ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-194/2016 от 13.12.2016 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

№ 12-194/2016

Р Е Ш Е Н И Е

13 декабря 2016 г. г. Тамбов

Судья Советского районного суда г.Тамбова Барун Н.В.,

с участием старшего помощника Мичуринского транспортного прокурора Матвеева Е.Г.,

рассмотрев жалобу ОАО «Российские Железные дороги» на постановление государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 от 27 октября 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

29.09.2016 года Мичуринский транспортный прокурор старший советник юстиции Филиппов О.Ф. вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

27.10.2016 года государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей в отношении ОАО "РЖД" по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Мичуринской транспортной прокуратурой 08.09.2016 года в период времени с 08 час. 10 мин до 17 час. 10 мин. на объекте транспортной инфраструктуры-железнодорожной в ходе проверки установлено, что Мичуринским центром организации работы железнодорожных станций (далее – Предприятие, Мичуринский центр), расположенном по адресу: <...>, на железнодорожной станции Тамбов-1, находящейся по адресу: <...>, допускаются нарушения Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон).

Однако, в нарушение данных требований законодательства, на первом листе бумажного носителя ПОТБ Тамбов-1 имеется отметка «Коммерческая ». Аналогичная надпись содержится на первом листе бумажного носителя результатов оценки уязвимости железнодорожной станции Тамбов-1, утвержденных Росжелдором 12.07.2013.

Накопление, обработка, хранение информации ограниченного доступа на материальных носителях (гибкие магнитные диски, съемные пакеты дисков и др.) на станции Тамбов-1 Мичуринским центром не осуществляется, что не соответствует требованиям п. 5 Правил обращения и п. 18.2 ПОТБ Тамбов-1.

В нарушение п. 8 Правил обращения журналы учета носителей информации ограниченного доступа или учетные формы для каждого носителя информации ограниченного доступа отсутствуют.

Должностные лица Мичуринского центра, уполномоченные на прием и учет носителей информации ограниченного доступа, не определены, чем нарушены требования п. 6 Правил обращения.

Установлено, что годовой план учений и тренировок, предусмотренный п. 20.1 ПОТБ Тамбов-1 Мичуринским центром организации работы железнодорожных станций не разработан и не утвержден.

В соответствии с п. 5.31 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить объекты транспортной инфраструктуры инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности. Установлено, что в ПОТБ Тамбов-1, а также в приложениях к ПОТБ Тамбов-1 информация о количестве камер видеонаблюдения, которыми должен быть оборудован объект транспортной инфраструктуры, отсутствует.

Пропуска, предусмотренные п. 5.30 Приказ № 43, которыми согласно п. 5.30.1 Требований и п. 3 Приложения № 3 «Номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ» к ПОТБ Тамбов-1 должен быть обеспечен персонал субъекта транспортной инфраструктуры для прохода технологический сектор зоны транспортной безопасности станции Тамбов-1 не разработаны и не используются.

Согласно п. 10.1 ПОТБ Тамбов-1 места размещения систем видеонаблюдения указываются в Приложении № 13 к ПОТБ Тамбов -1. Однако, в ходе проверки установлено, что в приложении № 13 сведения о местах размещения данных систем отсутствует. В приложении № 13 отсутствует информация о местах средств освещения, что не соответствует приложению № 21 ПОТБ Тамбов-1.

В соответствии с п. 10 приложения № 22 «Этапы и сроки реализации Плана обеспечения транспортной безопасности» к ПОТБ Тамбов-1 реализация мероприятия по изготовлению и размещению информационных стендов (плакатов, транспарантов и т.п.) на КПП и на ограждениях с информацией о содержании пункта 5.14 Приказа № 43 предусмотрена в течение 6 месяцев с момента утверждения ПОТБ Тамбов-1.

В ходе проверки установлено, что информирование о запрете прохода в зону транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска на станции Тамбов-1 не осуществляется, что не соответствует требованиям п.п. 5.14, 5.14.1 Приказа № 43.

Пост управления обеспечением управления транспортной безопасности, предусмотренный п. 7.1 ПОТБ Тамбов-1, не создан, что не соответствует требованиям п.п. 5.21, 5.22 Приказа № 43. Приложением № 22 к ПОТБ Тамбов-1 в этапы реализации, мероприятие по созданию поста управления обеспечением управления транспортной безопасности не включено, срок его создания не определен, в связи с чем его наличие предусмотрено на момент утверждения ПОТБ Тамбов-1.

В нарушение п. 8.1 ПОТБ Тамбов-1 технологический сектор зоны транспортной безопасности, в границах которого размещен пост управления обеспечением транспортной безопасности станции Тамбов-1, не имеет ограждения. В приложении № 22 к ПОТБ Тамбов-1 срок его установки не определен, в этапы реализации данное мероприятие также не включено.

В п. 7 приложения № 22 к ПОТБ Тамбов-1 указано, что установка инженерных сооружений на ОТИ, которые препятствуют проникновению любых лиц в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности вне КПП. При этом, согласно п. 4 ПОТБ Тамбов-1 объект транспортной инфраструктуры имеет зону технологического сектора транспортной безопасности и зону свободного доступа, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности отсутствует.

Установлено, что приложением № 4 к ПОТБ Тамбов-1 определена номенклатура должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности станции Тамбов-1, в которую включены начальник станции и главный инженер станции. Однако, в нарушение вышеперечисленных требований законодательства проверка в отношении главного инженера станции Тамбов-1 ФИО2 на предмет наличия (отсутствия) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования не проводилась.

Главный инженер станции Тамбов-1 ФИО2 специальную профессиональную подготовку по транспортной безопасности не проходил, что не соответствует требованиям п. 7 ч. 2 ст. 2, п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 5.12 Приказа № 43, п. 2 приложения № 22 «Этапы и сроки реализации ПОТБ» к ПОТБ Тамбов-1, согласно которому мероприятие по профессиональной подготовке должно быть реализовано в течение 6 месяцев с момента утверждения ПОТБ.

Начальник станции Тамбов-1 ФИО3, прошедший обучение по транспортной безопасности в период с 27.06.2016 до 01.07.2016, до настоящего времени аттестацию, в порядке, предусмотренном Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172, не проходил, что не соответствует требованиям п. 8 ч. 1 ст. 10 и ч. 2 ст. 12.1 Закона, а также п. 5.13 Приказа № 43, устанавливающего, что субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение органов внутренних дел о возможности допуска ФИО2 к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности не получено, соответствующий запрос Мичуринским центром организации работы железнодорожных станций не направлялся, чем нарушен п. 4 Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 1257, п. 5.10 Приказа № 43.

Невыполнение Предприятием перечисленных требований законодательства снижает степень защищенности указанных объектов транспортной инфраструктуры, от актов незаконного вмешательства, что при их совершении может повлечь причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и персонала, уничтожение и повреждение имущества всех форм собственности.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с жалобой, в которой указало, что постановление вынесено незаконно, а именно с нарушением требований ч. 1 ст. 11.15.1, ст. ст. 2.1, 24.5, 26.1 КоАП РФ, а также вина ОАО «РЖД» в нарушении Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и пп.5.13, 5.14, 5.21, 5.22, 5.30, 5.31, 5.29 п. 5 и п.п. 10.3 п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. №43 (далее - Требования), выявленных при обследовании объекта транспортной инфраструктуры, отсутствует.

На основании п. 5.31 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 43 (далее - Требования) субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить объекты транспортной инфраструктуры инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.

Однако, оснастить железнодорожную станцию Тамбов-1 инженерно- техническими системами обеспечения транспортной безопасности в настоящее время не представляется возможным в силу отсутствия порядка сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с п. 8 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, нарушение п. 5.31 Требований допущено по причинам, объективно не зависящим от ОАО «РЖД».

На основании п. 5.21 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан выделить на ОТИ и ТС и оборудовать в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности (далее - План ОТБ ОТИ) отдельные помещения или выделенные участки помещений для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности - постами (пунктами) управления обеспечением транспортной безопасности в стационарном и (или) подвижном варианте. На основании п. 5.22 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Субъекты транспортной инфраструктуры могут привлекать юридические лица, прошедшие процедуру аккредитации в качестве подразделений транспортной безопасности в соответствии с Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, утвержденных Приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145 до настоящего времени ни одно юридическое лицо не аккредитовано в качестве подразделения транспортной безопасности, и на сайте Росжелдора отсутствует реестр аккредитованных подразделений транспортной безопасности.

На основании этого выделение и оснащение ПУ ОТБ для управления силами обеспечения ТБ нецелесообразно, так как они отсутствуют.

