УИД 02RS0001-01-2020-002698-17 Дело № 12-195/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 июля 2020 года г. Горно-Алтайск
Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Сумачаков И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу старшего специалиста по закупкам КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай ФИО2 № от 02 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай ФИО2 № от 02 июня 2020 года специалист по закупкам КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой об отмене указанного постановления ввиду его незаконности и прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения, указывая, что извещение электронного аукциона от 03.03.2020 № на строительство автомобильной дороги «Подъезд Талда-Тюнгур (Природный парк "Белуха")» км 173+545-км 182+875 2 этап опубликовано в ЕИС 03.03.2020. По итогам указанного аукциона подана одна заявка, аукцион признан несостоявшимся и заключен государственный контракт № от 24.03.2020 на 71 468 333,64 рубля с единственным участником, признанным победителем.В план-график данная закупка включена 27.02.2020 г. Приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр «О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности», на основании которого определена и рассчитана проектно-сметным методом начальная (максимальная) цена контракта в размере 71 827 471,00 рубль, вступил в силу 15.02.2020. Разъяснения о том, каким образом рассчитать сметную стоимость работ по строительству Минстроем России приняты и доведены только письмами от 18.03.2020 г. №, от 16.03.2020 г. №. Только после указанных разъяснений Минстроя России для заказчика КУ РА «Горно-Алтайавтодор» стало понятным, что сметная стоимость по строительству должна быть приведена в соответствие с уровнем цен на дату определения НМЦК, и следует использовать индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК. С учетом писем Минстроя России, заказчиком КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» пересчитаны показатели сметной стоимости работ по строительству в текущем уровне цен, скорректировал НМЦК (цену контракта) на индекс прогнозной инфляции (индексы взяты на период выполнения работ) и дополнительным соглашением № от 08.04.2020 в государственный контракт № от 24.03.2020 внесены изменения - цена контракта была снижена на 831 844,87 рубля и составила 70 636 488,77 рублей. При вынесении обжалуемого постановления не учтено, что на момент включения закупки в план-график закупок подобных разъяснений Минстроя России не имелось и индексы использовались в уровне календарного года выполнения работ по строительству, поэтому не имелось возможности определить и обосновать НМЦК иным образом. В Постановлении указано на то, что ФИО1 произведен неверный расчет НМЦК, однако само постановление не содержит верный расчет (на сколько именно рублей произведен данный неверный расчет). Протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление, содержит неверный расчет НМЦК, произведенный должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Алтай в размере 635 269 рублей. Цена контракта была снижена сторонами на 831 844,87 рубля и составила 70 636 488,77 рублей (рассчитанная заново НМЦК в размере 70 991 446,00 рублей минус 0,5% (процент сниженного предложения победителя в аукционе). Без правильного расчета Управления Федерального казначейства по Республике Алтай производство об административном правонарушении не могло быть начато.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 и ее защитники Худякова М.А., Куминова Н.Г. в судебном заседании жалобу поддержали и просили постановление отменить.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Алтай ФИО3 в судебном заседании полагала, что вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, установлена и доказана.
Судья, выслушав участников производства, изучив и проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является административным правонарушением.
На основании письма Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 18.03.2020 г. исх. № в отношении старшего специалиста по закупкам КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» ФИО1 Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведение административного расследования по факту соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании и осуществлении отдельных закупок для обеспечения федеральных нужд.
КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 03.03.2020 г. № на «Строительство автомобильной дороги «Подъезд Талда-Тюнгур (Природный парк «Белуха»)» км 173+545-км 182+875 2 этап (ИКЗ №), начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) 71 827 471,00 рубль, способ определения поставщика: электронный аукцион.
Закупка «Строительство автомобильной дороги «Подъезд Талда-Тюнгур (Природный парк «Белуха»)» км 173+545 - км 182+875 2 этап (ИКЗ №), НМЦК 71 827 471,00 рубль включена в План-график закупок на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 год (версия 12) 27.02.2020 г.
В соответствии с аукционной документацией закупки НМЦК определена на основании проектно-сметного метода в соответствии с расчетом начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) НМЦК и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
нормативный метод;
тарифный метод;
проектно-сметный метод;
затратный метод.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
23 декабря 2019 года приказом Минстроя России № 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности.
