ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-196/17 от 18.01.2018 Кольского районного суда (Мурманская область)

№ 12-6/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

18 января 2018 года город Кола Мурманской области

Судья Кольского районного суда Мурманской области Власова Л.И.,

рассмотрев жалобу лица, привлеченного к административной ответственности – Гусева А.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кольского судебного района Мурманской области от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кольского судебного района Мурманской области (далее также соответственно постановление мирового судьи, обжалуемое постановление, мировой судья) должностное лицо председатель ТСЖ - 1 Гусев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ), за что подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 руб. 00 коп.

Основаниями к привлечению Гусева А.С. к административной ответственности по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ, как должностного лица, послужило то, что он, по состоянию на 00.01 часов <дата> Гусев А.С., осуществляя организационно – распорядительные функции, являясь должностным лицом –председателем ТСЖ-1, расположенного по адресу: <адрес>, ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, а именно в установленный срок, то есть до 13.09.2017 не исполнил п.2 предписания должностного лица, осуществляющего муниципальный жилищный контроль – и.о. главы администрации МО г. Кола Мурманской обл. от <дата> – об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме <адрес>, полученного представителем ТСЖ -1 03.05.2017, согласно которому ТСЖ-1 должно было осуществить ремонт подъезда <адрес>, восстановить штукатурно-малярный слой стен на лестничных площадках.

В жалобе, поданной в Кольский районный суд Мурманской области, Гусев А.С. просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку причиной невыполнения предписания явилось отсутствие денежных средств для проведения ремонтных работ, а также наличие долга перед ресурсоснабжающей организацией АО «Мурманэнергосбыт» в размере 475 000 руб.00 коп., который возник в период с 2011 по 2013 годы, в связи с нецелевым использованием денежных средств бывшим председателем ТСЖ -1 А.В.Д., Гусев А.С. вступил в должность только <дата>. Имеющийся долг перед ресурсоснабжающей организацией может повлечь отключение дома от теплоэнергии в зимний период.

<дата> с требованием об устранении долга перед ресурсоснабжающей организации и.о. прокурора Кольского района Мурманской области в адрес ТСЖ-1 вынесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере при проведении расчетов с ресурсоснабжающими организациями за предоставленные ресурсы.

Полагает, что состояние малярно-штукатурного слоя стен на лестничных площадках подъезда <адрес> не вызывает опасения обрушения и угрозы жизни и здоровья жильцов, тогда как аварийное состояние общих стояков горячей и холодной воды является опасным поскольку возникшая авария может привести к тяжелым последствиям. По проведенному им опросу жильцов подъезда указанного многоквартирного дома, жители проголосовали за незамедлительную замену общих стояков подвала водоснабжения.

Кроме того, в постановлении мирового судьи указано, что доводы об отсутствии у ТСЖ-1 денежных средств для производства ремонтных работ, не свидетельствуют об отсутствии состава административном правонарушения, предписание обжаловано не было, следовательно, с изложенным в нем требованиями ТСЖ-1 было согласно и должно его исполнить. Вместе с тем, на отсутствие денежных средств для ремонта указывалось представителю администрации МО г. Кола Мурманской обл., производившему осмотр и составившему протокол об административном правонарушении.

Полагает, что состав административного правонарушения является не полным, поскольку отсутствует субъективная сторона в виде умышленной формы вины.

Просит постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кольского судебного района Мурманской области от <дата> по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

Гусев А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще. При рассмотрении жалобы поддержал её по доводам и основаниям в ней изложенным, дополнительно суду пояснив, что на ремонт одного подъезда необходимо более 200 000 руб. 00 коп. Замена труб общих стояков горячей и холодной воды является более дешевой по стоимости, но более важной работой, в связи с чем по результатам опроса жильцов подъезда <адрес>, имеющиеся денежные средства затрачены на проведение работ по замене труб общих стояков горячей и холодной воды. В настоящее время денежные средства на ремонт подъезда отсутствуют. Вынесенное предписание не обжаловалось, повторно с заявление о продлении срока его исполнения в администрацию МО г. Кола Мурманской обл. он не обращался.

Представитель администрации МО г. Кола Мурманской обл. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства в виде административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения, в который входят: объект и объективная сторона правонарушения, субъект и субъективная сторона правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, является установленный порядок управления.

Объективная сторона составов данного вида правонарушения заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания (постановления, решения, представления) об устранении нарушений законодательства, выявленных самостоятельно должностным лицом, вынесшим такое предписание, либо ставших ему известными в силу каких-либо обстоятельств.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуются либо умыслом, либо неосторожной формой вины.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный регламент исполнения функции муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования г. Кола Мурманской области утвержден постановлением администрации МО г. Кола Мурманской обл. от 15.04.2014 № 79 (далее также Регламент).

В силу п.1.4 Регламента предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Мурманской области в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Согласно п.п.3 п.1.7.1 Регламента должностные лица органа муниципального контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: проводить при наличии в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда проверку соответствия обязательным требованиям: деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Пунктом 3.1.1 Регламента установлено, что исполнение муниципальной функции включает в себя следующие административные процедуры: формирование ежегодного плана проведения плановых проверок; организация проведения плановой (внеплановой) проверки; проведение мероприятий по контролю; оформление результатов проверки; направление в соответствующие уполномоченные органы материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; выдача предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 152 ЖК РФ товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности, в том числе обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме.

В силу ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч.2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно п.п. 11 (1) Правил содержания имущества в МКД минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами содержания имущества в МКД, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42).

Таким образом, анализ указанных норм в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу, что товарищество собственников жилья при обслуживании многоквартирного дома обязано оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170
утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления (далее - Правила № 170).

В соответствии с п. 3.2.9 Правил № 170 периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.

Установлено и материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что ТСЖ-1 осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. Приказом от <дата> председателем ТСЖ-1 назначен Гусев А.С.

На основании распоряжения и.о. главы администрации МО г. Кола Мурманской обл. от <дата> на 28.04.2017 назначено проведение внеплановой проверки ТСЖ-1 с целью рассмотрения обращения граждан, проживающих в многоквартирном доме <адрес>, при этом задачей указанной проверки являлось соблюдение жилищного законодательства при осуществлении деятельности ТСЖ-1 по управлению многоквартирным домом, соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Уведомление о проведении проверки вручено представителю ТСЖ-1 - 27.04.2017.

Согласно акту проверки от <дата>, проведенной с участием представителя ТСЖ-1, в деятельности товарищества выявлено нарушение п.3.2.9 Правил № 170, выразившееся в нарушении периодичности ремонта подъездов, разрушении штукатурно-малярного слоя стен на лестничных площадках подъезда № 2 (журнал с отметками о проведении ремонта не представлен).

По итогам проверки вынесено предписание от <дата>, в соответствии с п.2 данного предписания ТСЖ-1 в срок до 27.06.2017 необходимо осуществить ремонт подъезда <адрес>, восстановить штукатурно-малярный слой стен на лестничных площадках. Данное предписание вручено представителю ТСЖ-1 - 03.05.2017.

Определением главы администрации МО г. Кола Мурманской обл. от <дата> срок выполнения предписания от <дата> продлен до 13.09.2017.

29.09.2017 на основании распоряжения главы администрации МО г. Кола Мурманской обл. проведена внеплановая выездная проверка исполнения ТСЖ-1 предписания от <дата>. Должностное лицо Гусев А.С. уведомлен о проведении проверки 27.09.2017, также уведомление о проведении проверки посредством факсимильной связи направлено в ТСЖ-1 <дата>.

В ходе проверки, проведенной в присутствии Гусева А.С., установлено, неисполнение ТСЖ-1 п.2 предписания от <дата>, по результатам проверки составлен акт от <дата>.

Сведений о том, что ТСЖ -1 обжаловало предписание, вновь уведомило администрацию МО г. Кола Мурманской обл. о невозможности выполнения требований предписания в установленный срок материалы дела не содержат, при этом по обращению ТСЖ -1 срок выполнения предписания, продлевался до 13.09.2017.

По факту невыполнения предписания главным специалистом администрации МО г. Кола Мурманской обл. Ш.Т.М.<дата> в отношении должностного лица председателя ТСЖ- 1 Гусева А.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого <дата> постановлением мирового судьи Гусев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ, за что подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Изложенные обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении от <дата>, при составлении которого Гусев А.С. пояснил, что предписание не исполнено, в связи с отсутствием денежных средств, поскольку по соглашению с жильцами дома в данном подъезде замена стояков водоснабжения; копией распоряжения органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении внеплановой проверки юридического лица от <дата>; уведомлением о проведении мероприятия по муниципальному жилищному контролю от <дата>; актом проверки администрации МО г. Кола Мурманской обл. от <дата> и фототаблицей к нему; предписанием и.о. главы администрации МО г. Кола Мурманской обл. от <дата>; обращением к главе администрации МО г. Кола Мурманской обл. о продлении срока выполнения предписания; определением администрации МО г. Кола Мурманской обл. от <дата> о продлении срока выполнения предписания; распоряжением администрации МО г. Кола Мурманской обл. от <дата> о проведении внеплановой выездной проверки; уведомлением о проведении мероприятий по муниципальному жилищному контролю от <дата>; актом проверки администрации МО г. Кола Мурманской обл. от <дата>, с фототаблицей к нему; приказом ТСЖ-1 о назначении Гусева А.С. на должность председателя; свидетельством налогового органа о постановке на учет ТСЖ-1 по месту нахождения на территории РФ. Данные доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, предусмотренным ст.26.2 КоАП РФ.

Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований должностным лицом - и.о. главы администрации МО г. Кола Мурманской обл., вынесено в установленном законном порядке в пределах предоставленных полномочий и является законным, как и само требование об устранении нарушений законодательства РФ. В установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины Гусева А.С. в совершении данного правонарушения, материалы дела не содержат.

Таким образом, ТСЖ-1 является юридическим лицом, ответственным за проведение ремонтных работ в подъезде <адрес>

С <дата> должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные функции, является председатель ТСЖ-1 - Гусев А.С. а, следовательно и субъектом вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обязательным условием привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ является законность предписания, которая предполагает выдачу уполномоченным должностным лицом в пределах представленной ему компетенции, наличие подробного описания нарушений установленных правил и норм, а также указания на нарушенные права, позволяющие считать данное предписание исполнимым.

Факт нарушения ТСЖ-1 требований закона в связи с чем выдано рассматриваемое предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований и неисполнения данного предписания подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе, актами проведения выездных внеплановых проверок, протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, которые отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, предусмотренным ст.26.2 КоАП РФ. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований должностным лицом администрации МО г. Кола Мурманской обл. выдано в установленном законном порядке в пределах предоставленных полномочий и является законным, как и само требование об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины Гусева А.С. в совершении данного правонарушения, материалы дела не содержат.

Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законном порядке, уполномоченным на то должностным лицом и содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, Гусев А.С. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Действия Гусева А.С. мировым судьей квалифицированы правильно, выводы о его виновности в совершении указанного административного правонарушения, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основанными на совокупности доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих в силу ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу не допущено. Обстоятельств, которые в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ могли повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Постановление о привлечении Гусева А.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в минимальном размере в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

При изложенных обстоятельствах, оснований отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе по мотивам жалобы, не имеется.

Довод жалобы об отсутствии вины председателя ТСЖ-1 Гусева А.С. в совершении указанного административного правонарушения по причине отсутствия денежных средств для проведения ремонтных работ и наличие долга перед ресурсоснабжающей организацией, и, как следствие невозможности выполнения требований выданного предписания, не могут являться основанием к отмене обжалуемого постановления, поскольку вины должностного лица в совершении правонарушения не исключают. Требования предписания основаны на прямых обязанностях товарищества собственников жилья, предусмотренных законом. С учетом продления по обращению ТСЖ-1 срока общий срок исполнения предписания составил более 4 месяцев, что является достаточным для принятия необходимых мер по его исполнению. О новом продлении срока исполнения предписания ТСЖ-1 не заявлялось, предписание не обжаловалось. Кроме того, указанный довод был предметом при рассмотрении дела мировым судьей и получил должную оценку.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных мировым судьей доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, и не могут повлечь за собой отмену рассматриваемого постановления в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кольского судебного района Мурманской области от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Гусева Александра Сергеевича, оставить без изменения, жалобу лица, привлеченного к административной ответственности – без удовлетворения.

Судья – подпись.

<данные изъяты>

<данные изъяты>