ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-196/19 от 28.03.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12-196/2019

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, 6

РЕШЕНИЕ

«28» марта 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре Попрядухиной И.С., рассмотрев жалобу защитника Главиш С.С. на постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району по делу об административном правонарушении № 18900009860190000866 от 12 февраля 2018 года о признании капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее-госинспектор 2 ООРКМ) по делу об административном правонарушении № 18900009860190000866 от 12 февраля 2018 года капитан судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с постановлением в отношении капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1, защитник Главиш С.С. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, просила постановление отменить, производство по делу прекратить, на основании следующих доводов. Как установлено постановлением и не оспаривается заявителем, 11 января 2018 года судно БМРТ «Капитан Кайзер» в 02 час. 19 мин. (время кмч) в координатах 51°20,1? сш 157°53,5? вд зашло в территориальное море РФ из исключительной экономической зоны РФ. Информация о факте пересечения государственной границы РФ на вход, в соответствии со ст. 9 Закона о государственной границе, в пограничный орган поступила, что подтверждается автоматическим сообщением от 11 января 2019 года, полученным с адреса электронной почты административного органа в 02 час. 21 мин. (время кмч). Однако, по мнению административного органа, оснований для пересечения государственной границы у судна не имелось, поскольку основания не указаны в уведомлении. Указанный вывод является ошибочным, не имеющим правовых оснований, что свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения. В связи с неблагоприятными метеоусловиями, в целях обеспечения безопасности мореплавания и необходимости пересечения Государственной границы РФ, с учетом требований действующего законодательства РФ ФИО2 в адрес администрации капитана порта Петропавловск-Камчатский и административного органа было направлено соответствующее уведомлении о намерении пересечения Государственной границы РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются судовым журналом БМРТ «Капитан Кайзер» № 10-1556, копиями уведомлений, направленных в адрес контролирующих органов и автоматическим ответом о получении уведомления, заявлением капитан-директора БМРТ «Капитан Кайзер» в адрес Сахалинского ТУ ФАР о получении разрешения на заход в 3-х мильную зону острова Шумшу, для укрытия от шторма и прохода Первого Курильского пролива, на которое было получено соответствующее разрешение уполномоченного органа № 12/014 от 10 января 2019 года, которое было направлено Сахалино-Курильским ТУ в адрес пограничного управления, что свидетельствует о наличии у административного органа информации, что 11 января 2019 года судну БМРТ «Капитан Кайзер» предоставлено право транзитного прохода в территориальных водах РФ. Данные факты также отражены в обжалуемом постановлении и не оспаривались административным органом. Отсутствие указания причин вынужденного пересечения границы РФ в уведомлении, в связи с неблагоприятными метеоусловиями, не может свидетельствовать о наличии состава вменяемого административного правонарушения, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства уведомление фактически было подано капитаном судна в адрес администрации капитана порта и административного органа и фактически было получено; форма уведомления ни действующим законодательством РФ, ни капитаном порта, ни административным органом не установлена. В судовом журнале отражены обстоятельства, в связи с которыми судном было подано уведомление о пересечении границы РФ, что также отражено в обжалуемом постановлении, не оспаривается административным органом и подтверждает факт отсутствия умысла ввести административный орган в заблуждение, скрыть какие-либо сведения и нарушить действующее законодательство РФ. Кроме того, на судне установлены технические средства контроля, которые в режиме реального времени позволяли административному органу отслеживать месторасположение и движение судна. Позиционирование судна и скорость его движения свидетельствуют, что судно действительно пересекло Государственную границу РФ исключительно с намерением укрытия от шторма. Кроме того, после получения письма от дежурного по координационному отделу ПУ СФБ России по восточному арктическому району № 21/705/3-164 от 14 января 2019 года капитаном судна было подано дополняющее уведомление, в котором были отражены причины пересечения Государственной границы РФ - укрытие от неблагоприятных метеоусловий, в целях сохранения судна и жизни членов экипажа. Таким образом, действия ФИО2 исключают какие-либо посягательства на установленный правопорядок в сфере режима государственной границы РФ, не препятствовали осуществлению ее защиты, носили исключительно вынужденный характер, были направлены на обеспечение безопасности мореплавания и сохранение жизни и здоровья членов экипажа судна и не были направлены на нарушение законодательства РФ. Какие-либо неблагоприятные последствия для безопасности государства, общества или отдельной личности в результате указанных действий не наступили. В случае установления в действиях ФИО1 признаков вменяемого административного правонарушения, просила применить ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и признать административное правонарушение малозначительным.

