ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-195/20 от 17.03.2021 Норильского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

17 марта 2021 года город Норильск Красноярского края

Судья Норильского городского суда Красноярского края Фомушина М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1, а также должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении А.Д.Т., жалобу Акционерного общества «Таймырская топливная компания» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора А.Д.Т. от 01 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Таймырская топливная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), а также на решение заместителя начальника Норильского отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора В.В.А. от 03 ноября 2020 года о частичном удовлетворении жалобы юридического лица

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора А.Д.Т. от 01 октября 2020 года Акционерное общество «Таймырская топливная компания» (далее АО «ТТК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно данному постановлению, 31 августа 2020 года в ходе проведенной проверки выявлено несоблюдение юридическим лицом требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления по адресам: <адрес> выявлено, что на производственном объекте, связанным с обращением нефтепродуктов – Кайерканской нефтебазе, в ходе визуального осмотра территории промплощадки выявлены места складирования отхода «Лом и отходы черных металлов», не обеспечено в установленном порядке ведение учета в области обращения с отходами, в том числе «Лом и отходы черных металлов»: учет в области обращения с отходами за 2019-2020 годы не ведется отдельно по Кайерканской нефтебазе, в представленных данных учета отсутствуют заполненные приложения №№ 2,4 (прием отходов, наличие отходов на начало года, количество образованных отходов, наличие отходов на конец квартала). Накопление вида отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521) не обеспечено отдельно от других видов отходов согласно Инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а именно в специально отведенном для этого вида отхода помещении. Отсутствуют документы (акты выполненных работ), подтверждающие передачу АО «ТТК» специализированным сторонним организациям отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» I класса опасности за период с 2019 – 7 месяцев 2020 года (более 11 месяцев), что свидетельствует о размещении в нарушение запрета отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» I класса опасности на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов. Отсутствуют документы (акты выполненных работ), подтверждающие передачу отходов, образующихся в результате деятельности юридического лица специализированным сторонним организациям («Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» I класса опасности (на Кайерканской нефтебазе), «Отход отбеливающей глины, содержащей масла» III класс опасности, «Бумага фильтровальная, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)» III класс опасности, а также твердые коммунальные отходы (на Норильской нефтебазе) за период 2019 год – текущий период 2020 года, то есть складирование выше указанных отходов на территории Норильской нефтебазы свыше 11 месяцев в нарушение ст.ст. 3, 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Решением заместителя начальника Норильского отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора В.В.А. от 03 ноября 2020 года жалоба АО «ТТК» удовлетворена частично, из постановления от 01 октября 2020 года исключено нарушение в части накопления вида отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521) не обеспечено отдельно от других видов отходов согласно Инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а именно в специально отведенном для этого вида отхода помещении. Отсутствуют документы (акты выполненных работ), подтверждающие передачу АО «ТТК» специализированным сторонним организациям отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» I класса опасности за период с 2019 – 7 месяцев 2020 года (более 11 месяцев), что свидетельствует о размещении в нарушение запрета отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» I класса опасности на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов», в остальной части постановление оставлено без изменений.

Не согласившись с указанным постановлением и решением, АО «ТТК» подало в Норильский городской суд жалобу, в которой просило оспариваемое постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, поскольку отсутствует состав административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, так как АО «ТТК» не является собственником объектов размещения отходов, а также лицом, во владении или в пользовании которого находятся объекты размещения отходов. На своей территории отходы не размещает, а накапливает их в специальных емкостях, далее передает контрагентам, согласно условий заключенных договоров возмездного оказания услуг. Цели утилизации, обезвреживания и захоронения отходов отсутствуют. В части размещения твердых коммунальных отходов на территории Норильской нефтебазы представлены акты выполненных работ за 2020 год, в части размещения иных отходов - ни в акте проверки, ни в протоколе не подтверждено начало периода накопления отходов, вывод о хранении отходов свыше 11 месяцев сделан на основании отсутствия актов на размещение по отдельным видам отходов, не относящихся к постоянным в ходе деятельности предприятия. Согласно формы № 2-ТП (отходы) за 2019 год на конец года отходы отбеливающей глины, содержащей масла, бумага фильтровальная, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) в АО «ТТК» отсутствуют, а лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства отсутствуют на начало года, при этом имелось их образование только в конце 2019 года, то есть менее 11 месяцев.

В судебном заседании в обоснование доводов жалобы представитель АО «ТТК» ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что коммунальные отходы регулярно передаются региональному оператору ООО «РостТех», что подтверждается копиями актов, отходы в виде отбеливающей глины, содержащей масла, бумаги фильтровальной, загрязненной нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) на конец 2019 года отсутствовали, что подтверждается формой № 2-ТП, таким образом, обнаруженные в ходе визуального осмотра в ходе проверки отходы накапливались менее 11 месяцев, журнал учета отходов представить не имеется возможности, кроме того, за отсутствие указанного журнала юридическое лицо было привлечено к административной ответственности и не оспаривало данное постановление.

В обоснование возражений представителем АО «ТТК» приобщены: форма № 2-ТП за 2019 год, копия лицензии от 09 марта 2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора А.Д.Т. в судебном заседании указал, что оставляет разрешение жалобы на смотрение суда, также обратил внимание суда, что отсутствует журнал учета в области обращения с отходами за 2019 год, представив в обоснование фототаблицу к акту осмотра от 31 августа 2020 года.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, оценив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает принципы на основании которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду.

Применительно к положениям статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, 05 по 31 августа 2020 года в отношении АО «ТТК» проводилась внеплановая выездная проверка в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 июля 2020 года и по поручению Заместителя Председателя Правительства РФ от 24 июля 2020 года проверка проводилась на производственных объектах юридического лица на территории МО город Норильск, <данные изъяты>.

По результатам проверки составлен акт -в/А от 31 августа 2020 года, согласно которого на территории Норильской нефтебазы АО «ТТК» в ходе производственной деятельности при прохождении процесса регенерации отработанных нефтепродуктов, остатков нефтепродуктов и нефтешлама, образуются отходы в виде «Бумага фильтровальная, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)», в соответствии с операционной схемой движения отходов, вид отхода «Отход отбеливающей глины, содержащей масла», должен передаваться на конечное размещение АО «Зеленый город», вместе с тем, документы о передаче данного вида отхода в 2019 и истекшем 2020 году отсутствуют, что свидетельствует о накоплении рассматриваемого отхода более 11 месяцев, также в ходе визуального осмотра промплощадки Норильской нефтебазы в каре резервуарного парка обнаружено бочкотара с содержанием отхода – «Отход отбеливающей глины, содержащей масла».

Кроме того, на территории Кайерканской нефтебазе, в ходе визуального осмотра выявлены места складирования вида отхода «Лом и отходы черных металлов», не обеспечено в установленном порядке ведение учета в области обращения с отходами, в том числе «Лом и отходы черных металлов»: учет в области обращения с отходами за 2019-2020 годы не ведется отдельно по Кайерканской нефтебазе, в представленных данных учета отсутствуют заполненные приложения №№ 2,4 (прием отходов, наличие отходов на начало года, количество образованных отходов, наличие отходов на конец квартала).

В подтверждение обнаружения указанных видов отходов на территории Норильской нефтебазы, должностным лицом в судебном заседании была представлена фототаблица с фотографиями №№ 71, 72, 91, 92, 93, 94.

Основанием к выводам должностного лица о наличии в действиях АО «ТТК» состава вмененного административного правонарушения, послужили материалы проверки.

Из оспариваемого постановления от 01 октября 2020 года следует, что доказательством, подтверждающим виновность АО «ТТК» во вменяемом правонарушении, послужил акт проверки от 31 августа 2020 года, при этом решение заместителя начальника Норильского отдела государственного экологического надзора от 03 ноября 2020 года содержит лишь доводы жалобы юридического лица и дважды процитированное постановление от 01 октября 2020 года, мотивы о частичном удовлетворении жалобы отсутствуют.

Юридическим лицом в обоснование заявленной жалобы представлены акты о передаче твердых коммунальных отходов за период с января по август 2020 года региональному оператору ООО «РостТех» с указанием объема данных отходов, при этом из формы № 2-ТП следует, что на конец 2019 года отходы: «Отход отбеливающей глины, содержащей масла» III класс опасности, «Бумага фильтровальная, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)» III класс опасности – отсутствовали.

Также, согласно акта проверки от 31 августа 2020 года, юридическим лицом предоставлены недостоверные сведения в федеральном статистическом наблюдении «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2019 год», в тоже время доказательств, что указанные отходы размещались на территории нефтебазы свыше 11 месяцев, представлено не было, продолжительность размещения данных отходов в ходе проверки установлена не была.

Кроме того, у юридического лица отсутствует лицензия на размещение отходов: «Отход отбеливающей глины, содержащей масла» III класс опасности, «Бумага фильтровальная, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)» III класс опасности, что подтверждается представленной копии лицензии АО «ТТК» от ДД.ММ.ГГГГ, при этом исходя из положений ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, а также положений ФЗ от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 3.10.2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности" (утратившего силу с 01 января 2021 года), в данном случае ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ по отношению к ст. 8.2 КоАП РФ является специальной нормой, поскольку в вину юридическому лицу вменялось осуществление деятельности в виде размещения отходов III класса опасности без соответствующей лицензии.

Также в установочной части постановления указано на складирование вида отхода «Лом и отходы черных металлов», не обеспечения в установленном порядке ведения учета в области обращения с отходами за 2019-2020 годы отдельно по Кайерканской нефтебазе, отсутствие заполнения приложения №№ 2,4 (прием отходов, наличие отходов на начало года, количество образованных отходов, наличие отходов на конец квартала), в тоже время в мотивированной части постановления от 01 октября 2020 года выводы о нарушении законодательства в области обращения с указанными отходами отсутствуют и юридическому лицу не вменяются.

Таким образом, в исследованных в судебном заседании письменных материалов, сведений о том, что АО «ТТК» совершило вмененные 01 октября 2020 года нарушения требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на Норильской нефтебазе (вмененные нарушения на Кайерканской нефтебазе исключены на основании решения от 03 ноября 2020 года), не имеется, что свидетельствует о недоказанности наличия в действиях АО «ТТК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, поскольку каких-либо объективных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что юридическое лицо допустило складирование следующих отходов: «Отход отбеливающей глины, содержащей масла» III класс опасности, «Бумага фильтровальная, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)» III класс опасности, а также твердые коммунальные отходы за период 2019 год – текущий период 2020 года, то есть выше указанных отходов на территории Норильской нефтебазы свыше 11 месяцев в нарушение материалы дела об административном правонарушении не содержат.

На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление

Совокупность имеющихся в деле доказательств не позволяет сделать вывод о нарушении АО «ТТК» требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на Норильской нефтебазе, в связи с чем его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, материалами дела не доказана, поэтому вынесенное по делу постановление, а также решение вышестоящего должностного лица, подлежат отмене, как не основанные на относимых и допустимых доказательствах по делу, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление и решение.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу Акционерного общества «Таймырская топливная компания» – удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора А.Д.Т. от 01 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Таймырская топливная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), а также решение заместителя начальника Норильского отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора В.В.А. от 03 ноября 2020 года об отказе в удовлетворении жалобы юридического лица – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Таймырская топливная компания» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд непосредственно или через Норильский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Норильского городского суда М.А. Фомушина

<данные изъяты>

<данные изъяты>