ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-193/2017 от 20.03.2018 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 12-8/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

20 марта 2018 года г.Советская Гавань

Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Абубакирова М.В.,

с участием государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, действующего по доверенности от 09.01.2018 года, выданной сроком до 31.12.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края, расположенного по адресу: <...> жалобу генерального директора ООО "Норд+" ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 года, о привлечении юридического лица ООО "Норд+" к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ по надзору и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 года ООО "Норд+" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе на постановление генеральный директор ООО "Норд+" ФИО2 с постановлением не согласился и указал, что 06.12.2017 года постановлениями государственного инспектора РФ по надзору и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО "Норд+" ФИО2 было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2, ст. 8.46, ч.1 ст.8.4 КоАП РФ и подвергнут административным наказаниям в виде административного штрафа. В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. На основании решения единственного участника и приказа №1 от 22.09.2017 года генеральным директором ООО «Норд+» назначен ФИО2 у которого не имелось возможности в столь сжатые сроки, проконтролировать в рамках своих полномочий осуществление работ по обеспечению природоохранного законодательства. При смене руководства Общества не были переданы бухгалтерские, производственные и иные документы, на основании которых ФИО2 смог бы сделать выводы о соблюдении требований законодательства в сфере охраны природы и окружающей среды. ФИО2 предпринял все возможные усилия для восстановления документации предприятия. Просит постановление должностного лица административного органа от 06.12.2017 года отменить.

В судебное заседание представитель юридического лица ООО "Норд+" не явился, о времени и месте рассмотрения дела бал извещен своевременно и надлежащим образом.

Государственный инспектор РФ по надзору и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил в ее удовлетворении отказать.

Выслушав доводы ФИО1, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что на основании приказа руководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора № 399 от 02.11.2017 года, государственным инспектором РФ по надзору и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ООО «Норд+», были запрошены и изучены документы, сведения, специалистами отдела по надзору на море по Хабаровскому краю произведен осмотр и сделаны фотографии производственной площадки ООО «Норд+»: причал №5 - причал с подкрановыми путями, крановым оборудованием, сетями электроснабжения и иным имуществом, относящимся к оборудованию причального сооружения, площадь -3382.1 кв. м, длина 218.2 кв.м., ширина 15.5 м, инв. №4036; причальное сооружение причал №7 - причальное сооружение с подкрановыми путями, крановым оборудованием, сетями электроснабжения и иным имуществом, относящимся к оборудованию причального сооружения, площадь -13333 кв. м.

Арендодателем причалов является ООО «Морской порт «Советская Гавань» по договору аренды недвижимого имущества с ООО «Норд+» от 01.01.2017 года №01/01/2017. Срок действия договора аренды с 01.01.2017 года по 30.11.2017 года. Основной целью аренды является организация на арендованных площадях режимной территории, ПЗТХ и СВХ (таможенный склад временного хранения), погрузо-разгрузочных операций и иной производственной деятельности по обслуживанию морских судов (стивидорная деятельность, транспортно-экспедиторская).

В ходе обследования территории ООО «Норд+», было установлено, что отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности предприятия собраны в контейнеры, которые расположены на твердом покрытии, имеют маркировку, защищены от атмосферных осадков.

При осмотре помещений Общества (кабинет руководителя, здание на причале №5) установлено отсутствие ртутьсодержащих ламп и приборов.

Отходы, образующиеся на предприятии, передаются сторонней организации согласно договора на оказание услуги по размещению (в части захоронения) твердых бытовых отходов от 01.01.2013 № 27-П с приложением №1 и дополнительным соглашением с ООО «Управляющая компания «Спектр». Акты приема и захоронения ТБО от 29.01.2016 №000120, 29.02.2016 №000297, 31.03.2016 №000462, от 29.04.2016 №000661, от 31.05.2016№000787, от 30.06.2016 №001003, от 30.09.2016 №001346, 30.04.2017 №000252, от 30.06.2017 №000390, от 29.09.2017 №000588.

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50) не позднее 15 января года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30).