Оснастить железнодорожную станцию Тамбов- 1, в том числе пост управления силами обеспечения транспортной безопасности, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в настоящее время не представляется возможным в силу отсутствия порядка сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, нарушение п. 5.21, 5.22 Требований допущено по причинам, объективно не зависящим от ОАО «РЖД».

На основании п. 5.14 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствует информация и документы, подтверждающие нарушение п. 5.14 Требований, в части не информирования в наглядной и доступной форме субъектом транспортной инфраструктуры всех физических лиц о требованиях законодательства о транспортной безопасности.

Кроме того, действующим законодательством не урегулированы виды, форма и содержание информации, порядка, способа и места ее размещения. Данное обстоятельство не позволяет однозначно толковать и исполнять указанные требования.

Во исполнение п. 5.14 Требований на территории ст. Тамбов-1 имеется информация, доступная для физических лиц, находящихся на территории ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности (фотоматериал имеется в материалах административного дела).

Согласно справки № 47 (справка имеется в материалах административного дела) за подписью начальника ж/д ст. Тамбов-1 на территории железнодорожной станции Тамбов-1 с периодичностью два раза в час производятся объявления по громкоговорящей связи о личной безопасности и действиях граждан, персонала и иных, находящихся на ОТИ лиц, при обнаружении бесхозных и подозрительных сумок, предметов, лиц, запрещении совершения АНВ, а также других действий, влекущих за собой человеческие жертвы и материальный ущерб.

Таким образом, нарушение п. 5.14 Требований ОАО «РЖД» допущено не было.

Согласно п. 5.13 Требований и ФЗ «О транспортной безопасности» субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145 утвержден Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним. Согласно пп. 2 п. 5 данного Порядка к юридическому лицу, обратившемуся в компетентный орган с заявлением об аккредитации (далее - соискатель аккредитации), предъявляется, в том числе, требование наличия у соискателя аккредитации работников, прошедших аттестацию, предусмотренную частью 2 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г, № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Согласно ч. 2 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ как органы аттестации, так и аттестующие организации должны быть включены в реестры, порядок формирования и ведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 600 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра органов аттестации, реестра аттестующих организаций, реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, реестра выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления содержащихся в нем данных" на сайте Росжелдорa размещены, соответственно, реестр органов аттестации и реестр аттестующих организаций.

Согласно реестра органов аттестации единственным таким органом является Росжелдор, при этом сведения о данном органе аттестации внесены в реестр 08.02.2016 года. В соответствии с реестром аттестующих организаций такой организацией является лишь ООО "Вентран-Телеком" (дата внесения сведений - 08.07.2016 года).

Также на сайте Росжелдора размещен Реестр выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене, согласно которому первые свидетельства об аттестации сил ОТБ были выданы Росжелдором лишь 25.02.2016 года.

Учитывая, что срок рассмотрения заявления об аттестации сил ОТБ составляет до двух месяцев (пункты 10, 13, 14, 16, 20 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172), а срок рассмотрения заявления юридического лица об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности составляет 60 дней с даты принятия заявления (пункт 13 Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, утвержденных Приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145, до настоящего времени ни одно юридическое лицо не аккредитовано в качестве подразделения транспортной безопасности, и на сайте Росжелдора отсутствует реестр аккредитованных подразделений транспортной безопасности.

Таким образом, нарушение п. 5.13 Требований и п. 8 ч. 1 ст. 10 и ч. 2 ст. 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности» допущено по причинам, объективно не зависящим от ОАО «РЖД».

В силу п. 5.8. Требования № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 6-ти месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости этих объектов транспортной инфраструктуры.

Результаты оценки уязвимости железнодорожной станции Тамбов-1 реестровый номер ЖСГ002352 были утверждены 12.07.2013 года.

Таким образом, реализация плана обеспечения транспортной безопасности должна была быть произведена в срок до 12.01.2014 года.

В соответствии с частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Таким образом, срок давности привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1КоАП РФ, подлежит исчислению с 12.01.2014 и истек 13.03.2014.

Установлено, что годовой план учений и тренировок, предусмотренный п. 20.1 ПОТБ Тамбов I Мичуринским центром организации работы железнодорожных станций не разработан и не утвержден.

