ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-194/2016 от 21.03.2016 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

21 марта 2016 года г.Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры ФИО1,

с участием:

лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО7,

представителей <данные изъяты>ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО7 на постановление <данные изъяты>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении , которым должностное лицо – <данные изъяты>ФИО7 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением <данные изъяты>ФИО6 должностное лицо – <данные изъяты>ФИО7 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.7 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным административным постановлением, ФИО7 обратилась в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу, мотивировав требования жалобы тем, что в ее действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.15.15.7 КоАП РФ, договор с <данные изъяты> был подписан с протоколом разногласий, то есть фактически не был заключен, следовательно, у организации не было обязанности направлять сведения о принятом бюджетном обязательстве; на органы исполнительной власти не возложены обязанности по учету бюджетных обязательств; ст.15.15.7 КоАП РФ не предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления сведений о принятом бюджетном обязательстве; при составлении протокола об административном правонарушении объяснения у ФИО7 не отбирались, чем нарушены положения ст.26.3 КоАП РФ, не разъяснялись положения ст.51 Конституции РФ; при рассмотрении дела нарушено право ФИО7 на защиту, поскольку на одно время было назначено рассмотрение нескольких дел.

В судебном заседании ФИО7 жалобу поддержала в полном объеме, указав на отсутствие состава правонарушения в ее действиях.

Представители <данные изъяты> с жалобой не согласились.

Суд, выслушав стороны, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением <данные изъяты>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГФИО7 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.7 КоАП РФ за то, что, являясь должностным лицом – <данные изъяты>, располагаясь по адресу: <адрес>, в нарушение требований ст.161, ч.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ, п.2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (утв. приказом Министерства финансов РФ от 19.09.2008 №98н), в срок до ДД.ММ.ГГГГ не предоставила в <данные изъяты> сведения о принятом бюджетном обязательстве по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному <данные изъяты> с <данные изъяты> на оказание услуг <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> рублей.

Административная ответственность по ст.15.15.7 КоАП РФ предусмотрена за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В соответствии с ч.5 ст.161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно ч.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Согласно п.2.1 указанного Порядка основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531702) (далее - Сведения об обязательстве), представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло из договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов (далее - договор), с учетом положений пункта 2.2 настоящего Порядка.

Также в п.2.1 указанного Порядка предусмотрено, что сведения об обязательстве, возникшем на основании договора, представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения договора.

Согласно Положению <данные изъяты>, утвержденному приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на него функций. Осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Код, присвоенный <данные изъяты>, по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ) – . Таким образом, <данные изъяты> является казенным учреждением, а соответственно получателем бюджетных средств.

Согласно материалам дела, <данные изъяты> является ФИО7, которая наделена правом подписи денежных расчетных документов, актов выполненных работ, финансовых и кредитных обязательств, счетов-фактур.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Суд находит обжалуемое постановление, вынесенное в отношении ФИО7, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.

На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Существенными обстоятельствами по делу об административном правонарушении являются дата (время), место совершения правонарушения.

В обжалуемом постановлении указывается на не предоставление ФИО7 в срок до ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> о принятом <данные изъяты> бюджетном обязательстве по договору , заключенному ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на оказание услуг <данные изъяты>.

Между тем, вывод о дате заключения договора ДД.ММ.ГГГГ, сделан административным органом преждевременно, без выяснения всех обстоятельств по делу и без учета требований законодательства.

Так, в материалах дела представлена копия договора , датируемого ДД.ММ.ГГГГ.

Из данного договора следует, что он подписан <данные изъяты> со ссылкой на наличие протокола разногласий.

Согласно п.1 ст.342 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (п.1 ст.435 ГК РФ).

В силу п.1 ст.433 ГК РФ договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

В соответствии с п.1 ст.438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

Согласно ст.443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.

В соответствии с п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу вышеизложенных положений закона, подписание договора с протоколом разногласий не является акцептом и не означает заключение договора. Действия организации-заказчика представляют собой новую оферту, которую организация-подрядчик вправе не акцептовывать.

Сведения о том, когда фактически был заключен договор между <данные изъяты> и <данные изъяты>, а именно согласованы сторонами существенные условия договора в соответствии с протоколом разногласий, в материалах дела отсутствуют, и административным органом данный вопрос не выяснялся.

Как следует из обжалуемого постановления, административным органом сделан вывод о дате заключения договора - ДД.ММ.ГГГГ, на основании того, что договор датирован этой датой, имеются протокол разногласий от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ, информация с официального сайта госзакупки.

Между тем, дата, указанная в договоре – ДД.ММ.ГГГГ, при наличии протокола разногласий, не может однозначно свидетельствовать о заключении договора именно ДД.ММ.ГГГГ.

Протокол разногласий, имеющийся в материалах дела, датирован ДД.ММ.ГГГГ, то есть после даты, которая фигурирует в договоре.

Информация с официального сайта госзакупки в материалах дела не представлена.

Кроме того, в счете-фактуре от ДД.ММ.ГГГГ и заявке на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, направленной в <данные изъяты> дата и номер договора, по которому производится оплата, не указаны.

Таким образом, административным органом не выяснены все обстоятельства, имеющие существенное значение при принятии решения о наличии состава правонарушения, дате его совершения.

Ранее судом по данному делу отменялось постановление <данные изъяты> в отношении ФИО7 по аналогичным основания, однако меры для устранения выявленных нарушений административным органом не были приняты.

Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 подлежит отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление <данные изъяты>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении , которым должностное лицо – <данные изъяты>ФИО7 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, – отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение в <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через <данные изъяты> в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО1