Р Е Ш Е Н И Е 18 декабря 2020 года г. Новокуйбышевск Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Рыжкова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя заместителя директора-главного инженера по эксплуатации Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала Самарский «ПАО «Т Плюс» на постановление <№> от 20.10.2020 года по делу об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО1 Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, У С Т А Н О В И Л: Постановлением <№> от 20.10.2020г. старшего государственного инспектора, временно исполняющего обязанности начальника отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и водных объектов то Самарской области ФИО2 должностное лицо заместитель директора – главного инженера по эксплуатации «Новокуйбышевской ТЭЦ-1» филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. В Новокуйбышевский городской суд Самарской области от представителя по доверенности должностного лица заместителя директора – главного инженера главного инженера по эксплуатации «Новокуйбышевской ТЭЦ-1» филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1- ФИО3 поступила жалоба на данное постановление, из которой следует, что в период с 31 июля по 27 августа 2020 года в соответствии с Приказом <№> от 28.07.2020 и.о. руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в отношении ПАО «Т Плюс» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации. По результатам проверки на основании акта <№> от 01.09.2020, 22.09.2020 государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО4 составлен протокол <№>, в соответствии с которым установлено, что заместитель директора – главного инженера по эксплуатации Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 допустил осуществление сброса сточных вод в централизованную систему водоотведения ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» через коллектор ПАО «Т Плюс», присоединенный к колодцу <№> на коллекторе ОАО «НкОС» на основании договора водоотведения <№> от <Дата> со значительным превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, что является нарушением ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2001 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», условия договора водоотведения <№> от <Дата>. Постановлением <№> от 20.10.2020 временно исполняющего обязанности начальника отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и водных объектов по Самарской области заместитель директора – главного инженера по эксплуатации Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб. Заместитель директора – главного инженера по эксплуатации Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 считает постановление <№> от 20.10.2020 незаконным, необоснованным, нарушающим охраняемые законом права общества, и подлежащим отмене по следующим основаниям: В ходе проверочных мероприятий была проанализирована документация предприятия, согласно которой в Межрегиональное управление сведения о качестве сточных вод ПАО «Т Плюс» за 3 и 4 квартал 2019 г. Надзорный орган пришел к выводу о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих по следующим компонентам: значения за сентябрь 2019 г.: кальцию — 88,2 мг/дмЗ (ПДК — 24 мг/дмЗ), что превышает допустимую концентрацию в 3,6 раза, значения за октябрь 2019г.; по кальцию — 96,2 мг/дмЗ (ПДК — 24 мг/дмЗ), что превышает допустимую концентрацию в 4 раза, за ноябрь 2019г.; по кальцию - 12 мг/дмЗ (ПДК — 24 мг/дмЗ), что превышает допустимую концентрацию в 4,6 раза, за декабрь 2019г.; по кальцию — 124,2 мг/дмЗ (ПДК — 24 мг/дмЗ), что превышает допустимую концентрацию в 5,1 Устанавливая вину должностного лица в нарушении экологических требований при эксплуатации оборудования, надзорный орган ссылается на гражданско-правовой договор водоотведения <№>, заключенный <Дата> между двумя хозяйствующими субъектами - юридическими лицами "ДС «Т Плюс» и ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» (ОАО «НкОС»), в п.4.3.8 которого абонент обязуется соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований. При этом, в договоре коммерческие организации устанавливают взаимные права и обязанности по отношению друг к другу и не устанавливают дополнительных, по сравнению с нормативными правовыми актами, требований по охране окружающей среды. Как следует из п.1.1 договора водоотведения <№> от <Дата>, организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. ПАО «Т Плюс» в целях соблюдения экологических требований при эксплуатации оборудования Новокуйбышевской ТЭЦ-1 для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду заключило договор с специализированной организацией водоотведения, которая обязалась принимать, очищать и используемую для охлаждения оборудования. Напрямую в водные объекты сброс сточных вод ПАО «Т Плюс» не осуществляет. Т.