ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-195/2022 от 21.07.2022 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-195/2022

УИД 29RS0014-01-2022-002211-49

УИН 0

Р Е Ш Е Н И Е

г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15

21 июля 2022 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Ибрагимова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Администрации городского округа «Город Архангельск» - Неверовой А. С. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н. от ,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н. от Администрация городского округа «Город Архангельск» (сокращенное фирменное наименование Администрация ГО «Город Архангельск») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 210 000 (Двести десять тысяч) рублей.

Защитник Администрации ГО «Город Архангельск» - Неверова А.С. не согласилась с указанным постановлением, обжаловав его в Ломоносовский районный суд города Архангельска.

В судебном заседании защитник Администрации ГО «Город Архангельск» - Неверова А.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме, представила дополнительные пояснения.

Ссылаясь на положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит постановление должностного лица административного органа отменить как незаконное, производство по делу прекратить.

Утверждает, что в деле отсутствуют достаточные и бесспорные доказательства вины доверителя в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Указывает, что в ходе фиксации факта несанкционированного размещения отходов, размещенных непосредственно Администрацией ГО «Город Архангельск», не выявлено, как не установлено непринятие каких-либо мер доверителем по недопущению размещения отходов.

Все возможные меры, направленные на исключение загрязнения земельных участков, доверителем приняты.

Кроме того, Администрация ГО «Город Архангельск» никакой хозяйственной и иной деятельности на территории спорных земельных участков, на которых было обнаружено размещение несанкционированных навалов отходов производства и потребления, не вела и не ведет.

Поэтому Администрация ГО «Город Архангельск» надлежащим субъектом административного правонарушения не является.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Администрации ГО «Город Архангельск» - Неверовой А.С., доводы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н. и государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Глухаревой К.Е., изучив пояснения и отзыв, прихожу к следующим выводам.

Оспаривая событие административного правонарушения и вину Администрации ГО «Город Архангельск» в его совершении, защитник Неверова А.С. не учитывает следующее.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно части 1 статьи 34 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2 статьи 34).

В силу части 1 статьи 55 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

По смыслу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе,

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

В силу части 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В силу части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются:

- земля как природный объект и природный ресурс;

- земельные участки;

- части земельных участков.

Согласно пункту 2 Положения о муниципальном земельном контроле на территории Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области № 592-пп от 29 декабря 2014 года, органы местного самоуправления городских округов Архангельской области осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах соответствующих городских округов Архангельской области объектов земельных отношений.

Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В жалобе и в судебном заседании защитник Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Неверова А.С. не оспаривала юридически значимое по делу обстоятельство, что в ходе планового (рейдового) осмотра территории должностными лицами административного органа на земельном участке с кадастровым номером (расположен рядом с ограждением АБЗ ОАО «Ремикс» в водоохранной зоне реки Юрас (в 50 метрах от реки) был установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления в значительных объемах (строительные отходы от разборки деревянных зданий (доска, брус), части автотранспортной техники (покрышки, стекла, пластиковые детали), куски бетонных конструкций с арматурой).

Высота навалов отходов составляет около 2 – 2,5 метров.

На участке видны следы движения тяжелой техники для складирования отходов.

По данным Публичной кадастровой карты сброс отходов произведен на рельеф местности, в том числе на не размежеванный земельный участок с кадастровым номером 29:22:060105:271, находящийся по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, территориальный округ Майская горка, ... и разрешенный вид использования земельного участка – земли населенных пунктов. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Признала защитник Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Неверова А.С. и тот факт, что в ходе осмотра на участке перед ограждением АБЗ ОАО «Ремикс» (у въезда на промышленную площадку) в большом количестве размещены навалы грунта, загрязненного различными отходами (доски, куски бетона, проволоки).

Высота навалов составляет около 2 – 2,5 метров.

На момент осмотра на территории производились земляные работы по сгребанию грунта трактором без опознавательных номеров.

На площадке повсюду видны следы движения тяжелой автомобильной техники.

По данным Публичной кадастровой карты территория, на которой размещается грунт, в основном расположена на не размежеванном земельном участке с кадастровыми номерами (Архангельская область, г. Архангельск, округ Майская горка, ..., собственник ОАО «Ремикс») и (земли населенных пунктов, для эксплуатации ... (для размещения линейного объекта). Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Защитник Неверова А.С. также не оспаривала, что земельные участки с кадастровыми номерами и прилегающий к ним не размежеванный земельный участок расположены в границах муниципального образования – городской округ «Город Архангельск».

Согласилась, что в силу действующего законодательства за земельные участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этих участках.

Таким образом, материалами дела установлено и доказано, что муниципальный земельный контроль в отношении указанных земельных участков должен осуществляться Администрацией ГО «Город Архангельск».

При этом осуществления хозяйственной либо иной деятельности правового значения не имеет.

Вследствие бездействия Администрации допущено нарушение земельного и природоохранного законодательства, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Вопреки доводам защитника Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Неверовой А.С. принятые Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» меры, в том числе, по недопущению несанкционированного заезда автотранспорта и свала мусора путем обустройства канавы и укладки железобетонных блоков, являются очевидно недостаточными.

Вопреки убеждению защитника Администрации ГО «Город Архангельск» - Неверовой А.С. субъект административной ответственности определен должностным лицом административного органа правильно.

Не выполнив установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Администрация ГО «Город Архангельск» совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При надлежащей степени внимательности, заботливости, осторожности и осмотрительности, какая требовалась от органа местного самоуправления, у Администрации ГО «Город Архангельск» имелась объективная возможность для соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства.

Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении, и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н. пришла к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вине Администрации ГО «Город Архангельск» в его совершении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом соблюден.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представленные по делу доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Административное наказание назначено Администрации ГО «Город Архангельск» в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением общих правил назначения административного наказания юридическому лицу, с применением положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса, с учетом наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства, и изменению не подлежит.

Иные доводы защитника Неверовой А.С., заявленные в судебном заседании, не порочат правильность состоявшегося по делу постановления и направлены на иную оценку обстоятельств, правильно и объективно установленных должностным лицом.

Изложенные в жалобы доводы о том, что постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н. от Администрация МО «Город Архангельск» уже была привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является повторным привлечением за одно и тоже правонарушение, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н. от оставить без изменения, жалобу защитника Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Неверовой А. С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Н.В. Ибрагимова