Капитан судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения жалобы извещался в установленном законом порядке.

Защитник Главиш С.С., действующая на основании доверенности от 07 февраля 2019 года, участия в судебном заседании не принимала, извещалась в установленном законом порядке.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной грани-

це, в редакции на дату совершения административного правонарушения) Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации (абз. 5 ст. 3 Закона о государственной границе).

Прохождение Государственной границы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации (п. «б» ч. 2 ст. 5 Закона о государственной границе).

Статьей 7 Закона о государственной границе установлено, что режим Государственной границы Российской Федерации включает правила, в том числе, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее не территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

Положениями ст. 9 Закона о государственной границе установлены правила пересечения государственной границы Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 9 Закона о государственной границе российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу Российской Федерации на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно ч. 16 ст. 9 Закона о государственной границе, капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Частью 1 ст. 11 Закона о государственной границе установлено, что пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации,

перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 11 Закона о государственной границе, пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает в случае нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушения порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской

Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Как усматривается из исследованных материалов дела, 14 января 2019 года начальнику отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району капитану 1 ранга ФИО5 поступило сообщение начальника отделения сбора и обработки информации координационного отдела ПУ ФСБ России по восточному арктическому району капитана 2 ранга ФИО6 о признаках нарушения ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», выразившегося в следующем. По данным спутникового позиционирования капитаном судна БМРТ «Капитан Кайзер» (ООО «РОЛИЗ») были допущены факты пересечения государственной границы РФ:- 11 января 2019 года примерно в 02 час. 19 мин. (время кмч), в координатах 51°20?1??сш 157°53?5??вд вход в территориальное море РФ; -11 января 2019 года примерно в 08 час. 31 мин (время кмч), в координатах 51°03?1??сш 156°20?1??вд выход из территориального моря РФ. Информация о фактах пересечения государственной границы РФ на вход/выход в адрес ПУ ФСБ России по восточному арктическому району поступала. Согласно уведомлениям о фактическом пересечении государственной границы РФ, цель пересечения - следование в ОМЭ на промысел. Оснований для пересечения государственной границы РФ нет. Координационным отделом ПУ ФСБ России по восточному арктическому району 14 января 2019 года о данных фактах капитану БМРТ «Капитан Кайзер» направлено информационное письмо № 21/705/3/164 (л.д. 57-58).

25 января 2019 года с 10 час. 10 мин. до 19 час. 00 мин., в координатах 51°31,4сш 155°38,2вд, Охотское море, ИЭЗ РФ, район 6105.4, старшим государственным инспектором РФ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, с участием капитана ФИО1, проведен осмотр судна БМРТ «Капитан Кайзер», о чем составлен Акт осмотра судна, его копию капитан ФИО1 получил, замечаний по проведенному осмотру не имел. В ходе осмотра судна выявлено нарушение ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», предусматривающее административную ответственность по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 1).

Из свидетельства о праве собственности на судно МР-IV № 0000877 следует, на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации № 30-379-316 от 16 июля 2013 года, рыболовное судно МК-0379, «Капитан Кайзер» принадлежит на праве собственности ЗАО «Альтернатива» (л.д.27).

В соответствии с п. 1.1 Договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) с последующим выкупом от 20 августа 2013 года (далее – Договор), заключенного ЗАО «Альтернатива» (Судовладелец) и ООО «РОЛИЗ» (Фрахтователь), Судовладелец предоставляет во временное владение и пользование Фрахтователю судно МК-0379 «Капитан Кайзер» с последующим выкупом, не укомплектованное экипажем, а Фрахтователь обязуется уплачивать Судовладельцу установленный Договором фрахт и выкупную стоимость. В силу п. 2.4 Договора, в случае отказа Фрахтователя от права на выкуп судна согласно условиям Договора, судно должно быть возвращено судовладельцу по окончании срока действия бербоут-чартера не позднее мая 2020 года (л.д. 23-26).

Как усматривается из свидетельства соответствия ТСК № 9149 от 22 июня 2018 года, судно «Капитан Кайзер» оснащено средствами контроля СЗС, модели SAILOR 6110, идентификационный номер 427306192, серийный номер 4NN094C48075, АИС, модели Транзас Т-105, идентификационный номер 273339660, серийный номер 0213Е657, соответствующими требованиям ОСМ (л.д. 29).

Согласно Разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов № 412019010232, пользователю ООО «РОЛИЗ», с использованием трала разноглубинного, посредством судна БМРТ «Капитан Кайзер» (Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) с последующим выкупом от 20 августа 2013 года), под руководством капитана ФИО1, в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, в районах 61.05.1, 61.01, 61.05.4, 61.05.2, разрешена добыча (вылов) сельди тихоокеанской, минтая (л.д. 30).

Как следует из выписки из приказа о приеме работника на работу № 275-л от 25 декабря 2018 года, судовой роли БМРТ «Капитан Кайзер», капитаном судна являлся ФИО1 (л.д. 14-22).

Согласно записям судового журнала судна БМРТ «Капитан Кайзер» № 10-1556 (начат 30 декабря 2018 года), 11 января 2019 года в 02 час. 19 мин. судно МБРТ «Капитан Кайзер» в связи с неблагоприятными погодными условиями, для обеспечения безопасности судна и жизни экипажа, вошло в территориальные воды РФ. Дали РДО в ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (л.д. 5-13).

11 января 2019 года в 02 час. 19 мин. (время кмч) капитаном судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 в «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», СВПУ направлено РДО исх. № 6 о том, что 11 января 2019 года в 02 час. 19 мин. (время кмч), в координатах 51-20,1сш 157-53,5вд, судно БМРТ «Капитан Кайзер» пересекло границу РФ на вход в территориальные воды, граница закрыта, следует на промысел в ОМЭ (л.д. 2).

15 января 2019 года в 09 час. 32 мин. (время кмч) капитаном судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 в СВПУ ФСБ БО РФ по Камчатскому краю направлена корректура РДО о пересечении государственной границы, настоящим уведомил, что в РДО исх. № 6 от 11 января 2019 года о входе в территориальные воды РФ основанием для пересечения границы РФ были неблагоприятные метеоусловия, при необходимости может предоставить выписки из судовых документов (л.д. 4).

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются, в том числе, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В письменном объяснении от 25 января 2019 года капитан судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 пояснил, что 01 января 2019 года судно вышло в рейс из ПТР в Охотское море. В 22 час. 19 мин. (время кмч) пересекло границу территориальных вод на выход. При ухудшении погоды судно по форс-мажорным обстоятельствам – сильный шторм, для обеспечения безопасности судна и жизни экипажа вновь вошло в территориальные воды РФ 11 января 2019 года в 02 час. 19 мин. (время кмч), о чем сделаны записи в судовом журнале. О пересечении государственной границы были поданы РДО № 6 от 11 января 2019 года и № 8 от 11 января 2019 года, также было подана повторная РДО № 10 от 15 января 2019 года (л.д. 32-34).

Перед дачей письменного пояснения капитану судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 разъяснены ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства явились основанием к составлению 25 января 2019 года в отношении капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 35-43).

В соответствии с ходатайством капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 от 25 января 2019 года, принято решение о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства, с целью воспользоваться правом на получение квалифицированной юридической помощи (л.д.44-49).

С целью всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств по делу, до рассмотрения дела начальником отдела РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району за исх. № 21/705/42/3-394 от 01 февраля 2019 года руководителю ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» о предоставлении информации о поступлении в их адрес и подведомственных портов сообщение о возникновении чрезвычайных обстоятельств, вынудивших судно БМРТ «Капитан Кайзер» 11 января 2019 года в 02 час. 19 мин., в координатах 51°20?,1??сш 157°53?,5??вд, 6103.1 Тихоокеанская подзона, пересечь Государственную границу РФ на вход с нарушением правил пересечения Государственной границы РФ. В случае поступления такого сообщения, были ли приняты должностными лицами ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» меры по оповещению пограничных органов о вынужденном, в силу чрезвычайных обстоятельств, пересечения Государственной границы РФ судном БМРТ «Капитан Кайзер» (л.д.50-51).

Как сообщил и.о. капитана морского порта Петропавловск-Камчатский исх. № 09/04/159 от 06 февраля 2019 года, капитан судна БМРТ «Капитан Кайзер» подавал уведомление о пересечении Государственной границы РФ на вход и выход в территориальные воды 11 января 2019 года в 02 час. 19 мин., приложив их копии (л.д. 54-56).

Из копии приложенного уведомления усматривается, что капитаном судна БМРТ «Капитан Кайзер» 11 января 2019 года в 08 час. 32 мин. в службу капитана морского порта Петропавловск-Камчатский отправлено уведомление о пересечении Государственной границы РФ на вход в территориальные воды РФ.

По результатам рассмотрения 12 февраля 2019 года настоящего дела госинспектором 2 ООРКМ вынесено постановление о признании капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. Дело рассмотрено с участием защитника Главиш С.С., действовавшей на основании доверенности от 07 февраля 2019 года (л.д.65-76).

Факт совершения капитаном судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 административного правонарушения и его виновность установлены на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении; судового журнала судна БМРТ «Капитан Кайзер»; объяснений капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1; уведомления от 11 января 2019 года; схемы пересечения Государственной границы РФ; иных материалов дела.

Не согласившись с привлечением капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 к административной ответственности, защитник Главиш С.С. обратилась с жалобой об отмене постановления.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном право-нарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, событие административного правонарушения, которое в соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях относится к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.

Данные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 не соблюдены.

Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, протоколом об административном правонарушении капитану судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 вменено нарушение ч.ч. 5, 15, 16 ст. 9, ч.ч. 1, 5 ст. 11 Закона о государственной границе.

При этом, согласно протоколу об административном правонарушении, ФИО1, являясь должностным лицом-капитаном судна БМРТ «Капитан Кайзер», оформленного в пограничном и таможенном отношении н выезд из Российской Федерации, 11 января 2019 года в 02 час. 19 мин. (время кмч), в координатах 51°20?,1?? сш 157°53?,5?? вд, Тихий океан РФ, допустил незаконное пересечение Государственной границы РФ, без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля в установленном пункте пропуска при входе в территориальное море Российской Федерации и прохождении Первым Курильским проливом в Охотское море.

Совершение иных противоправных действий капитану судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 протоколом не вменялось.

Исходя из положений Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

В силу ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны содержаться обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

В ходе рассмотрения дела госинспектором 2 ООРКМ установлено событие административного правонарушения, выразившееся в следующем: ФИО1, являясь должностным лицом-капитаном судна БМРТ «Капитан Кайзер», оформленного в пограничном и таможенном отношении н выезд из Российской Федерации, 11 января 2019 года в 02 час. 19 мин. (время кмч), в координатах 51°20?,1??сш 157°53?,5??вд, Тихий океан РФ, допустил нарушение правил пересечения Государственной границы РФ, так как не подал в надлежащем порядке и форме уведомление о намерении пересечь Государственную границу на вход, в связи с угрозой жизни экипажу и безопасности судна, тем самым нарушил ч.ч. 5, 15, 16 ст. 9, ч.ч. 1, 5 ст. 11 Закона о государственной границе.

Несмотря на то, что протокол об административном правонарушении и постановление содержат указание о нарушении ч.ч. 5, 15, 16 ст. 9, ч.ч. 1, 5 ст. 11 Закона о государственной границе, госинспектор 2 ООРКМ признавая капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменил не подачу в надлежащем порядке и форме уведомление о намерении пересечь Государственную границу на вход, в связи с угрозой жизни экипажу и безопасности судна.

Однако, как следует из протокола об административном правонарушении, совершение данных действий капитану судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 не вменялось.

Таким образом, при рассмотрении дела госинспектор 2 ООРКМ вышел за рамки указанного в протоколе об административном правонарушении объема совершенного деяния, вмененного капитану судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1, существенно изменил его, ухудшив, тем самым его положение, как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.

Из содержания протокола об административном правонарушении и постановления невозможно с достоверностью установить событие административного правонарушения, вмененное капитану судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1, за совершение которого он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства повлекли за собой нарушение права капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенное при рассмотрении настоящего дела нарушение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях является существенным, не позволившим госинспектору 2 ООРКМ рассмотреть всесторонне, полно и объективно дело об административном правонарушении в отношении капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и принять по делу законное и обоснованное решение.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление госинспектора 2 ООРКМ от 12 февраля 2019 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.

При этом, исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет два месяца со дня его совершения.

Согласно материалам дела, событие вмененного в вину капитану судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имело место 11 января 2019 года. Таким образом, срок давности привлечения капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 к административной ответственности истек 11 марта 2019 года.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также тот факт, что в настоящее время истек срок давности привлечения капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 к административной ответственности, установленный для данной категории дел, обжалуемое постановление госинспектора 2 ООРКМ от 12 февраля 2019 года подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Главуш С.С. - удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району по делу об административном правонарушении № 18900009860190000866 от 12 февраля 2018 года о признании капитана судна БМРТ «Капитан Кайзер» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить, прекратить производство по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская