать допущенное нарушение, направленное на нарушение требований Федерального закона от 26 марта 1998г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", малозначительным не усматриваю.

Иных доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене судебных актов, принятых по делу об административном правонарушении, в настоящей жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, наказание назначено в пределах санкции ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждении культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник», предусмотренных ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

На основании изложенного, жалоба защитника Карабалаева К.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

постановление по делу об административном правонарушении от 26 декабря 2018 г., вынесенное мировым судьей судебного участка № 2 Кировского района г. Астрахани в отношении Государственного бюджетного учреждении культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» по ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу защитника Карабалаева К.А. – без удовлетворения.

Судья И.З. Синёва