Согласно п. 20.1 Плана обеспечения транспортной безопасности ст. Тамбов-1 план проведения учений (тренировок) направлен на отработку взаимодействия сил обеспечения транспортной безопасности с органами ФСБ и МВД при выявлении актов незаконного вмешательства. Как следует из пояснений, приведенных выше, до настоящего времени ни одно юридическое лицо не аккредитовано в качестве подразделения транспортной безопасности, и на сайте Росжелдора отсутствует реестр аккредитованных подразделений транспортной безопасности.

Таким образом, не выполнение п. 20.1 Плана обеспечения транспортной безопасности допущено по причинам, объективно не зависящим от ОАО «РЖД».

Пропуска, предусмотренные п. 5.30 Требований № 43, которыми согласно п. 5.30.1 Требований и п. 3 Приложения № 3 «Номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ» к ПОТБ Тамбов I должен быть обеспечен персонал субъекта транспортной инфраструктуры для прохода технологический сектор зоны транспортной безопасности станции Тамбов I не разработаны и не используются.

На станции Тамбов-1 используется форма пропусков на объекты транспортной инфраструктуры, разработанная ОАО «РЖД» и введенная в действие приказом ОАО «РЖД» от 14.01.2013 г № 3. Формы пропусков согласованы с МВД РФ (письмо от 01.02.2013 № 14/646), ФСБ РФ (письмо от 18.03.2013 № 8/Т/1-814). Эта же форма пропусков приведена в приложении № 6 к ПОТБ ст. Тамбов-1.

Таким образом, ОАО «РЖД» не нарушало п. 5.30 Требований № 43.

Решением Инвестиционного комитета ОАО «РЖД» определен график программы на 2017-2019 годы в инвестиционном проекте «Транспортная безопасность» на оснащение станций техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в котором запланировано оснащение железнодорожной станции Тамбов-1 на 2018 год после проведения в 2017 году проектно-изыскательских работ.

На основании изложенного и согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ полагаем, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Таким образом, ОАО «РЖД» полагает, что обжалуемое постановление о назначении административного наказания в виде штрафа принято с нарушением ч.1 ст.11.15.1, ст. ст. 24.5, 26.1 КоАП РФ, нарушает его права и законные интересы.

В соответствии с пунктом 30 Постановления от 24 марта 2005 № 5 Пленума Верховного суда Российской Федерации при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа. Местом административного правонарушения является железнодорожная станция Тамбов-1 (<...>).

В связи с чем, просит суд отменить указанное постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» по доверенности, ФИО4, в судебное заседание не явилась, ранее доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, представила возражения на отзывы, в котором указала, что отсутствуют законные основания проведения проверки, предусмотренные ч. 3 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ от «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», акт проверки подлежит исключению из доказательств, а также пропущен срок привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании представитель УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора по доверенности, ФИО1, представил отзыв, а также пояснил, что постановление от 27.10.2016 года о назначении административного наказания в отношении ОАО «РЖД» является законным и обоснованным, поскольку факт административного правонарушения и вина ОАО «РЖД» подтверждается материалами собранными в ходе проверки. Установлено, что ОАО «РЖД» не были предприняты все меры, согласно действующему законодательству, что привело к совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. А именно, по мнению заявителя вина в совершении административного правонарушения ОАО «РЖД» отсутствует, также не установлено событие административного правонарушения. Однако, все приведенные заявителем доводы основаны на неверном толковании закона, противоречат установленным в ходе проверки обстоятельствам и не подлежат применению по следующим основаниям.

1) В соответствии с п. 5.31 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить объекты транспортной инфраструктуры инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.

По смыслу данной нормы План обеспечения транспортной безопасности должен содержать информацию о тех или иных инженерно-технических системах, конкретного объекта транспортной инфраструктуры, к которому согласно п. 5 ст. 1 Закона № 16 относится железнодорожная станция Тамбов-1.

Согласно п. 10.1 Плана обеспечения транспортной безопасности станции Тамбов-1, утвержденного Росжелдором 17.12.2015 (далее – ПОТБ Тамбов-I) количество и места размещения, в том числе систем видеонаблюдения указаны в документах приложения № 13 к ПОТБ Тамбов-I. При этом, в ходе проверки указанного приложения данные сведения о видеонаблюдении отсутствуют. Кроме того, в приложении № 13 не содержится информации о местах размещения средств освещения, что не соответствует требованиям приложения № 21 к ПОТБ Тамбов-I.

2) Согласно п.п. 5.21, 5.22 Приказа № 43 на субъект транспортной безопасности возлагается обязанность по выделению и созданию на объекте транспортной инфраструктуры постов управления обеспечением транспортной безопасностью.

Пунктом 7.1 ПОТБ Тамбов-1 предусмотрено наличие на объекте транспортной инфраструктуры поста управления обеспечением транспортной безопасностью, также указывается его характеристики (площадь,/длина, функциональное назначении, особенности).

Как следует из постановления прокурора в вину ОАО «РЖД» вменяется именно непринятие действий по созданию указанного поста, а не по оснащению его техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

При этом, законодательство о транспортной безопасности не рассматривает вопрос о целесообразности выделения постов управления обеспечением транспортной безопасностью, а прямо возлагает эту обязанность на субъекты транспортной инфраструктуры.

3) В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.

В материалах дела об административном правонарушении имеется акт проверки от 08.09.2016, проведенной Мичуринской транспортной прокуратурой совместно с УФСБ России по Тамбовской области, в присутствии и.о. начальника железнодорожной станции Тамбов-I, начальника штаба ГО железнодорожной станции Тамбов-I. В акте проверки в качестве одного из нарушений указано, на неисполнение требований п.п. 5.14, 5.14.1 Приказа № 43, выразившегося в отсутствии информирования о запрете прохода в зону транспортной безопасности, которой является технологический сектор (здание поста ЭЦ на станции Тамбов-I) вне КПП или без соблюдения условий допуска на станции Тамбов-1.

Акт подписан всеми участвующими в проверке лицами. И.о. начальника станции на последнем листе акта сделана запись об отсутствии возражений к замечаниям, указанным в акте.

Кроме того, данное нарушение отражено в постановлении Мичуринского транспортного прокурора, вынесенного 29.09.2016. Представитель ОАО «РЖД», присутствующий при вынесении постановления в объяснении выразил согласие с выявленными нарушениями.

Имеющиеся доказательства по делу в совокупности подтверждают невыполнение ОАО «РЖД» обязанностей, предусмотренных п.п. 5.14, 5.14.1 Приказа № 43.

Фотоматериал, а также справка № 47, подтверждающие выполнение вышеуказанных требований законодательства на момент проверки (составления акта), а также при вынесении постановления прокурором, отсутствовали и не могут являться объективными сведениями, подтверждающими невиновность ОАО «РЖД» в указанной части.

4) Согласно п. 7.2 ст. 1 Закона № 16 под силами обеспечения транспортной безопасности понимаются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Приложением № 4 к ПОТБ Тамбов-1 определена номенклатура должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности станции Тамбов-1, в которую включены начальник станции и главный инженер станции.

Кроме того, начальник станции является лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Тамбов-1.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона № 16 лица, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, должны пройти подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2014 № 212 утвержден «Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172 утвержден «Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».

Таким образом, объективных препятствий для обучения и аттестации главного инженера станции, а также аттестации начальника станции (обучение прошел с 27.06.2016 по 01.07.2016), непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности станции Тамбов-1 и относящихся к силам обеспечения транспортной безопасности, у ОАО «РЖД» не имелось.

5) Так, в соответствии с п. 5.8 Приказа № 43 субъекта транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 16 на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

В ходе проверки установлено, что оценка уязвимости станции Тамбов-I утверждена 12.06.2013, при этом, ПОТБ Тамбов-I утвержден Росжелдором 17.12.2015, в связи с чем реализовать ПОТБ Тамбов-I в срок до 12.01.2014 объективно ОАО «РЖД» не представлялось возможным.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 16 реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

В приложении № 22 к ПОТБ Тамбов-1 указано, что реализация мероприятия по изготовлению и размещению информационных стендов (плакатов, транспарантов и т.п.) на КПП и на ограждениях с информацией о содержании пункта 5.14 Приказа № 43 предусмотрена в течение 6 месяцев с момента утверждения ПОТБ Тамбов-1. Однако, на момент проверки данное мероприятие исполнено не было.

Кроме того, создание поста управления обеспечением транспортной безопасности, а также ограждения технологической зоны транспортной безопасности в этапы реализации в Приложение № 22 к ПОТБ Тамбов-1 не включены и соответствующие мероприятия не проведены.

6) Положения Закона № 16 и Приказа № 43 разработку и утверждение плана учений и тренировок в зависимость от наличия или отсутствия аккредитованных в качестве подразделений транспортной безопасности юридических лиц не ставит.

Выслушав лиц участвующих в деле, прокурора, полагавшего, что жалоба ОАО «РЖД» удовлетворению не подлежит, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 ст. 11.15.1 КоАП Российской Федерации неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – ОТИ и ТС) возлагается, в том числе на субъекты транспортной инфраструктуры, под которыми согласно пп. 9 ч. 1 ст. 1 Закона понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 9 Закона сведения о результатах проведенной оценки уязвимости, а также сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа. В соответствии с ч. 8 ст. 5 Закона порядок обращения с указанными сведениями устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил обращения со сведениями о результатах оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 1257 (далее – Правила обращения), на носителях информации ограниченного доступа проставляется отметка «Для служебного пользования».

Частью 4 ст. 9 Закона установлено, что реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры, аналогичная норма содержится в п. 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 (далее – Приказ № 43).

В соответствии с п. 5.31 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить объекты транспортной инфраструктуры инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, имеющие непогашенную или не снятую судимость за совершение умышленного преступления. Пунктом 3 Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 1257, предусмотрена проверка субъектом транспортной инфраструктуры сведений указанных в п.п. 1-3, 5-9 ч. 1 ст. 10 Закона посредством проверки наличия документов, подтверждающих право указанных лиц выполнять такую работу, перечень и форма, которых устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Согласно п. 8 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.04.2016 № 104, к документам, представляемым в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры в отношении лиц, в том числе выполняющих работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности относится документ, подтверждающий наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования.

Кроме того, согласно п. 5.10 Приказа № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона для прекращения трудовых отношений.

Факт совершения транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Тамбов-1 Мичуринского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: распоряжением Московской межрегиональной транспортной прокуратуры об осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности объектов транспортной инфраструктуры от 27.06.2016 года, актом проверки Мичуринского транспортного прокурора от 08.09.2016; планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тамбов-1 от 17.12.2015 года, приложением к указанному плану, актом о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защите от 08.09.2016 года, письменными признательными показаниями главного инженера ФИО2 железнодорожной станции Тамбов-1 и начальника штаба ФИО5, выпиской из ЕГРИП ОАО «Российские железные дороги», постановлением Мичуринского транспортного прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 29.09.2016 года.

В связи с чем государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 был сделан обоснованный вывод о наличии вины ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Данные выводы являются правомерными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам. Наказание назначено в пределах санкции статьи.

Доводы заявителя о том, что отсутствовали требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядка их сертификации, являются несостоятельными, поскольку нарушение требований законодательства о транспортной безопасности выразилось в отсутствии необходимых сведений в ПОТБ Тамбов-1 и приложениях к нему, а не в отсутствии систем видеонаблюдения и средств освещения, оснащению которыми подлежит железнодорожная станция Тамбов-1.

Нарушения, касающиеся не привлечения ОАО «РЖД» сил обеспечения транспортной безопасности в виде аккредитованных юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, в постановлении прокурора отсутствуют, в связи с чем данный довод заявителя не является предметом рассмотрения данного административного дела.

Доводы заявителя об использовании пропусков, предусмотренных п. 5.30 Приказа № 43 для прохода в технологических сектор зоны транспортной безопасности станции Тамбов-1, противоречат исследованным доказательствам имеющимся материалах административного дела, а именно акту проверки, постановлению прокурора, письменным показаниям ФИО2, ФИО5

Доводы жалобы об определении в инвестиционном проекте ОАО «РЖД» сроков оснащения станции Тамбов-1 техническими средствами обеспечения транспортной безопасности правового значения для дела не имеют, ввиду того, что законодательство о транспортной безопасности не ставит исполнение требований Плана обеспечения транспортной безопасности в зависимость от их финансовых возможностей субъекта транспортной инфраструктуры.

Доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что в материалах дела отсутствуют законные основания проведения проверки, предусмотренные ч. 3 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не состоятельны, поскольку согласно ст. 1 указанного закона нормы закона не распространяются на прокурорский надзор.

Акт проверки от 08.09.2016 года исключению из доказательств по настоящему делу не подлежит, поскольку является законным и обоснованным, так как был составлен на основании ст. 21 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Срок привлечения к административной ответственности ОАО «РЖД» не пропущен, поскольку правонарушения были установлены актом проверки, составленным от .

С учетом вышеизложенного, судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены постановления государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 от 27 октября 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 от 27 октября 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Российские железные дороги» оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения через Советский районный суд г. Тамбова.

Судья: Н.В. Барун