ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-196/19 от 07.02.2020 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-9/2020

РЕШЕНИЕ

07 февраля 2020 года пгт. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Воробьева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя АО «Торговый порт Посьет» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 22.10.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4КоАП РФ, в отношении АО «Торговый порт Посьет»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 22.10.2019 года АО «Торговый порт Посьет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

С указанным постановлением не согласился представитель АО «Торговый порт Посьет» ФИО1, им подана жалоба на постановление, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания, прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Торговый порт Посьет» в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ. Считает, что погрузочно-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов. В этом случае государственная экологическая экспертиза осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов. Данная позиция отражена в определениях Верховного суда РФ от 17.06.2016 -КГ16-6083, от 11.1 1.2014 -КГ14-3160. АО «Торговый порт Посьет» имеет лицензию серии МР-4 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах. Осуществляемая стивидорными компаниями деятельность к объектам государственной экологической экспертизы по смыслу действующего законодательства Российской Федерации не относится. Организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочную деятельность (деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) в морском порту (в том числе и опасных грузов), не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 34 Закона № 155-ФЗ. Кроме, того государственная экологическая экспертиза согласно статья 34 Закона № 155-ФЗ проводится во внутренних морских водах и в территориальном море, при отсутствии у стивидорной компании договора водопользования соответственно отсутствует и объект государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании представитель АО «Торговый порт Посьет» ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Заместитель руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, возражал против удовлетворения жалобы.

Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя АО «Торговый порт Посьет» ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Часть 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ административная ответственность наступает за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В силу ст. 3 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. определено, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе объекты, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Согласно ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Статьей 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подвощшх кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Как следует из материалов дела, АО «Торговый порт Посьет» осуществляет деятельность по перегрузке угля на причалах № 1-3 (залив Посьета, залива Петра Великого, Японского моря) в соответствии с лицензией на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах от 14.05.2013 № 000744.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации ФИО3 от 31.03.2018 года № Пр-524, поручения Правительства Российской Федерации от Минтрансом России, Росморречфлотом, Росприроднадзором, Администрацией Приморского края АО «Торговый порт Посьет» было заключено соглашение о взаимодействии в рамках выполнения мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения пгт. Посьет, а также минимизации негативного воздействия на окружающую среду при перевалке угля (далее-Соглашение). Согласно п. 2,5 Соглашения Общество в месячный срок с момент подписания данного Соглашения осуществляет подготовку плана мероприятий по поэтапному переходу до 2020 года включительно на технологии закрытой перевалки угля, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду (далее - План мероприятий), с указанием сроков реализации каждого мероприятия, в который включается обеспечение наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и документации при осуществлении хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море РФ в соответствии с требованиями, установленными ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Согласно Плану мероприятий работы по выполнению п. 2.5 Соглашения, то есть получение положительного заключения государственной экологической экспертизы на деятельность во внутренних морских водах РФ должны быть завершены в 3 квартале 2019 года, а в 4 квартале 2019 года работы должны быть уже выполнены. То есть на 01.10.2019 Общество должно иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы на деятельность во внутренних морских водах РФ.

Вместе с тем положительное заключение государственной экологической экспертизы на основной вид деятельности осуществляемой во внутренних морских водах Российской Федерации отсутствует.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом по делу об административном правонарушении от 16.10.2019 года, соглашением о взаимодействии в рамках выполнения мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения пгт. Посьет, а также минимизации негативного воздействия на окружающую среду при перевалке угля от 08.06.2018 года и другими материалами дела.

Указанные доказательства являются допустимыми и достаточными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия юридического лица АО «Торговый порт Посьет» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочную деятельность (деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) в морском порту (в том числе и опасных грузов), не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 34 Закона № 155-ФЗ, является несостоятельным.

Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Водный кодекс Российской Федерации», вступившим в силу 8 мая 2013 года, в пункт 3 статьи34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым объектами государственной экологической экспертизы являются все виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», в котором перечисляются объекты государственной экологической экспертизы применительно к видам деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море, подлежат применению во взаимосвязи с положениями пунктов 1 и 2 данной нормы, из которых следует, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, и осуществление хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

С учетом того, что хозяйственная деятельность АО «Торговый порт Посьет» осуществляется в морском порту во внутренних морских водах, данная деятельность является объектом государственной экологической экспертизы, соответственно, документация, обосновывающая данную хозяйственную деятельность, подлежит государственной экологической экспертизе.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что АО «Торговый порт Посьет» имело возможность для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод на стадии планирования своей хозяйственной деятельности, но этого не сделало и стало осуществлять деятельность в отсутствие такого заключения. Направленная на получение положительного заключения государственной экологической экспертизы работа в третьем квартале 2019 года свидетельствует о несвоевременности предпринятых Обществом мер.

Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды. Она является также способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. Экологическая экспертиза - это процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Основной задачей государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер (определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 года N 1421-О-О).

Закон об экологической экспертизе направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Постановление по делу об административном правонарушении основано на материалах дела, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Нарушений норм административного законодательства, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, назначено минимальное наказание в пределах санкции ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, основания для изменения вида наказания отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 22.10.2019 года АО «Торговый порт Посьет» ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении АО «Торговый порт Посьет» - отставить без изменения, жалобу представителя АО «Торговый порт Посьет» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копия решения.

Судья В.А. Воробьев