ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-196/2016 от 30.03.2016 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № ******

РЕШЕНИЕ

«30» марта 2016 года <адрес>

Судья Октябрьского районного суда <адрес>ФИО3, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

Постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ заместителю генерального директора по авиационной безопасности АО Авиакомпания «******» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Должностным лицом по результатам проведенной в отношении АО Авиакомпания «******» плановой документарной проверки выявлены нарушения требований в области транспортной безопасности, а именно: в авиакомпании не обучены лица, назначенные ответственными за обеспечение транспортной безопасности, и на каждом ТС лица, осуществляющие согласно полетному заданию функции командира воздушного судна; в авиакомпании не проведены самостоятельно и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности ТС; авиакомпания не воспрепятствует преодолению любыми лицами постов без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ТС; на ТС авиакомпании отсутствует в наглядной и доступной форме для всех физических лиц находящаяся на ТС информация о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности. Лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, в авиакомпании назначен ФИО1

Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы пояснил, что в настоящее время отсутствуют ведомственные нормативно-правовые акты, направленные на реализацию постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», также отсутствуют сведения об аккредитованных образовательных организациях, проводящих обучению по транспортной безопасности. В авиакомпании разработан План обеспечения транспортной безопасности, утвержденный Росавиацией, в котором указано, что требование п 5.13 приказа Минтранса России № № ****** от ДД.ММ.ГГГГ будет реализовано после определения законодательством РФ квалификационных требований и программ обучения для сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности. Учения по безопасности представляют собой имитацию акта незаконного вмешательства и в отсутствие воздушного судна проводиться не могут. Воздушные суда, принадлежащие авиакомпании, находятся под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта, в связи с чем авиакомпанией обеспечивается транспортная безопасность в зоне транспортной безопасности. Оборудовать воздушные суда в соответствие с требованиями транспортной безопасности авиакомпания не имеет возможности, поскольку не вправе самостоятельно вносить изменения в конструкцию воздушных судов. Все ТС авиакомпании содержат необходимую информацию по транспортной безопасности, которая находится в инструкции по безопасности для каждого пассажира и в пассажирском билете.

В судебном заседании ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, пояснив, что основным документом по транспортной безопасности является план обеспечения транспортной безопасности, утверждённый Росавиацией, в котором указано, что требование п. 5.13 приказа Минтранса России № № ****** от ДД.ММ.ГГГГ будет реализовано после определения законодательством РФ квалификационных требований и программ обучения для сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, вместе с тем, до настоящего времени не утверждены образовательные программы и не аккредитованы образовательные учреждения для обучения требованиям транспортной безопасности. Полагает, что авиационная и транспортная безопасность являются идентичными понятиями, программы обучения по многим параметрам совпадают, в связи с чем обучение сотрудников, прошедших обучение по авиационной безопасности, требованиям транспортной безопасности повлечет дополнительную финансовую нагрузку на юридическое лицо в отсутствие каких-либо правовых оснований. Причиной отсутствия учений и тренировок по реализации планов обеспечения транспортной безопасности ТС связаны с отсутствием в базовом аэропорте «Кольцово» принадлежащих компании воздушных судов. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пункт 12 предписания, выданного должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, признан недействительным, судом установлено, что воздушные суда компании размещаются в зоне транспортной безопасности аэропорта «Кольцово», которая контролируется службами аэропорта, таким образом, юридическим лицом приняты меры по воспрепятствовании преодолению любыми лицами постов, принятию мер по установлению наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ТС. Информация о требованиях транспортной безопасности размещена на каждом воздушном судне в наглядной и доступной для восприятия пассажиров форме. Просил отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо ФИО2 в судебном заседании пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу приказ Минтранса России, которым утверждены программы по обучению сил транспортной безопасности, существуют образовательные учреждения, проводящие обучение, другие авиакомпании, расположенные в <адрес>, провели обучение сотрудников требованиям транспортной безопасности. Авиационная и транспортная безопасность являются разными понятиями, при этом одной из составных частей транспортной безопасности является авиационная безопасность. Для проведения учений и тренировок наличие в аэропорте базирования воздушных судов не является обязательным, поскольку при проведении учений и тренировок по транспортной безопасности возможна отработка отдельных элементов, не требующих наличия воздушного судна, более того, проведение учений возможно дистанционно путем инсценирования определенной ситуации, происходящей на воздушном судне, и совершения определенных действий авиакомпанией в связи с нештатной ситуацией по месту нахождения авиакомпании. С решением арбитражного суда ФИО2 не согласен, поскольку авиакомпанией не представлено доказательств возложения обязанности по транспортной безопасности на аэродромные службы аэропорта «Кольцово». При проведении проверки АО Авиакомпания «******» направлялся мотивированный запрос, в ответ на который не были представлены сведения о том, что на ТС авиакомпании присутствует в наглядной и доступной форме для всех физических лиц находящаяся на ТС информация о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности. Просил отказать в удовлетворении жалобы.

Заслушав объяснения, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к выводу о частичной обоснованности жалобы по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

В силу ч. ч. 1, 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

Подпунктом 5.13 пункта 5 Требований транспортной безопасности предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры, обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 85.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: основные программы профессионального обучения; дополнительные профессиональные программы.

Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 243, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе, типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, целью которой является повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать соответствующий работник транспортной безопасности, содержит учебный план, технико-педагогические условия ее реализации и формы аттестации.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 212 утвержден Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, который включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку сил обеспечения транспортной безопасности (далее - силы ОТБ) и направлен на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности (далее ОТБ) работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ, и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, а также проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ и ТС третьей, четвертой и пятой категорий, и не менее двух раз в год для ОТИ и ТС первой и второй категорий (п.п. 5.15-5.16 ст. 5 Требований транспортной безопасности).

В судебном заседании установлено, что по результатам проведенной УГАН НОТБ УФО Ространснадзора в отношении АО Авиакомпания «******» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой документарной проверки выявлены нарушения требований в области транспортной безопасности, а именно: в авиакомпании не обучены лица, назначенные ответственными за обеспечение транспортной безопасности, и на каждом ТС лица, осуществляющие согласно полетному заданию функции командира воздушного судна; в авиакомпании не проведены самостоятельно и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности ТС; на ТС авиакомпании отсутствует в наглядной и доступной форме для всех физических лиц находящаяся на ТС информация о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности.

Как следует из приказа № ****** от ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора ОАО Авиакомпания «******» ФИО1 назначен лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности ТС.

Событие правонарушения и виновность ФИО1, являющегося должностным лицом в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, в его совершении подтверждаются исследованными в судебном заседании относимыми и допустимым доказательствами: составленным в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями ФИО1от ДД.ММ.ГГГГ, в которых он фактически не оспаривал наличия выявленных нарушений в области транспортной безопасности; приказом № ****** от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № ******А от ДД.ММ.ГГГГ.

Все указанные доказательства являются допустимыми и относимыми, поскольку они составлены уполномоченными должностными лицами, форма и содержание указанных документов отвечают предъявляемым к ним законом требованиям, а их содержание непосредственно относится к событию правонарушения. Не доверять представленным в материалы дела доказательствам оснований не имеется.

Должностным лицом установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела и дана верная оценка событиям административного правонарушения.

Обжалуемое постановление обоснованно, мотивировано, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления, не установлено.

Вместе с тем, из постановления должностного лица подлежит исключению нарушение, указанное в п. 3, а именно: авиакомпания не воспрепятствует преодолению любыми лицами постов без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ТС, поскольку решением Арбитражного суда <адрес>ДД.ММ.ГГГГ соответствующий пункт инспекторского предписания должностного лица и постановления по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица отменены, судом установлено отсутствие указанного нарушения.

Доводы заявителя о невозможности обучения сотрудников требованиям транспортной безопасности в силу отсутствия аккредитованных образовательных учреждений признаются несостоятельными, поскольку в обоснование доводов каких-либо относимых и допустимых доказательств ФИО1 не представлено. Более того, из материалов дела следует, что в период проведения проверки авиакомпанией заключен договор на оказание платных образовательных услуг с НОУ ДПО НУЦ ******» от ДД.ММ.ГГГГ на обучение сотрудников требованиям транспортной безопасности, следовательно, возможность обучения сотрудников у авиакомпании существовала.

Также считаю несостоятельными доводы ФИО1 в части отсутствия возможности проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения транспортной безопасности ТС, поскольку, как обоснованно отмечено должностным лицом, таковые могут быть проведены и в отсутствие воздушного судна.

Из объяснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, данных при рассмотрении дела об административном правонарушении, следует, что инструкция для физических сил, сопровождающих грузы, была разработана, но в ней отсутствовали необходимые требования по транспортной безопасности, в связи с чем доводы заявителя о наличии на борту воздушных судов в наглядной и доступной форме инструкции о требованиях транспортной безопасности не могут быть признаны обоснованными.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции статьи в минимальном размере.

Таким образом, постановление должностного лица подлежит изменению, а жалоба частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 – изменить, исключив нарушение, указанное в пункте 3 постановления.

В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья ФИО3