ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-196/2021 от 05.04.2021 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

№12-196/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Владикавказ 5 апреля 2021 года

Судья Советского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания - Тедтоев А.С.,

рассмотрев жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26 имени дважды Героя Советского ФИО2 ФИО3», расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, <адрес>,

установил:

постановлением от 29 декабря 2020г. мирового судьи Сугаровой З.С. – исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №30 Советского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29. КоАП РФ (Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

Заявитель обжаловал указанное постановление по мотивам отсутствия у него информации о предыдущем месте работы ФИО1 Л.Б., поскольку изначально она принималась на работу в школу по совместительству без предоставления трудовой книжки. По этим доводам заявитель просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу.

В судебном заседании, при рассмотрении жалобы судьей районного суда, исполняющая обязанности директора школы – ФИО1 ФИО4, упомянутые требования поддержала, дав приведенное в жалобе обоснование.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья пришел к выводу о незаконности и необоснованности принятого по делу постановления.

В соответствии с ч.4 ст. 12 Федерального закона «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» от 25декабря2008года N273-ФЗ, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что предусмотренную в ней обязанность несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно данным, отраженным в трудовой книжке ФИО1 Ларисы Борисовны, 1 июля 2018г. она была уволена с должности заместителя начальника бюджетного отдела АМС Ирафского района. 1 июня 2018г. принята по совместительству на должность специалиста в сфере закупок ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 имени дважды Героя Советского ФИО2 ФИО3». 1 сентября 2018г. она переведена основным работникам на эту должность.

В соответствии с Приложением 2 к Закону Республики Северная Осетия-Алания от 7 ноября 2008 года N 48-РЗ "О Реестре муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Северная Осетия-Алания", должность заместителя начальника отдела относится к главной группе должностей муниципальной службы.

Вместе с тем, исходя смысла ст. 12 Федерального закона «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ», целями ее правового регулирования является предотвращение конфликта между государственными (публичными) и частными интересами.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, согласно подпункту "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Таким образом, из анализа пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции, частей 2, 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Следовательно, у государственного (муниципального) органа обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, не возникает.

В настоящее время аналогичный подход применяется Верховным Судом Российской Федерации в отношении трудоустройства бывшего государственного (муниципального) служащего в государственное (муниципальное) казенное учреждение либо заключения таким учреждением с бывшим служащим гражданско-правового договора об оказании услуг (выполнении работ) стоимостью более ста тысяч рублей в месяц.

При этом Верховный Суд Российской Федерации исходит из следующего.

Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что трудоустройство бывшего государственного (муниципального) служащего в такое учреждение, равно как и заключение с ним гражданско-правового договора, не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе.

Исходя их духа и смысла приведенных разъяснений Верховного суда Российской Федерации, аналогичный подход будет справедливо распространить и на бюджетные учреждения к коим относится заявитель, поскольку трудоустройство в школе бывшего заместителя начальника бюджетного отдела АМС Ирафского района РСО-Алания на должность специалиста по закупкам в средней общеобразовательной школе, не влечет возникновение коррупционных рисков, не может повлечь коллизии публичных и частных интересов.

Отраженные выше данные и обстоятельства указывают на не подтверждение в рассматриваемом случае состава административного правонарушения.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, одним из решений, выносимых по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, является решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, в связи с приведенными выше выводами и обстоятельствами, обжалованное судебное постановление, подлежит отмене, а жалоба заявителя - удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.5., п.6 ч.1 ст. 24.5. и гл. 30 КоАП РФ,

Судья решил:

1.Жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26 имени дважды Героя Советского ФИО2 ФИО3» удовлетворить.

2.Постановление от 29 декабря 2020 года исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №30 Советского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, в соответствии с которым муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26 имени дважды Героя Советского ФИО2 ФИО3» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в качестве административного наказания подвергнуто штрафу в размере ста тысяч рублей, отменить, прекратив производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

СУДЬЯ А.С.ТЕДТОЕВ