Дело № 12-196/2019
74RS0031-01-2019-002846-47
РЕШЕНИЕ
03 сентября 2019 года г. Магнитогорск
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области ФИО1,
при секретаре Зайнуллиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №74» г.Магнитогорска на постановление начальника-главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы №2 по пожарному надзору ФИО2 №020995(236) от 24 июня 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № <номер обезличен> начальника – главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 2 по пожарному надзору ФИО3 от 24 июня 2019 года муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74» г.Магнитогорска (далее по тексту - МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 150000 рублей (л.д. 25-27).
Не согласившись с указанным постановлением, представитель МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска ФИО4 обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с наличием обстоятельств, объективно препятствующих выполнению требований пожарной безопасности.
Указала, что Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности для объектов культурного наследия, МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска получил 17 мая 2019 года. Разработкой занимался ООО «Институт независимых экспертиз» г. Челябинска. Необходимость разработки специальных технических условий обусловлена невозможностью выполнения части нормативных требований пожарной безопасности при сохранении внешнего облика объекта культурного наследия - здания двухэтажного детского дошкольного учреждения общего типа. В настоящее время проводится приспособление к современным функциональным и инженерно- техническим требованиям инженерных систем объекта культурного наследия (Достопримечательное место «Квартал № 1 Соцгорода» под современное использование, направленное на повышение уровня пожарной безопасности, путем выполнения дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий, а также его оснащения системой противопожарной защиты. При этом, требования нормативных документов в области пожарной безопасности, действующие в настоящее время, не могут быть в полной мере применены к данному уникальному объекту. Плановая выездная проверка МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска проводилась с 03 июня 2019 года. За две недели такое количество компенсирующих мероприятий и дополнительных требований пожарной безопасности, предложенных организацией разработчиком выполнить невозможно.
Учредителем МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска является администрации г. Магнитогорска. Самостоятельного бюджета у МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска нет. Для того, чтобы исполнить все дополнительные противопожарные мероприятия 24.05.2019 г. была написана служебная записка на имя Начальника Управления Образования ФИО5, с просьбой о выделении денежных средств на выполнение компенсирующих мероприятий и дополнительных требований пожарной безопасности, прописанных в Специальных технических условиях на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности для объектов культурного наследия.
27 июня 2019 года для осуществления мероприятий по пожарной безопасности выделены средства из бюджета города в размере 1 427 941,00 рублей. 27 июня 2019 года МДОУ «Д/с № 74» г. Магнитогорска провел закупку по поставке огнетушителей с ОТВ комбинированного воздействия, пиростикеров, газодымозащитных комплектов, модульных устройств автоматического пожаротушения с ОТВ комбинированного воздействия, противопожарных дверей 1-го типа в Электронном магазине города. 08.07.2019 были заключены контракты на поставку огнетушителей комбинированных с <ФИО>12, пиростйкеров с <ФИО>13, газодымозащитных комплектов с ООО Многопрофильной чрезвычайной службой гражданской обороны <ФИО>14 противопожарных дверей <ФИО>15. 15.07.2019 заключен контракт на поставку огнетушителей сам о срабатывающих с <ФИО>16
01.08.2019 заключен контракт по разработке плана эвакуации с <ФИО>17
15.08.2019 заключен контракт на разработку проектно-сметной документации системы АПС 3 типа с автоматическим открыванием окон при получении сигнала от АПС. В настоящее время в Д0У установлены противопожарные двери с EI 90, приобретены пиростикеры, огнетушители комбинированные, самосрабатывающие, газодымозащитные комплекты. В стадии изготовления планы эвакуации.
Воспитатели, трудоустроенные в МДОУ «Д/с № 74» г. Магнитогорска, 18 июня 2019 года прошли обучение по программе «Пожарно-технический минимум» в <ФИО>18. Разработан предварительный план пожаротушения согласованный начальником <ФИО>19 полковником внутренней службы <ФИО>6.
28.07.2019 года МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска подготовлена аукционная документация на оказание услуг по огнезащитной обработке деревянных конструкций спален. В настоящее время закупка прошла согласование в УО, в отделе экономической безопасности. Были написаны письма начальнику управления образования ФИО5 о выделении денежных средств на ремонт общего коридора, с включением отделки пола из материалов класса пожарной более чем KM0 по предписанию <номер обезличен> от 13.06.2019 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.3,111).
Заведующая МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска – ФИО4, действующая на основании распоряжения главы города Бердникова С.Н. <номер обезличен> от 28.12.2016 (л.д. 112) в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме. Пояснила, что времени для исполнения предписания было выделено недостаточно. Они провели мероприятия по устранению нарушений выявленных в ходе проверки. В настоящее время все требования предписания устранены, кроме требования об отделке пола из материалов класса пожарной безопасности, более чем КМ0. Запросы на предоставление денег направлены, составлена смета. Так как без проведения аукциона товары не закупить, направлено заявление на проведение аукциона.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, извещено, причин неявки в судебное заедание не сообщило.
Судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявишихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав в судебном заседании материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного в отношении МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска постановления, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности».
Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и ст. 11.16 настоящего Кодекса и чч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей
Объектом указанного административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере пожарной безопасности. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении требований пожарной безопасности.
Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.
Субъектами данного правонарушения являются граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; индивидуальные предприниматели; юридические лица и их структурные подразделения. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.
Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности, а в отношении наступивших последствий – в форме неосторожности (исключая поджоги).
В соответствии со ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление, исследуются иные доказательства.
Постановление по делу является обоснованным, если имеющие значение для дела факты подтверждаются исследованными при рассмотрении дела доказательствами, а также когда оно содержит исчерпывающие выводы субъекта административной юрисдикции, вытекающие из установленных фактов.
Законность постановления по делу означает соответствие формы и содержания постановления требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным. Это означает, что в постановлении по делу об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом должны быть указаны не только обстоятельства, прямо перечисленные в ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и должны быть приведены доказательства, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должна быть дана оценка этих доказательств по правилам, предусмотренным ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для чего в постановлении должно быть отражено существо (содержание) каждого из доказательств.
В судебном заседании установлено, что 24 июня 2019 года в отношении МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска был составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 150000 рублей.
В постановлении указано, что МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска нарушено требование стандартов, норм и правил пожарной безопасности, а именно:
Деревянные конструкции пристроенных веранд не подвергнуты огнезащитной обработке по 1 группе эффективности.
Не разработан предварительный план пожаротушения с согласованием в установленном порядке.
Не обеспечено заполнение проемов в стенах, отделяющих веранды от основного здания противопожарными дверьми 1 -го типа.
На путях эвакуации в общих коридорах, отделка пола выполнена из материалов класса пожарной более чем KM0.
Планы эвакуации не выполнены в соответствии с требованием ГОСТ Р<дата обезличена>-2009
На открывающихся частях окон, установленных в лестничных клетках, отсутствуют устройства открытия окон, срабатывающие автоматически при получении сигнала от автоматической пожарной сигнализации,
Оконные проемы, расположенные на расстоянии менее 1 метра от наружных лестниц 3-го типа не оборудованы модульными устройствами автоматического пожаротушения с ОТВ комбинированного воздействия.
Отсутствует система оповещения и управления эвакуации не ниже 3-го типа.
Электрощиты и электрошкафы не защищены модульными установками пожаротушения - пиростикерами.
Помещения объекта защиты не укомплектованы первичными средствами пожаротушения с ОТВ комбинированного воздействия в удвоенным количестве.
Воспитатели, трудоустроенные в МДОУ «Д/с № 74» г. Магнитогорска, не прошли обучение по программе «пожарно-технический минимум».
Персонал не обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсических продуктов горения.
Факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности и совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическим лицом, достоверно подтверждены представленными в дело доказательствами и не оспаривается им.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и лицо не обязано доказывать свою невиновность.
На основании ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных суду документов следует, что в соответствия с приказом Министерства культуры Челябинской области №92 от 07.-04.2014 достопримечательное место «Квартал №1 соцгорода» является объектом культурного наследия Челябинской области. Данный объект включен в реестр объектов культурного наследия Челябинской области (л.д.105-108).
МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска, расположенный в <адрес обезличен> входит в «Квартал №1 соцгорода» (л.д.107).
