ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-196/18 от 13.11.2018 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело №12-196/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г.Нарьян-Мар 13 ноября 2018 года

Судья Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа Бородин А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Аппарата <адрес> - председателя контрольно-ревизионного комитета ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - контрактного управляющего ГБУ НАО «Центр арктического туризма» ФИО1 к административной ответственности по ч.1.4 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Аппарата <адрес> - председателя контрольно-ревизионного комитета ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой на него, мотивируя ее тем, что проверка ГБУ НАО «Центр арктического туризма» проведена с грубыми нарушениями: 1) контрольно-ревизионный комитет НАО нарушил сроки направления планов контрольных мероприятий в орган прокуратуры; 2) в нарушение п.7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010, оснований для внесения изменений в ежегодный план проверок, в том числе на изменение изначальной даты проверки Центра у контрольно-ревизионного комитета не имелось; 3) в компетенцию контрольно-ревизионного комитета не входят полномочия по внесению изменений в план контрольных мероприятий, оснований для внесения изменений в план проверок у контрольно-ревизионного комитета НАО не имелось; 4) в соответствии с п.9 Приказа Министерства экономического развития РФ №30 от 28.01.2011 «Об утверждении порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков», внесение изменений в план проверок допускается не позднее чем за 2 месяца до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения. Проверка была проведена в апреле 2018 года, при этом распоряжение контролирующего органа №257-ра от 03.04.2018 «О внесении изменений в плановые проверки в сфере закупок на 2018 год» вступило в законную силу 03.04.2018, в связи с чем проведение плановой проверки с внесенными изменениями незаконно; 5) в нарушение п.14 Приказа Министерства экономического развития РФ №30 от 28.01.2011 «Об утверждении порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» контрольно-ревизионный комитет НАО нарушил сроки уведомления о проведении проверки. Постановление администрации НАО №35-п от 05.02.2014, на основании которого контролирующий орган регламентировал свои действия, противоречит Постановлению Правительства РФ №489 от 30.06.2010. Просит постановление отменить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Аппарата <адрес> - председателя контрольно-ревизионного комитета ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ра, в период с 28 апреля по ДД.ММ.ГГГГ контрольно-ревизионным комитетом Аппарата <адрес> была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в ГБУ НАО «Центр арктического туризма».

В ходе проведенной проверки было установлено, что согласно сведениям, размещённым ГБУ НАО «Центр арктического туризма» в единой информационной системе в сфере закупок, Учреждением ДД.ММ.ГГГГ опубликовано извещение об осуществлении закупки . Однако согласно план-графику ГБУ НАО «Центр арктического туризма» на 2018 год, сроком начала осуществления указанной закупки является февраль 2018 года.

Согласно ч.12 ст.21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Согласно ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-1.3 и 1.7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Согласно примечанию к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом ГБУ НАО «Центр арктического туризма» от ДД.ММ.ГГГГ-Л ФИО1 назначен контрактным управляющим в Учреждении. Согласно п.4.3 должностной инструкции контрактного управляющего, а также юрисконсульта ГБУ НАО «Центр арктического туризма» за нарушения Закона №44-ФЗ контрактный управляющий несет, в том числе, административную ответственность.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

При надлежащем исполнении должностных обязанностей должностное лицо имеет возможность соблюсти требования закона.

Проанализировав представленные материалы дела, судья приходит к выводу о том, что должностное лицо - контрактный управляющий ГБУ НАО «Центр арктического туризма» ФИО1, нарушив ч.12 ст.21 Закона о контрактной системе, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, а именно разместил в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Доводы ФИО1 о том, что контрольно-ревизионный комитет НАО нарушил сроки направления планов контрольных мероприятий в орган прокуратуры, поскольку в нарушение п.4 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 489 от 30.06.2010, согласование и распоряжение планов контрольных мероприятий было осуществлено после 1 ноября года, предшествующего году проведения проверки, опровергаются представленными материалами дела. Так, Приказом Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 29.09.2015 №66 «О контрольно-ревизионном комитете Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа» установлены полномочия контрольного органа проводить плановые и внеплановые мероприятия по контролю в сфере закупок. В соответствии с ч.11 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. 27.04.2016 во исполнение указанной нормы Закона о контрактной системе вступило в силу Постановление Администрации Ненецкого автономного округа «Об утверждении Положения о порядке осуществления Аппаратом Администрации Ненецкого автономного округа полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю» (далее - Постановление №136-п), где регламентированы основания, порядок организации, предмет, форма, сроки, периодичность проведения проверок, в том числе планирование контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктами 21, 22 Постановления №136-п план проверок разрабатывается руководителем структурного подразделения Комитета, подлежит согласованию с заместителем руководителя Аппарата и губернатором Ненецкого автономного округа и утверждается руководителем Аппарата до начала планируемого периода. План проверок, а также вносимые в него изменения размещаются не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Аппарата.

Распоряжением Аппарата Администрации НАО от 07.12.2017 №780-ра был утвержден план мероприятий на 2018 год по контролю соблюдения государственными заказчиками НАО законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Указанное распоряжение своевременно опубликовано в сети «Интернет» на официальном сайте Аппарата, а также в Единой информационной системе в сфере закупок.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 ежегодные планы разрабатывают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации.

Контрольно-ревизионный комитет Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа не уполномочен на осуществление переданных субъекту полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности, а также не уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории Ненецкого автономного округа.

Перечень органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа и их должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности определен Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа «Об организации и осуществлении органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа регионального государственного контроля (надзора), изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Ненецкого автономного округа» от 28.06.2012 №176-п.

Таким образом, действие «Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №489 от 30.06.2010 не распространяются на осуществление Комитетом контрольных функций в рамках своих полномочий.

В связи с чем порядок организации плана контрольных мероприятий контрольно-ревизионным комитетом НАО был соблюден.

Доводы заявителя о том, что оснований для внесения изменений в ежегодный план, в том числе изменение изначальной даты проверки, у контрольно-ревизионного комитета НАО не имелось, а также доводы о том, что контрольно-ревизионный комитет не обладает полномочиями по внесению изменений в план контрольных мероприятий, также опровергаются исследованными материалами дела.

Из исследованных материалов дела следует, что 18.12.2017 утратило силу Постановление №136-п и 19.12.2017 вступило в силу постановление Администрации Ненецкого автономного округа «О порядке осуществления Аппаратом Администрации Ненецкого автономного округа полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок» от 15.12.2017 №373-п, где регламентированы основания, порядок организации, предмет, форма, сроки, периодичность проведения проверок, в том числе планирование контрольных мероприятий в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Согласно п.7 Приложения №1 к Постановлению №373-п плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Аппарата.

Согласно Требованиям к планированию контроля в сфере закупок Раздела II Постановления №373-п - план проверок разрабатывается руководителем структурного подразделения Комитета, подлежит согласованию с заместителем руководителя Аппарата и губернатором Ненецкого автономного округа и утверждается руководителем Аппарата до начала планируемого периода (п.21). План проверок, а также вносимые в него изменения размещаются не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Аппарата (п.22). Периодичность проведения плановых проверок по одному и тому же предмету проверки в отношении одного субъекта контроля не может превышать одного раза в год (п.24). Изменения в План проверок утверждаются руководителем Аппарата по согласованию с губернатором Ненецкого автономного округа (п.28). План проверок формируется и утверждается на полугодие (п.29) (в ред. постановления администрации НАО от 25.01.2018 №5-п).

Решение о проведении контрольного мероприятия в силу п.30 Приложения №1 к Постановлению принимается руководителем (заместителем руководителя) Аппарата и оформляется распоряжением.

В силу п.2 Приложения №2 к Постановлению №373-п деятельность по контролю в сфере закупок непосредственно осуществляется контрольно-ревизионным комитетом Аппарата (далее также - Комитет).

Согласно п.п.5, 6 Приложения №2 к Постановлению №373-п контроль в сфере закупок осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок (далее также - контрольные мероприятия). Плановые проверки осуществляются на основании Плана проверок Аппарата в рамках осуществления контроля в сфере закупок.

Кроме того, как уже было указано выше, действие «Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №489 от 30.06.2010 не распространяются на осуществление Комитетом контрольных функций в рамках своих полномочий.

Таким образом, уполномоченные должностные лица контрольно-ревизионного комитета обладали полномочиями на корректировку плана проверок и, соответственно, их проведение.

Также являются необоснованными доводы заявителя о том, что в нарушение п.9, п.14 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации №30 от 28.01.2011 «Об утверждении порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» проверка проведена в нарушение установленных законом сроков, а Учреждение уведомлено о начале проведения проверки менее чем за семь дней до начала проверки (за 4 дня).

Так, распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 07.12.2017 №780-ра был утвержден план мероприятий на 2018 год по контролю соблюдения государственными заказчиками Ненецкого округа законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно указанному плану проверка в отношении ГБУ НАО «Центр арктического туризма» была запланирована на сентябрь 2018 года.

Распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа «О плановых проверках по контролю в сфере закупок на 2018 год» от 31.01.2018 №77-ра признано утратившим силу распоряжение от 07 декабря 2017 №780-ра «О плановых проверках по контролю в сфере закупок на 2018 год». Вступившим в силу распоряжением №77-ра проверка в отношении Учреждения была запланирована на апрель 2018 года.

В Распоряжение №77-ра были внесены изменения вступившим в силу распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа «О внесении изменений в плановые проверки в сфере закупок на 2018 год, установленные распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 31.01.2018 № 77-ра» от 03.04.2018 №257-р.

Из чего следует, что указанные изменения не затронули дату начала проведения проверки в отношении ГБУ НАО «Центр арктического туризма», которая, как и было ранее указано в Распоряжении №77-ра от 31.01.2018, назначена на апрель 2018 года.

Порядок уведомления о проведении проверочного мероприятия определен пунктом 14 приложения №2 к Постановлению №373-п. Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 14 приложения №2 к Постановлению №373-п должностные лица, осуществляющие контроль в сфере закупок, обязаны уведомлять субъект контроля о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки. 24.04.2018 Учреждению вручено уведомление о проведении проверки от №258-кру, с датой начала проверки 28.04.2018. Таким образом, ГБУ НАО «Центр арктического туризма» было извещено за 4 дня до приведения проверки, о чем заявитель сам указывает в жалобе.

Кроме того, приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №30 от 28.01.2011 г. «Об утверждении порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» регламентирует порядок планирования и проведения контрольных мероприятий в отношении соблюдения законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 №94-ФЗ, утратил силу) и не распространяется на контрольные мероприятия в отношении соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюден.

Указание в постановлении на дату его вынесения 31 августа 2018 года является технической ошибкой, поскольку дело об административном правонарушении было рассмотрено 11 сентября 2018 года, о чем и был уведомлен ФИО1

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, в пределах срока давности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ, и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

Административное наказание назначено заявителю с учётом положений ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.

Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя руководителя Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа - председателя контрольно-ревизионного комитета ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица контрактного управляющего ГБУ НАО «Центр арктического туризма» ФИО1 к административной ответственности по ч.1.4 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Нарьян-Марский городской суд

Судья (подпись) А.С.Бородин

Копия верна Судья А.С.Бородин