ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-195/2023 от 21.06.2023 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

г. Ангарск 21 июня 2023г.

Судья Ангарского городского суда Иркутской области Пермяков Е.В., с участием защитников Зеленского К.В. - должностного лица, привлеченного к административной ответственности, по доверенности Гудзь С.А., Смоляр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гудзь С.А. поданную в интересах Зеленского К.В. на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, вынесенное ** руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по ...К. в отношении должностного лица – генерального директора <данные изъяты>» Зеленского К.В., ** года рождения, уроженца ..., гражданина РФ, проживающего по адресу: ...,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...К., вынесенному **, должностным лицом – генеральным директором <данные изъяты>» Зеленским К.В. было допущено нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а именно, нарушение срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по заявке от **, тем самым, он нарушил требования Правил технологического присоединения. В связи с этим, Зеленский К.В. признан виновным в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, и ему назначено административное наказание в размере 10000 рублей.

В Ангарский городской суд поступила жалоба защитника Гудзь С.А. в интересах Зеленского К.В., которая указала следующее.

Зеленский К.В. как должностное лицо - генеральный директор <данные изъяты>» постановлением <данные изъяты> России от ** (далее – постановление) привлечен к административной ответственности за нарушение установленного порядка подключения к электрическим сетям по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. Постановление, по мнению заявителя, подлежит отмене на основании ст.30.7 КоАП РФ как принятое с нарушением ст.2.4 и ст.24.5 КоАП РФ при отсутствии вины Зеленского К.В. как обязательного элемента состава административного правонарушения. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Федеральная антимонопольная служба России в Разъяснении от ** указала следующее: «По общему правилу в качестве должностного лица к административной ответственности привлекается лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, если не будет представлено доказательств, подтверждающих, что к ответственности привлекается лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, если не будет представлено доказательств, подтверждающих, что соответствующие полномочия были переданы иному должностному лицу». В материалы дела представлены доказательства того, что функции по обеспечению технологического присоединения к электрическим сетям <данные изъяты>» переданы главному энергетику <данные изъяты>» с энергетической службой штатной численностью более 800 работников, а также соответствующие объяснения об отсутствии вины Зеленского К.В. в совершении правонарушения. УФАС по ... при рассмотрении дела не дало критической оценки доводам защиты и ограничилось в постановлении изложением общих правил об ответственности единоличного исполнительного органа юридического лица (стр. 5-6 постановления). При рассмотрении дела не был исследован и учтен объем непосредственных обязанностей генерального директора <данные изъяты>» во взаимосвязи с масштабом хозяйственной деятельности, организационной структурой предприятия, системой делегирования полномочий. <данные изъяты>» ведет многопрофильную производственно-хозяйственную деятельность, в том числе в регулируемом государством секторе деятельности по передаче электрической энергии (является территориальной сетевой организацией). Поскольку все виды деятельности <данные изъяты>» подлежат осуществлению с соблюдением специфических нормативных требований в областях, требующих специфических познаний, непосредственное (оперативное) руководство такими направлениями Заявитель делегировал руководителям соответствующих структурных/функциональных подразделений. Так, непосредственно для организации работ по технологическому присоединению в <данные изъяты>» создан сектор регулируемых видов деятельности со следующим функционалом (см. полный текст в приложении к жалобе): 2.2. Обеспечение технологического присоединения к электрическим и топливным сетям <данные изъяты>» сторонних потребителей; 2.5. Организация работ по оформлению договорных отношений с поставщиками и потребителями энергоресурсов; 3.10. Оформление договоров на обслуживание энергетических сетей и оборудования, на технологическое присоединения к электрическим и тепловым сетям <данные изъяты>», с поставщиками и потребителями энергоресурсов. Сектор регулируемых видов деятельности возглавляет начальник, предназначением должности которого и функциями являются (см. полный текст в приложении к жалобе): 1.3. Организация работ технологическому присоединению к электрическим и тепловым сетям <данные изъяты>»; 3.3. Организовывать работу по технологическому присоединению к тепловым и электрическим сетям <данные изъяты>» сторонних потребителей; 3.22. Организовывать и участвовать в подготовке документов для установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям <данные изъяты>»; 3.25. Организовывать работу по оформлению договоров на обслуживание энергетических сетей и оборудования, на технологическое присоединение к электрическим и тепловым сетям <данные изъяты>», с поставщиками и потребителями энергоресурсов. При этом: начальник сектора в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, а за нарушение: 5.2. Начальник сектора несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и локальными нормативными документами за: 5.2.1 Некачественное или ненадлежащее выполнение возложенных на него функций; 5.2.4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований нормативных документов, которыми руководствуется работник, в том числе локальных нормативных документов <данные изъяты>» и <данные изъяты>», введенных в действие в <данные изъяты>»; 5.2.5. Ненадлежащую подготовку локальных нормативных и иных рабочих документов с нарушениями законодательств РФ и корпоративных требований. Сектор регулируемых видов деятельности и начальник сектора подконтрольны главному энергетику <данные изъяты>», который в силу требований своей должностной инструкции обязан (см. полный текст в приложении к жалобе): 3.1 Осуществлять руководство подчиненными работниками; 3.2 Осуществлять руководство энергетической службой <данные изъяты>» непосредственно или через непосредственно подчинённых работников. При этом: Главный энергетик в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, а за нарушение: 5.2 Главный энергетик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и локальными нормативными документами за: 5.2.9. несоблюдение установленных технологических процессов и регламентов за невыполнение подчинёнными работниками требований действующего законодательства, локальных нормативных документов <данные изъяты>» и <данные изъяты>». Внутренними документами <данные изъяты>» подтверждается, что вопросы энергоснабжения в целом отнесены к ведению энергетической службы <данные изъяты>», руководство которой возложено на главного энергетика, а вопросы технологического присоединения – на руководителя сектора регулируемых видов деятельности. Указанным лицам передан полный объем организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в сфере электроэнергетики и технологического присоединения потребителей и ими в пределах предоставленных полномочий принимались решения по заявке ИП П. о присоединении (письмо главного энергетика <данные изъяты>» от **). Согласно ч.2 ст.2.1. КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Изложенное выше свидетельствует о принятии Зеленским К.В. как генеральным директором всех необходимых мер для соблюдения <данные изъяты>» требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики и технологического присоединения потребителей – утвержден и набран штат профильных специалистов, управление специализированным видом деятельности передано квалифицированным работникам. Копии положения о секторе регулируемых видов деятельности, должностных инструкций главного энергетика и начальника сектора РВД, приказов о назначении на указанные должности соответствующих лиц предоставлены в материалы административного дела, однако не получили надлежащей оценки административного органа, что привело к ошибке – неправильному определению Зеленского К.В. субъектом административной ответственности, а также к выводу о наличии вины в его действиях только исходя их строчки в выписке ЕГРЮЛ – «генеральный директор». На основании изложенного, просит отменить постановление <данные изъяты> УФАС России по ** и прекратить производство по делу.

Лицо, привлеченное к административной ответственности – Зеленский К.В., будучи надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился. Каких-либо ходатайств, в том числе, об отложении рассмотрения жалобы, не представил. Суд, признав его извещение надлежащим, полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Потерпевший П. и его представитель по доверенности С., будучи надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств, в том числе, об отложении рассмотрения жалобы, не представили. Суд, признав извещение надлежащим, полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Руководитель УФАС по ...К., будучи уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, направил отзыв на жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении жалобы, так как обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Участвующие в судебном заседании при рассмотрении жалобы защитники по доверенности Смоляра А.А., Гудзь С.А., доводы жалобы в полном объеме поддержали, суду пояснила, что Зеленский К.В. не может являться субъектом вменяемого ему правонарушения, и в его действиях отсутствует состав правонарушения. в подтверждение доводов представили ряд документов, которые проанализированы ниже судом в тексте данного решения.

Проверив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении об административном правонарушении должны быть указаны: должность, Ф.И.О. судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического при соединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии,

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение субъектами естественных монополий правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно материалам дела, **г. в адрес <данные изъяты>» поступила заявка ИП П. вх. на технологическое присоединение энергопринимающего устройства – вру 0,4 кв Промышленная площадка, расположенного по адресу: ..., земельный участок с кадастровым .

В период с **г. по **г. в адрес ИП П. не поступали уведомления от <данные изъяты>», содержащие указания на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены в дополнение к представленным сведениям (документам).

В ответ на поступившую заявку на технологическое присоединение от **г., <данные изъяты>» не направило в адрес ИП П. проект договора и технические условия, а уведомило письмом исх. от **г. со ссылкой на Правила технологического присоединения о том, что заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, а также сообщило, что согласно Правилам технологического при соединения заявитель вправе направить запрос в орган местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства, с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условия.

Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. АО «АНХК» как сетевая организация (Приказ ФТС № 285-э от 24.12.2012), оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу ст.4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1195 № 147-ФЗ определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектом естественных монополий, следовательно, обязано соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п.12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Как следует из представленных документов, заявитель является индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно, соответственно относится к категории заявителей, указанных в п.12 (1) Правил.

Согласно п.7 (1) Правил № 861, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 (2)-13 (5) и 14 настоящих Правил, положения разделов I, II и IX настоящих Правил применяются, если разделом Х настоящих Правил не установлено иное.

В соответствии с п.103 Правил № 861, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета.

Согласно п.104 Правил № 861, наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с п.105 Правил № 861, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном майте или в отдельном разделе (далее – личный кабинет потребителя):

-условия типового договора об осуществлении технологического присоединения в электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

- счет, предусмотренный п.103 настоящих Правил;

-технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 15 (1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения т мощности.

В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качестве обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

В отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 (2)-13 (5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в офисах очного обслуживания потребителей обязана обеспечить доступ к личному кабинету потребителя на безвозмездной основе.

Сетевая организация обязана информировать заявителя на протяжении всей процедуры технологического присоединения о размещении в личном кабинете документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а также обеспечить гарантирующему поставщику доступ к личному кабинету заявителя в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию, а также к личным кабинетам заявителей, указанных в пунктах 13 (2)-13 (5) настоящих Правил.

Между тем требования п.3 Правил технологического присоединения устанавливают обязанность сетевой организации по выполнению в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятий по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

При этом, Правила не содержат оснований отказа сетевой организацией заявителю в выдаче проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в частности в связи с имеющейся информацией о расположении иной сетевой организации вблизи участка заявителя, на котором расположено его энергопринимающее устройство.

В соответствии с п.8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4-7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.

Неисполнение <данные изъяты>» в установленный Правилами и договором срок мероприятий по технологическому присоединению послужило основанием для привлечения генерального директора <данные изъяты>» Зеленского К.В., к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективную сторону совершенного административного правонарушения составляет нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

При составлении в отношении Зеленского К.В. протокола об административном правонарушении защитники представили письменные объяснения, в которых выдвинули доводы о том, что Зеленский К.В. не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, так как непосредственно для организации работ по технологическому присоединению в <данные изъяты>» создан Сектор регулируемых видов деятельности с возложением на него следующих функций: Обеспечение технологического присоединения к электрическим и топливным сетям <данные изъяты>» сторонних потребителей; Организация работ по оформлению договорных отношений с поставщиками и потребителями энергоресурсов; Оформление договоров на обслуживание энергетических сетей и оборудования, на технологическое присоединения к электрическим и тепловым сетям АО «АНХК», с поставщиками и потребителями энергоресурсов. Сектор регулируемых видов деятельности возглавляет начальник, на которого возложена обязанность; Организация работ по технологическому присоединению к электрическим и тепловым сетям <данные изъяты>».

Рассмотрев ** данное дело об административном правонарушении, должностное лицо - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по ...К. постановлением признало должностное лицо – генерального директора <данные изъяты>» Зеленского К.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

При этом, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по ... пришло к выводу о том, что генеральный директор <данные изъяты>» Зеленский К.В., являющийся должностным лицом, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, исходя из следующего.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении <данные изъяты>», лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени общества, на дату совершения рассматриваемого правонарушения, являлся генеральный директор Зеленский К.В.. Зеленский К.В. как высшее должностное лицо <данные изъяты>», обеспечивал соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Зеленский К.В. решал все вопросы текущей деятельности Общества. Именно генеральный директор <данные изъяты>», на дату совершения правонарушения Зеленский К.В., являвшийся высшим должностным лицом <данные изъяты>», несет ответственность за действия, совершенные юридическим лицом <данные изъяты>».

При этом обжалуемое постановление не свидетельствует бесспорно о вине Зеленского К.В. как должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а при оценке доказательств должностным лицом не выполнены требования статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности как основании для формирования внутреннего убеждения.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к указанной норме предусмотрено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом, или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям так же относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Как административно-хозяйственные функции рассматриваются полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица означает, что лицо исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

По общему правилу в качестве должностного лица к административной ответственности привлекается лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, если не будет представлено доказательств, подтверждающих, что соответствующие полномочия были переданы иному должностному лицу.

Так, из представленных материалов дела и документов, представленных стороной защиты, следует, что согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении <данные изъяты>», лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени общества, на дату совершения рассматриваемого правонарушения, являлся генеральный директор Зеленский К.В..

Поскольку все виды деятельности <данные изъяты>» подлежат осуществлению с соблюдением специфических нормативных требований в областях, требующих специфических познаний, для непосредственного руководства такими направлениями были созданы структурные подразделения <данные изъяты>» руководителям которых делегировались полномочия организационно-распорядительных функций подразделений.

Так, согласно непосредственно для организации работ в <данные изъяты>» создан сектор регулируемых видов деятельности, согласно, положения о секторе регулируемых видов деятельности утверждённого генеральным директором <данные изъяты>» **; п.1.1 Сектор регулируемых видов деятельности <данные изъяты>» (далее по тексту - Сектор) является структурным подразделением <данные изъяты>», выполняющим функции по: п.1.1.1 организации работ по утверждению тарифов на теплоснабжение и передачу электрической энергии сторонним потребителям; п.1.1.2 организации работ по планированию и учету производственно-хозяйственных затрат, связанных с регулируемыми видами деятельности и затрат по сетевому оборудованию; п.1.1.3 организации работ по оформлению договорных отношений с поставщиками и потребителями энергоресурсов.

- п.1.2 Сектор непосредственно подчиняется главному энергетику <данные изъяты>».

- п.1.3 Сектор возглавляет начальник сектора, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора <данные изъяты>» по представлению главного инженера <данные изъяты>».

- п.1.4 Штатное расписание Сектора утверждается генеральным директором <данные изъяты>». В своей деятельности работники Сектора руководствуются действующим законодательством РФ. Уставом <данные изъяты>», приказами и распоряжениями генерального директора <данные изъяты>», его заместителей, настоящим Положением, локальными нормативными документами <данные изъяты>» и <данные изъяты>», введенными в действие <данные изъяты>», регулирующими сферу деятельности Сектора.

Данный сектор выполняет задачи п.2.2 Обеспечение технологического присоединения к электрическим и тепловым сетям АО НХК» сторонних потребителей; п.2.5. Организация работ по оформлению договорных отношений с поставщиками и потребителями энергоресурсов.

На сектор возложены следующие функции: п.3.10 Оформление договоров на обслуживание энергетических сетей и оборудования, на технологическое присоединения к электрическим и тепловым сетям <данные изъяты>», с поставщиками и потребителями энергоресурсов.

Согласно должностной инструкции, утверждённой генеральным директором <данные изъяты>» **, на начальника сектора возложены следующие задачи; п.1.3 Организация работ по технологическому присоединению к электрическим и тепловым сетям <данные изъяты>».

Кроме этого начальнику сектора переданы следующие функции: п.3.1 Руководить подчинённым персоналом; п.3.3 Организовывать работу по технологическому присоединению к тепловым и электрическим сетям <данные изъяты>» сторонних потребителей; 3.22. Организовывать и участвовать в подготовке документов для установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям <данные изъяты>»; 3.25. Организовывать работу по оформлению договоров на обслуживание энергетических сетей и оборудования, на технологическое присоединение к электрическим и тепловым сетям <данные изъяты>», с поставщиками и потребителями энергоресурсов.

При этом согласно п.5.2 Начальник сектора несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и локальными нормативными документами за: п.5.2.1 Некачественное или ненадлежащее выполнение возложенных на него функций; п.5.2.4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований нормативных документов, которыми руководствуется работник, в том числе локальных нормативных документов <данные изъяты>» и <данные изъяты>», введенных в действие в <данные изъяты>»; п.5.2.5. Ненадлежащую подготовку локальных нормативных и иных рабочих документов с нарушениями законодательств РФ и корпоративных требований.

Сектор регулируемых видов деятельности и начальник сектора непосредственно подчиняется главному энергетику <данные изъяты>», который в силу требований своей должностной инструкции обязан: п. 3.1 Осуществлять руководство подчиненными работниками; п.3.2 Осуществлять руководство энергетической службой <данные изъяты>» непосредственно или через непосредственно подчинённых работников; п.1.5.5 Представлять руководству предложения о поощрении отдельных работников за хорошие результаты работы; п.5.2 Главный энергетик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и локальными нормативными документами; п.5.2.9. несоблюдение установленных технологических процессов и регламентов за невыполнение подчинёнными работниками требований действующего законодательства, локальных нормативных документов <данные изъяты>» и <данные изъяты>».

Исходя из содержания должностных инструкций начальника сектора регулируемых видов деятельности <данные изъяты>» и главного энергетика <данные изъяты>», они являются должностными лицами, которым передан полный объем организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в сфере электроэнергетики и технологического присоединения сторонних потребителей к тепловым и электрическим сетям <данные изъяты>» и ими в пределах предоставленных полномочий принимались решения по заявке ИП П. о присоединении (письмо главного энергетика <данные изъяты>» от **).

В силу ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Руководствуясь конституционными принципами презумпции невиновности и толкования всех сомнений в пользу правонарушителя, на основании статей 1.5, 26.1, 29.10 КоАП РФ суд приходит к выводу, что вина должностного лица – генерального директора <данные изъяты>» Зеленского К.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, не доказана, состава правонарушения не установлено.

В силу ст.24.5 КоАП РФ, начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь конституционными принципами презумпции невиновности и толкования всех сомнений в пользу правонарушителя, суд считает постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, вынесенное ** руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...К. в отношении должностного лица – генерального директора <данные изъяты>» Зеленского К.В., подлежащим отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, вынесенное ** руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по ...К. в отношении должностного лица – генерального директора <данные изъяты>» Зеленского К.В., отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Зеленского К.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Жалобу заявителя удовлетворить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Пермяков Е.В.

Копия верна: судья Е.В. Пермяков