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо Управления Федерального казначейства по Республике Алтай пришло к выводу о том, что старшим специалистом КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» ФИО1 нарушены требования п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона с контрактной системе в части включения в План-график закупок на плановый период 2021 и 2022 годов (версия № от 27.02.2020) закупки «Строительстве автомобильной дороги «Подъезд Талда-Тюнгур (Природный парк «Белуха»)» км 173+545 - км 182+875 2 этап (ИКЗ №) на сумму 71 827 471 рубль, в отношении которой обоснование НМЦК не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно произведен неверный расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (пункт 4); мотивированное решение по делу (пункт 6).
Делая вывод о том, что ФИО1 нарушены требования п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона с контрактной системе в части включения в План-график закупки на сумму 71 827 471 рубль, в отношении которой обоснование НМЦК не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно произведен неверный расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем в постановлении не указано, каким именно требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не соответствует обоснование НМЦК, в постановлении не приведен расчет НМЦК, не указано, в чем заключается неверность произведенного КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» расчета НМЦК закупки «Строительстве автомобильной дороги «Подъезд Талда-Тюнгур (Природный парк «Белуха»)» км 173+545 - км 182+875 2 этап (ИКЗ №) на сумму 71 827 471 рубль, какие именно показатели (индексы) применены неверно, что привело к необоснованному увеличению НМЦК, в постановлении не указано, какие требования приказа Минстроя России от 23.12.2019 г. № 841/пр нарушены при осуществлении расчета НМЦК.
Согласно п. 5 приказа Минстроя России от 23.12.2019 <...> при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства определяется на основании проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, осуществляется заказчиком проектно-сметным методом исходя из сметной стоимости строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 приказа Минстроя России от 23.12.2019 г. № 841/пр предусмотрено, что НМЦК в случае, указанном в пункте 5 настоящего Порядка, определяется с применением:
а) официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода или индексов фактической инфляции (при наличии), установленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее - индексы фактической инфляции). Индексы фактической инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК;
б) индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее - индекс прогнозной инфляции). Индексы прогнозной инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта.
Осуществляя 26 февраля 2020 года расчет НМЦК в соответствии с подп. «а» п. 8 приказа Минстроя России от 23.12.2019 г. № 841/пр, КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» применен индекс фактический инфляции 1,028, установленный Минстроем России по Республике Алтай. Однако после того, как расчет НМЦК уже был произведен, Минстроем России двумя письмами от 16.03.2020 г. № и от 18.03.2020 г. № разъяснено, какие именно индексы подлежат применению при расчете НМЦК. В частности, для определения значений индексов цен Росстата используется «Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения», в целом по Российской Федерации определяемые по виду экономической деятельности «Строительство», для периода от даты утверждения проектной (сметной) документации до даты определения НМЦК (к соответствующему месяцу предыдущего года, к предыдущему месяцу).
Составляя в отношении старшего специалиста по закупкам КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» ФИО1 протокол об административном правонарушении № от 20 мая 2020 года, контролером-кассиром КРО УФК по Республике Алтай П.М.Р. указано, что увеличение НМЦК произошло на сумму 635 269 рублей, а потому цена закупки должна составить не 71 827 471 рубль, а 71 192 202 рубля.
Вместе с тем данный расчет также является неверным. Данное обстоятельство в судебном заседании признала представитель Управления Федерального казначейства по Республике Алтай ФИО3, о чем судье был предоставлен расчет НМЦК, согласно которому завышение НМЦК произошло на сумму 1 543 193 рубля, следовательно, цена закупки должна составить 70 284 278 рублей.
Таким образом, признавая старшего специалиста по закупкам КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, должностными лицами УФК по Республике Алтай верный расчет НМЦК произведен не был, по делу не была верно установлена цена закупки.
При таких обстоятельствах должностным лицом УФК по Республике Алтай допущено нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, данное обстоятельство в силу положения п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления и возвращении дела на новое рассмотрение заместителю руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай ФИО2, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, составляет один год.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу старшего специалиста по закупкам КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай ФИО2 № от 02 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении старшего специалиста по закупкам КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» ФИО1 отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение заместителю руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай ФИО2
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков