Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
28 июля 2022 года г. Минусинск
Судья Минусинского городского суда Красноярского края Дудусов Д.А.,
С участием прокурора Радченко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление № 157-ж/22 от 22 марта 2022 года о привлечении к административной ответственности должностного лица- начальника цеха водоснабжения и водоотведения МУП г. Минусинска «Горводоканал» ФИО2, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением временно замещающего должность заместителя руководителя службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 157-ж/22 от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица- начальника цеха водоснабжения и водоотведения МУП г. Минусинска «Горводоканал» ФИО2, последний был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
ФИО2 обратился в Минусинский городской суд Красноярского края с жалобой, в которой указал следующее. 03.02.2022 года в <...> напротив дома № 45 (ул. Ботаническая, 36) произошел порыв водопроводной трубы. Причиной аварии послужил продольный разрыв чугунного трубопровода диаметром 270 мм.; отключение поврежденного участка водоснабжения произведено в 9 час. 50 мин.; 03.02.2022 года, опорожнение системы - разбор воды абонентами предоставлялся до 13 час. 45 мин. После аварийно-восстановительных работ на сетях к заполнению системы приступили в 01 час. 06 мин. 04.02.2022 года, рабочее давление водопровода было зафиксировано в 03 час. 30 мин. 04.02.2022 года. Период отключения водоснабжения составил 11 часов 15 мин, подвоз воды населению производился автомашиной ЗИЛ (цистерна) с 10 часов до 19 часов 03.02.2022 года. При проведении работ по устранению аварии на сети централизованного водоснабжения по адресу: <...>, МУП г. Минусинска «Горводоканал» были привлечены все возможные силы и средства.
Согласно действующим нормативам, для водопроводов диаметром до 400 мм и глубиной заложения более 2 м установлено время устранения аварии - 12 часов. Вместе с тем, данное время является расчетным, а не нормативным. На это указывает примечание №1, где допускается возможность изменения времени ликвидации в зависимости от условий. В связи с тем, что труба была изготовлена из чугуна, ее повреждение невозможно было устранить путем сварки- требовалась замена секции трубы длинной 6 метров. С этой целью были произведены земляные работы по выемке грунта на глубину заложения и 10 м длиной. Кроме того, при замене секции чугунной трубы был поврежден раструб прилегающей секции. Новый раструб был изготовлен силами МУП г. Минусинска «Горводоканал», для чего потребовалось 5 часов.
Согласно справке ФГБУ «Среднесибирское УГМС», среднесуточные температуры наружного воздуха января 2022 года были ниже минус 20 градусов по шкале Цельсия. Среднесуточные температуры наружного воздуха 03.02.2022 года и 04.02.2022 года составляли минус 25,7 и минус 24,5 соответственно. Заявитель полагает, что в его действиях отсутствует виновное поведение, так как на устранение аварии были направлены все имевшиеся силы, быстрому устранению аварии и ее последствий препятствовали погодные условия, площадь порыва, материал трубы- чугун. При этом, специфика соединения стальной трубы с чугунной требует длительного соединения устанавливаемого участка стальной трубы с чугунной с обеих сторон; производилось клепание. Также, труба была нестандартного диаметра, приходилось подгонять под данные условия трубу другого диаметра, изготавливались раструбы для соединения труб, что также потребовало времени. С учетом требований ст. 24.6 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в виду отсутствия в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Представитель административного органа- Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в зал суда не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела суду не заявлял. При таких обстоятельствах, с учетом мнения заявителя, суд полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствии представителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Свидетель ФИО1 показал, что устранение аварии 03.02.2022 происходило в сложных температурных условиях, с температурой окружающего воздуха минус 25 градусов, был разрыт котлован общей площадью 24 кв.м.; при этом, первоначально было разрыто место, из которого вода вышла на поверхность, затем было установлено место порыва. Поскольку, труба была чугунная соединение ее со стальной трубой потребовало значительного времени; кроме того, труба была нестандартного диаметра и приходилось подгонять под данные условия трубу другого диаметра. Кроме того, опорожнение системы водоснабжения также потребовало значительного времени, поскольку, отключался значительный участок сети.
Выслушав ФИО2, заключение прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Статьей 10 названного закона предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие холодное водоснабжение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что водоснабжение потребителей города Минусинска осуществляет МУП г. Минусинска «Горводоканал» на основании договора хозяйственного ведения № 3 от 30.01.2017 года.
Согласно пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), исполнитель обязан предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение, а также транспортировку воды из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.
Приложением № 1 к названным Правилам установлены требования к качеству коммунальных услуг, из содержания которых следует, что собственникам помещений должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения – в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений.
В соответствии с п. 2.10.21 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 года № 168, авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории.
Пунктом 2.10.23 Правил от 30.12.1999 № 168 предусмотрено, что ликвидация аварии должна быть осуществлена в сроки, регламентированные СПиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». С 01.01.2013 года введен в действие Свод правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
Пунктом 11.4 СП 31.13330.2012 расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25, из которой следует, что расчетное время для ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения диаметром до 400 мм и при глубине заложения более 2 м составляет 12 часов. В зависимости от материала и диаметра труб, особенностей трассы водоводов, условии, указанное время может быть изменено, но должно приниматься не менее 6 часов.
Как следует из обжалуемого постановления от 22.03.2022 года, отключение поврежденного участка водоснабжения произведено в 09 час. 50 мин., в том числе в 36 многоквартирных домах, 6 детских садах, 2 средних общеобразовательных школах. Аварийно-восстановительные работы были завершены в 01 час. 06 мин. 04.02.2022 года. Таким образом, продолжительность периода отключения холодного водоснабжения составила более 12 часов, а именно 15 часов 16 минут.
Проанализировав в совокупности собранные по делу об административном правонарушении доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, считаю, что вина должностного лица- начальника цеха водоснабжения и водоотведения МУП г. Минусинска «Горводоканал» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, не доказана, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, является лицо, обеспечивающее население коммунальными услугами, и (или) лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению режима их предоставления.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, информации об услугах, предоставляемых исполнителем, а также установленный режим обеспечения населения коммунальными услугами, обеспечивающего непрерывность потребления, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ, в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя.
Судьей было установлено, и не оспаривается сторонами, что 03.02.2022 года в <...> напротив дома № 45 произошел порыв водопроводной трубы. Причиной аварии послужил продольный разрыв чугунного трубопровода диаметром 270 мм.. Согласно оперативной информации об обстановке на территории г. Минусинска и Минусинского района, поступившей в межмуниципальную ЕДДС с 08ч.00мин. 03.02.2022 года по 08ч.00мин. 04.02.2022 года, в 09ч.45мин. диспетчером ЕДДС принята информация об аварийном отключении в связи с порывом трубы холодного водоснабжения по адресу: <...>,произведено аварийное отключение ХВС с 09ч.45мин. 03.02.2022 года до устранения; водоснабжение восстановлено 04.02.2022 года в 03ч.15мин..
Как следует из содержания ответа на запрос Минусинской межрайонной прокуратуры, отключение поврежденного участка водоснабжения произведено в 09ч.50мин. 03.02.2022 года, опорожнение системы- разбор воды абонентами предоставлялся до 13ч.45мин., после аварийно-восстановительных работ на сетях к заполнению системы приступили в 01ч.06мин. 04.02.2022 года; рабочее давление водопровода было зафиксировано в 03ч.30мин. 04.02.2022 года; период отключения составил 11 часов 15 минут. Подвоз воды населению производился с 10 часов до 19 часов 03.02.2022 года.
Кроме того, как следует из ответа директора МУП г. Минусинска «Горводоканал», год ввода водопроводных сетей данного микрорайона- 1977, капитальный ремонт на данном участке с момента ввода в эксплуатацию не производился. Общий срок эксплуатации сетей составляет 45 лет. Порывов и утечек на данном участке сети до настоящего времени не было.
При проведении работ по устранению аварии на сети централизованного водоснабжения по адресу: <...>, МУП г. Минусинска «Горводоканал» были привлечены все имевшиеся силы и средства: две бригады рабочих, 6 единиц техники, работы по устранению аварии велись непрерывно.
Согласно справке ФГБУ «Среднесибирское УГМС», среднесуточные температуры наружного воздуха 03.02.2022 года и 04.02.2022 года составляли минус 25,7 и минус 24,5 соответственно.
Судом установлено, что согласно п. 11.4 Свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения первой категории при диаметре труб до 400 мм и глубине их заложения более 2 метров должно составлять 12 часов. В примечании к данному пункту указано, что в зависимости от материала и диаметра труб, особенностей трассы водоводов, условий прокладки труб, наличия дорог, транспортных средств и средств ликвидации аварий указанное время может быть изменено, но должно приниматься не менее 6 часов. Допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в п. 7.4.
Пунктом 7.4 Свода правил определено, что централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории: Первая категория (при численности населения более 50 тыс. человек). Допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут.
При рассмотрении дела установлено, что подача воды населению через центральную систему водоснабжения была прекращена в 09ч. 50мин., при этом разбор воды абонентами производился до 13ч.45мин., к заполнению системы после ремонтно-восстановительных работ приступили в 01ч.06мин., рабочее давление водопровода было зафиксировано в 03ч.30мин., при этом в период с 10ч. до 19 часов населению был организован подвоз питьевой воды. Таким образом, фактически подача воды не производилась на протяжении 13 часов 15 минут, при установлении расчетного времени для ликвидации аварии и ее последствий- 12 часов.
Проанализировав установленные обстоятельства, исследовав представленные материалы, прихожу к выводу, что административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не доказано наличие у должностного лица- начальника цеха водоснабжения и водоотведения МУП г. Минусинска «Горводоканал» ФИО2, реальной возможности для устранения аварийной ситуации в определенные нормами специального законодательства сроки и принятия с учетом характера неисправности и погодных условий необходимых и достаточных действий для своевременного восстановления подачи потребителям воды.
Так, при принятии оспариваемого решения не были учтены погодные условия, объем работ по рытью котлована, особенности поврежденной трубы и объем работ, направленных на ее замены( в том числе подготовку новой трубы, раструбов, соединение труб с использованием клепания), а также то, что в зависимости от материала и диаметра труб, особенностей трассы водоводов, условий прокладки труб, наличия дорог, транспортных средств и средств ликвидации аварий указанное время может быть изменено.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, отсутствие событий правонарушений влечет отмену принятого постановления по делу об административном правонарушении и прекращение производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Анализ доказательств, представленных в материалы дела, позволяет сделать вывод о том, что доводы ФИО2, изложенные в жалобе на постановление от 22.03.2022, являются правомерными и обоснованными.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что установленные в судебном заседании обстоятельства являются основанием для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении и прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление временно замещающего должность заместителя руководителя службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 157-ж/22 от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица- начальника цеха водоснабжения и водоотведения МУП г. Минусинска «Горводоканал» ФИО2 - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника цеха водоснабжения и водоотведения МУП г. Минусинска «Горводоканал» ФИО2 прекратить в соответствии на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Д.А. Дудусов