Судья Лесников М.С. Дело № 12-196/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пенза 3 декабря 2020 года
Судья Пензенского областного суда Потапов Н.Н.,
рассмотрев жалобу защитника Муниципального казенного учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы» (далее - МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы») Васильевой И.В. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 26 октября 2020 года № 5-2054/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» от 26 октября 2020 года № 5-2054/2020 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, защитник МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» Васильева И.В. просит постановление судьи районного суда изменить в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей. В обоснование жалобы указывает, что с назначенным наказанием учреждение не согласно, так как МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» является некоммерческой организацией, и в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата муниципальным казенным учреждением контрактов и иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени муниципального образования в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Из своей деятельности учреждение прибыль не извлекает, собственных денежных средств не имеет, что подтверждается бюджетной росписью. В настоящее время в полном объеме организована работа в целях устранения нарушений, указанных в предписании, посредством понуждения подрядных организаций в рамках гарантийных обязательств по нанесению горизонтальной дорожной разметки, посредством заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети города Пензы. Полагает, что назначенное наказание в размере 200 000 руб. несоразмерно последствиям административного правонарушения. Согласно пункту 1.2 Устава МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», учреждение не является коммерческой организацией и не ставит своей целью получение прибыли и собственное обогащение, более того у юридического лица имеется большая кредиторская задолженность. Данные обстоятельства судом при вынесении постановления не учитывались.
МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступило.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - ОП ПДД РФ), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), согласно пункту 6.3.1 которого дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Пункт 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст, регламентирует правила нанесения горизонтальной разметки на дорожные одежды капитального и облегченного (асфальтобетонного вида) типов.
Пунктами 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 и 6.2.33 ГОСТ Р 52289-2019 определен порядок применения разметки 1.1, 1.14.1 и 1.25.
Согласно пункту 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст в редакции изменения № 2, утвержденного приказом Росстандарта от 15 апреля 2020 года № 163-ст, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). В случаях, оговоренных ГОСТ Р 52289, пешеходные переходы оборудуют пешеходными ограждениями.
Из материалов дела следует, что 18 августа 2020 года в период времени с 09 час. 12 мин. до 16 час 47 мин., 19 августа 2020 года в период времени с 15 час. 06 мин. до 15 час. 15 мин. в ходе осуществления мероприятий по контролю за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог (улиц) государственным инспектором дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД УМВД России по г. Пензе С.А.В. установлено, что МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, в нарушение пункта 13 ОП ПДД РФ и статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.17, 6.2.33 ГОСТ Р 52289-2019, пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, выразившееся в следующем: отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 в г. Пензе на ул. Суворова в районе дома № 92, на ул. Фадеева в районе дома № 78 по проспекту Победы, на ул. Московская в районе дома № 109А, на ул. Герцена в районе дома № 46, на ул. Ростовская в районе дома № 81; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1 в г. Пензе на ул. Индустриальная в районе дома № 48А; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.25 в г. Пензе на ул. Пионерская в районе дома № 43 по ул. Коммунистическая.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 58 ВА № 951 294 от 1 октября 2020 года; определением 58 КА 050712 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 20 августа 2020 года; актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 18 и 19 августа 2020 года, составленными государственным инспектором дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД УМВД России по г. Пензе старшим лейтенантом полиции С.А.В., с приложенными фотоматериалами; письмом директора МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» от 1 сентября 2020 года № 1653/4; муниципальным контрактом от 14 апреля 2020 года № Ф.2020.10, заключенным между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и ООО «ДОРКОЛОР» на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки на улично-дорожной сети г. Пензы; уставом МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», а также другими доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок привлечения МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» к административной ответственности соблюдены.
Вопреки утверждению в жалобе, при назначении административного наказания в виде административного штрафа и определении его размера судья районного суда учел характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение учреждения и пришел к выводу о возможности назначения наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» административное наказание является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о несогласии с назначенным наказанием ввиду его несоразмерности последствиям административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает обязательное наступление каких-либо последствий.
Не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о необходимости снижения размера назначенного административного штрафа до 100 000 руб.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Следует отметить, что снижение административного штрафа является правовом, а не обязанностью судьи; реализация данного права не должна осуществляться в отсутствие к тому необходимых предпосылок.
Исходя из положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такими предпосылками выступают: исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица и если минимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет не менее ста тысяч рублей.
Сведения, позволяющие признать назначение наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей излишне карательным, а равно подтверждающие, что оплата штрафа повлечет тяжелые финансовые последствия для МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 26 октября 2020 года № 5-2054/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» оставить без изменения, жалобу защитника Васильевой И.В. - без удовлетворения.
Судья: Н.Н. Потапов