е., вывод надзорного органа о том, что заместитель директора – главного инженера по Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 не обеспечил нормативов допустимых значений концентрации водоотведения, а также экологических требований эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, не состоятелен. Еще одним доводом жалобы является тот факт, что кальций является одним из самых распространенных элементов земной коры. В связи с высокой химической активностью в природе кальций встречается только в виде соединений. Основными источниками поступления кальция в природные воды являются процессы химического выветривания и растворения, содержащих кальций минералов, прежде всего известняков, доломитов, гипса и других осадочных и метаморфических пород. В речных и озерных водах концентрация ионов кальция в большинстве случаев находится в пределах от 10 до 100 мг/дм3. При контакте вод с минералами, содержащими кальций, его содержание может повышаться до нескольких сотен миллиграммов в кубическом дециметре. Предельно допустимая концентрация (ПДК) кальция в воде водных объектов рыбохозяйственного значения составляет 180 мг/дм3, для водных объектов хозяйственно-питьевого водопользования ПДК не установлена. Участие воды в технологических процессах Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» полностью исключает возможность привнесения в нее кальция, а его наличие может быть обусловлено исключительно содержанием в исходной природной воде. Представители по доверенности должностного лица заместителя директора – главного инженера по эксплуатации Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 - ФИО3, ФИО5, ФИО6 доводы жалобы поддержали, полагают, что действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, просят производство по делу прекратить. В дополнении к жалобе представитель по доверенности должностного лица заместителя директора – главного инженера по эксплуатации Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 - ФИО3 пояснила, что в оспариваемом постановлении <№> от 20.10.2020 надзорный орган пришел к выводу о превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, но при этом не указал каким нормативным правовым актом установлена предельно-допустимая концентрация кальция в 24 мг/дмЗ. Между тем, предельно-допустимая концентрация Кальция в размере 24 мг/дмЗ не установлена ни одним нормативным правовым актом. В судебном заседании представители Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям Плис В.В., ФИО4 – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, просили в удовлетворении жалобы отказать, постановление о назначении административного наказания по ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица заместителя директора – главного инженера по эксплуатации Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 оставить без изменения, по основаниям изложенным в обжалуемом постановлении. Изучив дело, предоставленные документы, выслушав стороны, судья приходит к следующему выводу. В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. В соответствии с ч.2 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что в период с 31 июля по 27 августа 2020 года проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Т Плюс» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в соответствии с приказом <№> от 28.07.2020 г. и.о. руководителя Межрегионального управления. В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ПАО «Т Плюс» и согласно акту проверки <№> от 01.09.2020г. юридическое лицо ПАО «Т Плюс» (филиал Самарский ПАО «Т Плюс» «Новокуйбышевская ТЭЦ-1) осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения Открытого акционерного общества «Новокуйбышевские очистные сооружения» (ОАО НкОС) через коллектор ПАО «Т-Плюс», присоединенный к колодцу № К-7/48 на коллекторе ОАО «НкОС» на основании договора водоотведения <№> от <Дата>, где установлены нормы предельно-допустимых концентраций вредных веществ, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения. В ходе проверочных мероприятий была проанализирована документация предприятия, согласно которой в Межрегиональное управление представлены сведения о качестве сточных вод ПАО «Т-Плюс» за 3 и 4 квартал 2019 г. В соответствии с представленными сведениями о качестве сточных вод производственного предприятия «Новокуйбышевская ТЭЦ-1» филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» наблюдаются превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим компонентам: - значения за сентябрь 2019г.: - по кальцию - 88,2 мг/дмЗ (ПДК - 24 мг/дмЗ), что превышает допустимую концентрацию в 3,6 раза; - значения за октябрь 2019г.: - по кальцию - 96,2 мг/дмЗ (ПДК - 24 мг/дмЗ), что превышает допустимую концентрацию в 4 раза; значения за ноябрь 2019г.: - по кальцию - 112 мг/дмЗ (ПДК - 24 мг/дмЗ), что превышает допустимую концентрацию в 4,6 раза; значения за декабрь 2019г.: - по кальцию - 124,2 мг/дмЗ (ПДК - 24 мг/дмЗ), что превышает допустимую концентрацию в 5,1 раза. По результатам проверки на основании акта <№> от 01.09.2020, 22.09.2020 государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО4 составлен протокол <№>, в соответствии с которым установлено, что заместитель директора – главного инженера по эксплуатации Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 допустил осуществление сброса сточных вод в централизованную систему водоотведения ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» через коллектор ПАО «Т Плюс», присоединенный к колодцу <№> на коллекторе ОАО «НкОС» на основании договора водоотведения <№> от <Дата> со значительным превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, что является нарушением ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2001 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», условия договора водоотведения <№> от <Дата>. Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, является несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий и иных объектов. Объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ выражается в превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточной воде. В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Постановлением <№> от 20.10.2020 года должностное лицо заместитель директора –главного инженера производственного предприятия «Новокуйбышевская ТЭЦ-1» филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. В материалах дела предоставлен гражданско-правовой договор водоотведения <№>, заключенный <Дата> между двумя хозяйствующими субъектами - юридическими лицами "ДС «Т Плюс» и ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» (ОАО «НкОС»). По данному договору организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в центральную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в данном договоре. Довод жалобы о том, что кальций как загрязняющее вещество, рекомендуемое к определению в сточных водах абонентов в целях осуществления контроля за сбросом запрещенных веществ, не указан ни в одном из перечней загрязняющих веществ, рекомендуемых к определению в сточных водах абонентов, является необоснованным. Так в соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды», согласно которой нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Согласно Перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р, кальций включен в указанный Перечень в разделе II, как загрязняющее вещество для водных объектов под номером 50. Согласно ч.1 и 2 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных дл объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций осуществляющих водоотведение. В соответствии с постановлением № 3034 Администрации городского округ Новокуйбышевска от 06.11.2019 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу и свойствам сточных вод, установленных с учетом показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями городского округа Новокуйбышевск, предприятиям и организациям, осуществляющим сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения на территории городского округа Новокуйбышевск утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу и свойствам сточных вод, установленные с учетом показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями городского округа Новокуйбышевск, предприятиям и организациям осуществляющим сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения на территории городского округа Новокуйбышевск согласно Приложению № 1, в котором указаны наименования загрязняющих веществ и допустимые концентрации их в сточных водах. В этом же приложении № 1 указано, что сброс любых веществ, не указанных в списке, запрещен. В данном списке кальций отсутствует. Также довод жалобы о том, что абонент осуществляет плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и что, заключая договор с организацией водопроводно-канализационного хозяйства данная организация обязуется принимать сточные воды абонента и производить их очистку, не соответствуют материалам дела. Так как плата должна производиться абонентом только за превышение нормативов по тем веществам, которые разрешены нормативным актом Администрации г.о. Новокуйбышевск, к сбросу в систему водоотведения. Кальций, в списке разрешенных веществ отсутствует, в соответствии с п.4.3.8 договора водоотведения <№> от <Дата> абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы. Довод заявителя о том, что предельно допустимые концентрации вредных веществ установлены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016г. №552 и составляют по кальцию 180 мг/дм3, является несостоятельным, поскольку данным приказом утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения. Факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица заместителя директора –главного инженера по эксплуатации «Новокуйбышевской ТЭЦ-1» филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении <№> от 22.09.2020 года, актом <№> от 01.09.2020 проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (территориальным органом Росприроднадзора) юридического лица, договором водоотведения <№> от <Дата> и другими материалами дела. Таким образом, должностное лицо заместитель директора –главного инженера по эксплуатации «Новокуйбышевской ТЭЦ-1» филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, поскольку, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства Российской Федерации, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению должным образом. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание в виде административного штрафа определено в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.1 КоАП РФ. Оснований для смягчения наказания судом не установлено. При таких обстоятельствах, судья считает, что постановление <№> от 20.10.2020 года является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется и не установлено обстоятельств для прекращения производства по делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Постановление старшего государственного инспектора, временно исполняющего обязанности начальника отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и водных объектом по Самарской области ФИО2<№> от 20.10.2020 года по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица заместителя директора –главного инженера по эксплуатации «Новокуйбышевской ТЭЦ-1» филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 оставить без изменения, жалобу представителя заместителя директора-главного инженера по эксплуатации Новокуйбышевской ТЭЦ-1 филиала Самарский «ПАО «Т Плюс» без удовлетворения. Решение может быть обжаловано через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в Самарский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Судья подпись Н.В. Рыжкова |