Форма статистической отчетности 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.

При этом, организации, исходя из положений п. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ не обязаны представлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку им не требуется утверждения лимитов на размещение отходов. Согласно Письму Росприроднадзора от 07.12.2011 № ОД-06-01-32/15903 лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства является количество отходов, фактически направленное на размещение. Поэтому все юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления до 01 февраля 2017 г. в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011г. №17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", должны сдавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов только в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30 по форме 2-ТП (отходы).

На момент проверки ООО «Норд+» отчет за 2016 г. по форме №2-ТП (отходы) в обществе отсутствовал, что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно протоколу об административном правонарушении, а также постановления по делу об административном правонарушении, в нарушение требований статей 18 и 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в момент проверки у ООО "Норд+" отчет за 2016 год по форме № 2-ТП (отходы) отсутствовал, что является административным правонарушениям, и послужило основанием для привлечения юридического лица ООО "Норд+" к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: уставом ООО "Норд+"; программой производственного экологического контроля; планом мероприятий по охране окружающей среды; инструкцией по охране окружающей среды; планом природоохранных мероприятий; отчетом о результатах производственного экологического контроля ООО "Норд+", договором аренды от 01.01.2017 года; договором безвозмездного пользования акваторией водного объекта от 01.01.2017 года; договором на оказание услуги по размещению твердых бытовых отходов от 01.01.2015 года; дополнительным соглашением к договору от 01.01.2017 года; журналом учета ТКО; паспортами отходов; расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год; приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Норд+" от 02.10.2017 года; уведомлением о проведении внеплановой выездной проверки от 19.10.2017 года; уведомлением о времени и месте осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.11.2017 года; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 14.11.2017 года; запросами; ответом управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 21.11.2017 года; предписанием об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 23.11.2017 года; актом проверки от 23.11.2017 года; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 23.11.2017 года; протоколом об административном правонарушении от 30.11.2017 года; определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.11.2017 года; постановлением о назначении административного наказания от 06.12.2017 года.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ООО "Норд+" квалифицированы по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области обращения с отходами.

У юридического лица ООО «Норд+» имелась возможность соблюдения требований законодательства в сфере охраны природы и окружающей среды, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но должностное лицо не проконтролировало в рамках своих полномочий осуществление работ по обеспечению природоохранного законодательства, допустив нарушение установленных в области соблюдения природоохранного законодательства.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Из доводов жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы ФИО2 о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания, в связи с чем материалы административного дела должны быть объедены в одно производство, суд находит не состоятельными, поскольку выявленные в ходе проведения проверки нарушения не имеют признаков единого противоправного деяния, поскольку образуют несколько самостоятельных составов административных правонарушений.

В соответствии с ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Доводы жалобы о том, что ФИО2 назначен на должность генерального директора 22.09.2017 года, в связи с чем у него не имелось возможности в столь сжатые сроки, проконтролировать в рамках своих полномочий осуществление работ по обеспечению природоохранного законодательства, суд находит не состоятельными, поскольку из материалов административного дела следует, что проверка проводилась административным органом 23 ноября 2017 года, в связи с чем суд приходит к выводу, что у ФИО2 имелось достаточно времени для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Доводы жалобы о том, что при смене руководства Общества не были переданы бухгалтерские, производственные и иные документы, на основании которых ФИО2 смог бы сделать выводы о соблюдении требований законодательства в сфере охраны природы и окружающей среды суд находит не состоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу.

Таким образом, у юридического лица ООО «Норд+» имелась возможность соблюдения требований законодательства в сфере охраны природы и окружающей среды, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но последнее не проконтролировало осуществление работ по обеспечению природоохранного законодательства, допустив нарушение установленных в области соблюдения природоохранного законодательства.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом изложенного, материалов дела, исследованных в судебном заседании, суд приходит к выводу, что постановление государственного инспектора РФ по надзору и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от 06.12.2017 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены, либо изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ по надзору и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 года в отношении юридического лица –ООО "Норд+", привлекаемого к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья М.В. Абубакирова