РЕШЕНИЕ
28 января 2022 года г. Орел
Судья Орловского районного суда Орловской области Постникова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области жалобу ФИО1 ича на постановление №-ЗМ-Ф/2021 от Дата о привлечении к административной ответственности по ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от ДатаФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 ч. КоАП РФ, выразившегося в непринятии мер по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Данным постановлением ФИО1 назначен административный штраф в размере 21 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился в Орловский районный суд с жалобой, в которой просит восстановить процессуальный срок для подачи жалобы, вышеуказанное постановление отменить, поскольку он не присутствовал при составлении протокола, извещение о времени и месте его составления было отправлено на неверный адрес, о привлечении его к административной ответственности узнал только Дата.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 жалобу поддержала.
Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям – ФИО3, ФИО4 доводы жалобы не признали, показали, что на момент составления протокола Дата в Управлении не имелось сведений о месте жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о слушании дела.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, восстановив процессуальный срок для подачи жалобы, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, части 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений статьи 5.1 и статьи 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 не присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении и не был надлежащим образом извещен о составлении в отношении него протокола.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела был существенно нарушен, поскольку протокол об административном правонарушении составлен без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют сведения о надлежащем извещении лица о времени составления протокола.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Изложенное служит основанием для отмены постановления должностного лица и прекращении производства по данному делу, поскольку допущенные по делу нарушения являются существенными, которые влияют на законность обжалуемого постановления, которым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Кроме того, при рассмотрении настоящей жалобы также учитывается следующее.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от Дата о привлечении ФИО1 ича к административной ответственности по ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ, - отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить.
Настоящее решение вступает в силу с момента вынесения.
Судья: П.В. Постникова