Дело № 12-195/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 22 мая 2018 г.
Судья Засвияжского районного суда г. Ульяновска Сошкина Г.А.,
с участием защитников ФИО1 – Савельевой А.В., Киреева С.В.,
при секретарях Барган Р.А., Рождественской А.А., Головиной Л.Н.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении №-ц, вынесенное 15.02.2018 г. директором департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности, правового и финансового обеспечения Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области ФИО5, по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении директора Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбытТ Плюс» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением по делу об административном правонарушении №-ц, вынесенным 15.02.2018 г. директором департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности, правового и финансового обеспечения Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области ФИО5, ФИО1 как должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Существо административного правонарушения выразилось в том, что ФИО1, как должностным лицом не применялся норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды при расчетах с потребителями за поставленную горячую воду по двухкомпонентному тарифу на горячую воду в январе – ноябре 2017 года.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 была подана жалоба, в обосновании которой указано, что ранее ФИО1 постановлением №-ц от 28.12.2017 года уже был привлечен к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения. Кроме того, административным органом пропущен срок давности привлечения должностного лица к ответственности.
Защитник Савельева А.В. ранее в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Защитник Киреев С.В. в судебном заседании также доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что постановлением №-ц ФИО1 был привлечен к административной ответственности в связи с неприменением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при образовании цены на горячую воду ТСЖ «Луч», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Авангард», ТСЖ «Радуга», ТСЖ «Высотный», ТСЖ «Симбирск», ТСЖ «Пульсар» в ноябре 2016 года – апреле 2017 года. Данным постановлением событием административного правонарушения были признаны действия (бездействия) ФИО1, выразившиеся в неприменении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, утвержденного Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24.10.2016 г. №. В обжалуемом постановлении те же самые действия (бездействия) ФИО1 признаны самостоятельным событием административного правонарушения.
Консультант отдела правового обеспечения и контрольной (надзорной) деятельности департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности, правового и финансового обеспечения Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области ФИО9 с доводами жалобы не согласилась, суду показала, что правонарушение, которое вменяется ФИО1 не может быть отнесено к категории длящихся, поскольку его объективная сторона характеризуется невыполнением конкретной обязанности в установленный срок и завершенностью в момент неисполнения этой обязанности. Множественность таких действий свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к решению, что доводы, изложенные в жалобе, не являются основанием для отмены принятого постановления по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.
На основании распоряжения Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 22.11.2017 №-р была проведена плановая выездная проверка в отношении Публичного акционерного общества «Т Плюс» (Филиала «Ульяновский» Публичного акционерного общества «Т Плюс») (далее – ПАО «Т Плюс» (Филиала «Ульяновский» ПАО «Т Плюс»).
В ходе проведения контрольных мероприятий выявлены нарушения обязательных требований, установленных действующим законодательством. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.12.2017 № и выразились в неприменении ПАО «Т Плюс» (Филиал «Ульяновский» ПАО «Т Плюс») норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды при расчетах с потребителями за поставленную горячую воду по двухкомпонентному тарифу на горячую воду в 2015 году – ноябре 2017 года.
По данному факту административный орган составил протокол от 30.01.2018 N № об административном правонарушении, вынес обжалуемое постановление.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018 г.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24.10.2016 № «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области» с 01 ноября 2016 года утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению: для открытой системы горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями - 0,067 Гкал/куб.м.
Согласно пункту 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
В силу пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 указанная формула 23 предполагает определение размера платы за горячее водоснабжение как суммы произведения объема потребленной горячей воды и компонента на холодную воду, являющегося составной частью тарифа на горячую воду, и произведения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды, рассчитанного с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев, и компонента на тепловую энергию, являющегося составной частью тарифа на горячую воду.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 253 размер платежа исполнителя, который подлежит перечислению ресурсоснабжающей организации в общем размере платежей потребителей, определяется в размере, указанном в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленном потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
В силу Правил № количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Между ПАО «Т Плюс» (Филиалом «Ульяновский» ПАО «Т Плюс») и потребителями были заключены договоры теплоснабжения:
- ООО «Группа компаний РЭС» заключен договор теплоснабжения от 01.01.2012 №птэ, предметом которого является подача тепловой энергии и теплоносителя и/или горячей воды;
- ЖСК «Астрея» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 01.09.2014 №птэ, предметом которого является подача тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения;
- ЖСК «Романтика» заключен договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя от 12.12.2011 №птэ, предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде (мощности) и (или) теплоноситель;
- ЖСК «Байкал» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 01.09.2014 №птэ, предметом которого является подача тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения;
- ЖСК «Руслан» заключен договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя от 12.12.2011 №птэ, предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде (мощности) и (или) теплоносителя;
- ООО «Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных жилых домов» заключен договор теплоснабжения от 01.01.2012 №птэ, предметом которого является подача тепловой энергии и теплоносителя и/или горячей воды;
- ООО «Управляющая компания «ПАРК» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения для целей оказания коммунальных услуг) от 30.10.2013 №т, предметом которого является подача тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения;
- ООО «Управляющая компания «ПАРК» заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем для целей оказания коммунальных услуг) от 01.11.2012 №птэ, предметом которого является подача тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
- ООО «Управляющая компания «Дом-Сервис» заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.06.2010 №т, предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя;
- ООО «Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных жилых домов КПД-2» заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 29.11.2011 №т, предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя;
- ЖСК «Белые ночи» заключен договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя от 12.12.2011 №птэ, предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде (мощности) и (или) теплоносителя;
- ООО «Симбирская управляющая компания» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения для целей оказания коммунальных услуг) от 01.09.2013 №птэ, предметом которго является подача тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения;
- ЖСК «Автозаводец» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 20.04.2016 №т, предметом которого является подача тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения;
- ЖСК «Северянин» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 01.05.2016 №т, предметом которого является подача тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения;
- ТСЖ «Электрон» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 01.04.2016 №т, предметом которого является подача тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения;
- другие, согласно реестру потребителей по видам деятельности.
Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объём коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Из представленных счетов-фактур и актов поданных-принятых тепловой энергии и горячей воды для осуществления платы, усматривается, что ПАО «Т Плюс» за январь-ноябрь 2017 года, выставляло счета-фактуры отдельно за каждый компонент горячей воды – тепловую энергию и холодную воду, не применяя норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, утвержденный, приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24.10.2016 №; приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 28.09.2017 №.
Датами выставления счетов на оплату горячей воды являются: 31.01.2017 г., 28.02.2017 г., 30.04.2017 г., 31.05.2017 г., 31.07.2017 г., 31.08.2017 г., 31.10.2017 г., 30.11.2017 г.
С учетом изложенного, основан на материалах дела вывод административного органа, что размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который рассчитывается с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Приказом от 05.11.2014 г. № № ФИО1 назначен на должность директора Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбытТ Плюс» с 05.11.2014 г.
В соответствии с пунктами 2.4 и 2.5 доверенности № (дата выдачи: 05.05.2017) ПАО «Т Плюс» уполномочивает ФИО1 совершать следующие действия в рамках оформления и исполнения обязательств Общества в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения без ограничения по сумме, в том числе: осуществлять действия, необходимые для проведения расчётов, подписывать акты поданной-принятой тепловой энергии (акты оказанных услуг) (горячей воды), акты о количестве отпущенной тепловой энергии, теплоносителя (горячей воды), акты сверок взаимных расчётов, счёт-фактуры и иные расчётные, платёжные документы по договорам теплоснабжения и поставки горячей воды; подписывать платёжные требования, любые акты, составляемые в рамках исполнения договоров теплоснабжения и поставки горячей воды.
ФИО1 подписывал расчётные, платежные документы, направляемые в адреса исполнителей коммунальных услуг.
Таким образом, ФИО1 нарушен порядок установленного ценообразования, то есть, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административный орган признал наличие вины должностного лица в совершении вмененного правонарушения, указав на то, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил ценообразования, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства вменяемого в вину ФИО1 административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности и квалификации вмененного правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со ст. 2.9 КоАП не установлено.
Вместе с тем, при вынесении постановления, не учтено, что согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) составляет один год.
По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента совершения правонарушения.
Исчисление срока давности с момента обнаружения правонарушения, по смыслу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, возможно лишь в случае, когда противоправное поведение носит длящийся характер.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Таким образом, указанное административное правонарушение является оконченным с момента выставления счетов на оплату горячей воды, следовательно, оно не является длящимся, а потому лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня его совершения.
Согласно материалам дела, должностному лицу вменяется в том числе выставление счетов на оплату горячей воды от 31.01.2017 года ЖСК «Астрея», ЖСК «Руслан», ООО УК «ПАРК», ООО «Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных жилых домов КПД-2», ЖСК «Белые ночи», ЖСК «Автозаводец».
Поскольку вменяемое в вину ФИО1 нарушение установленного порядка ценообразования по вышеуказанным юридическим лицам имело место, в том числе и 31 января 2017 года и данное правонарушение не является длящимся, прихожу к выводу об истечении годичного срока давности привлечения лица к административной ответственности на момент рассмотрения дела по существу должностным лицом административного органа 15 февраля 2018 года.
В остальном доводы жалобы в части того, что административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, суд считает необоснованными.
Таким образом, из постановления №-ц от 15.02.2018 года подлежит исключению вменение ФИО1 нарушения установленного порядка ценообразования в отношении ЖСК «Астрея», ЖСК «Руслан», ООО УК «ПАРК», ООО «Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных жилых домов КПД-2», ЖСК «Белые ночи», ЖСК «Автозаводец» при выставлении счетов на оплату горячей воды от 31.01.2017 года.
Доводы жалобы в части того, что ФИО1 был привлечен к административной ответственности повторно за одно и тоже административное правонарушение, суд считает несостоятельными, поскольку событие ранее выявленного административного правонарушения не является одним и тем же, совершено в иной период времени в отношении других исполнителей коммунальных услуг.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в том числе по доводам жалобы, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление по делу об административном правонарушении №-ц, вынесенное 15.02.2018 г. директором департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности, правового и финансового обеспечения Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области ФИО5, по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении директора Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбытТ Плюс» ФИО1 изменить, исключить указание на нарушение ФИО1 установленного порядка ценообразования в отношении ЖСК «Астрея», ЖСК «Руслан», ООО УК «ПАРК», ООО «Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных жилых домов КПД-2», ЖСК «Белые ночи», ЖСК «Автозаводец» при выставлении счетов на оплату горячей воды от 31.01.2017 года.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.А. Сошкина