Согласно ст.33 ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно требованиям п.10 «Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с государственными органами охраны памятников.
В исполнение указанного требования, ООО «Институтом Независимых экспертиз» г.Челябинска разработаны Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта культурного наследия МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска, расположенного по адресу: <адрес обезличен> (л.д.58-63).
Указанные технические условия получены МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска 17 мая 2019 года.
24 мая 2019 года заведующей МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска ФИО4 подана на имя начальника управления образования ФИО5 служебная записка о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на выполнение компенсирующих мероприятий и дополнительных требований пожарной безопасности, прописанных в Специальных технических условиях на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта культурного наследия (л.д.13), письма о рассмотрении вопроса по выделению денежных средств на ремонт общего коридора (л.д.55,56).
18 июня 2019 года воспитатели МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска прошли обучение по программе «Пожарно-технический минимум» в ООО «Всероссийское добровольное пожарное общемтво» (л.д.65-69).
27 июня 2019 года для осуществления мероприятий, связанных с пожарной безопасностью, МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска на 2019 год выделены средства из бюджета города в размере 1 427 941 руб.(л.д.14).
17 июня 2019 года квалификационной комиссией проведена проверка знаний по пожарной безопасности работников МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска (л.д.15-16).
08 июля 2019 года между МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска и <ФИО>20 заключен контракт на поставку товара <номер обезличен>. Предмет договора –оказание услуг по поставке огнетушителей комбинированных ОВЭ-5 (л.д.86-89).
08 июля 2019 года между МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска и <ФИО>21 заключен контракт на поставку товара <номер обезличен>. Предмет договора –оказание услуг по поставке пиростикеров (л.д.90-93).
08 июля 2019 года между МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска и <ФИО>22 заключен контракт на поставку товара <номер обезличен>. Предмет договора –оказание услуг по поставке противопожарных дверей (л.д.94-97).
08 июля 2019 года между МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска и <ФИО>23 заключен контракт на поставку товара <номер обезличен>. Предмет договора –оказание услуг по поставке газодымозащитных комплектов ГДЗК-У (л.д.98-101).
15 июля 2019 года между МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска и <ФИО>24 заключен контракт на поставку товара <номер обезличен>. Предмет договора –оказание услуг по поставке огнетушителей самосрабатывающих порошковых ОСП-1 (л.д.82-85).
05 августа 2019 года согласован план тушения пожара (л.д.64).
01 августа 2019 года между МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска и <ФИО>25» заключен контракт на оказание услуг <номер обезличен>. Предмет договора –оказание услуг по разработке плана эвакуации (л.д.78-81).
15 августа 2019 года между МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска и <ФИО>26 заключен контракт на оказание услуг <номер обезличен>. Предмет договора –оказание услуг по разработке проектно-сметной документации системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации (СОУЭ) 3 типа (л.д.73-77).
20 августа 2019 года подана заявка на проведение аукциона, предметом которого является оказание услуг по огнезащитной обработке деревянных конструкций спален (л.д.109).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что до получения Специальных технических условий на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта культурного наследия, МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска не имело возможности устранить нарушения, так как здание МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска является объектом культурного наследия и внесение изменений, которые требуют органы госпожнадзора, в него недопустимо, без согласования с государственными органами охраны памятников.
Материалами дела подтверждается, что после получения Специальных технических условий на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта культурного наследия, МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска предприняло все зависящие от него меры по устранению указанных в предписании нарушений.
Доказательств обратного, то есть, что указанные в протоколах нарушения могут быть устранены без нарушения требований, предъявляемых к сохранности объектов культурного наследия, административные материалы не содержат, представителем ОНДиПР №2 по пожарному надзору не представлены, хотя в силу ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях бремя доказывания виновности привлекаемого к ответственности лица лежит на данном органе.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии вины МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, соответственно, отсутствии правовых оснований для привлечения МДОУ «Детский сад №74» г. Магнитогорска к административной ответственности на основании данной нормы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление <номер обезличен> начальника – главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 2 по пожарному надзору ФИО3 от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №74» г.Магнитогорска -отменить.
Производство по делу в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №74» г.Магнитогорска, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Судья: