ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-196/2021 от 28.09.2021 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

№ 12-196/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2021 года город Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Жукова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда жалобу должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Евгения Станиславовича на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО5 от 28 июня 2021 года по делу в отношении должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Евгения Станиславовича об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление от 28 июня 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО5 от 28 июня 2021 года, должностное лицо – исполнительный директор АО «Кавминкурортресурсы» Левицкий Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КРФ об АП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Вынесено представление от 28 июня 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не соглашаясь с указанным постановлением и представлением в части, считая их незаконными и необоснованными, исполнительный директор АО «Кавминкурортресурсы» Левицкий Е.С. обратился в суд с жалобой на них, в которой указал, что не согласен с вменённым нарушением в виде не приобщения в установленном порядке к лицензии , горноотводного акта от 09.10.2018 , что, в свою очередь, является, по мнению должностного лица, нарушением пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315.

Согласно пп. 3, пп. 6 п. 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.

В соответствии со ст. 7 Закона «О недрах», после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

При этом, в вышеуказанной статье не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие либо документы.

В соответствии с п. 4 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. Министерством природных ресурсов Российской Федерации 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58, шифр РД 07-192-98) при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора.

В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геологоразведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.

Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Согласно п. 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых указано, что в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.

В соответствии с п. 29 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.

В пункте 30 Инструкции регламентировано, что первые экземпляры документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, передаются пользователю недр, вторые экземпляры этих документов хранятся в органе Ростехнадзора, а третьи экземпляры передаются органом Ростехнадзора в соответствующий территориальный орган МИР России.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, Инструкцией определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России (в рассматриваемом случае это Кавказнедра) органом Ростехнадзора.

Законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения. Так же законодательством не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.

Что касается отсутствия документации, свидетельствующей о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что, в свою очередь, является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018, указал следующее.

Требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей лечебной грязи установлены в технологической схеме.

Обязательство бурить скважины в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков отсутствует в лицензии СТВ 01248 МЭ и в Технологической схеме. Данное утверждение вырвано из контекста: оно взято из описательного пункта Технологической схемы 2.4.3 «Водно-солевой баланс», в котором описаны исследования предыдущих лет по определению водно-солевого баланса озера и говорится: «Чтобы определить глубину, затронутую процессом распреснения грязевого раствора, необходимо периодически бурить скважины на всю мощность озерной толщи осадков до 5-8 м». Обязательство выяснять глубину, затронутую процессом распреснения, у АО «КМКР» отсутствует.

Поэтому АО «КМКР» указанные буровые работы не выполнялись, и документация по их проведению отсутствует.

Что касается не обеспечения разработки мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018, указал, что АО «КМКР» не несет ответственности за состояние природного поверхностного водного объекта, каким является озеро Тамбукан, расположенное на территории двух субъектов РФ. Такие обязательства в лицензии отсутствуют. Общество имеет право на добычу полезного ископаемого (лечебной грязи) на месторождении озера Тамбукан, осуществлять его учет и контроль. В технологической схеме также отсутствуют указанные требования.

АО «КМКР», проблемы связанные с озером Б. Тамбукан, были не раз озвучены на совещаниях и заседаниях, посвященных вопросам недропользования и экологии, направлялись обращения в Минприроды России, Природоохранную прокуратуру, МПР СК, Ставропольнедра. По итогам многочисленных обращений АО «КМКР», в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 09.12.2015 № проведена научно-исследовательская работа «Научные исследования по изучению гидрологического режима озера Тамбукан с установлением причин снижения уровня минерализации» направлена на реализацию мероприятий «Научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах». Работы по договору от 10.05.2016 г., заключённом с ФГБУ «Центр развития ВХК» выполнило АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева». Основной целью выполнения работ АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» являлась разработка научно-обоснованных предложений по регулированию гидрологического режима озера Тамбукан и установление причин снижения уровня минерализации воды.

Что касается отсутствия программы мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018, указал, что мониторинг - это система постоянного наблюдения за явлениями и процессами.

Программа мониторинга - это виды и регламент наблюдений, принятых для объекта наблюдений.

Программа мониторинга месторождения озера Тамбукан входит в состав Планов развития горных работ, предоставленных комиссии через облачное хранилище в соответствии с п. 64 запроса вх. от 12.05.2021, где в разделе «План добычи лечебной грязи» указаны виды и регламент мониторинга. План развития горных работ ежегодно утверждается руководителем предприятия вместе с указанной программой, и согласовывается КУ Ростехнадзора. Законодательно форма и содержание программ мониторинга, а также порядок их согласования, не закреплены. Факт исполнения имеющейся в АО «КМКР» программы мониторинга подтверждается результатами мониторинга, предоставленными проверяющим.

Просит суд:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО5 от 28 июня 2021 года по делу в отношении должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Е.С. об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление от 28 июня 2021 года, признать незаконными в части вывода о том, что исполнительным директором АО «КМКР» допущены следующие нарушения:

1) Не приобщен в установленном порядке к лицензии , горноотводный акт от 09.10.2018 , что является нарушением пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

2) Отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

3) Не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

4) Отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

В судебном заседании представители Левицкого Е.С. по доверенностям ФИО8, ФИО9 и ФИО10 доводы жалобы поддержали по основаниям, в ней указанным. Просили ее удовлетворить.

Исполнительный директор АО «Кавминкурортресурсы» Левицкий Е.С. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. Сведений относительно уважительности причин не явки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Суд, с учетом мнений участников процесса, считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Е.С.

Представитель ФС по надзору в сфере природопользования по доверенности Березницкая Д.Р. в судебном заседании полагала вынесенное постановление законным и обоснованным. Просила отказать в удовлетворении жалобы по основаниям, указанном в письменном отзыве, согласно которому указала, что в соответствии со ст. 11 Закона «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В ст. 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о недрах, пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

АО «КМКР» является недропользователем, осуществляющим добычу минеральных вод, в том числе на Тамбуканском месторождении.

Лицензия на пользование недрами СТВ 01248 МЭ зарегистрирована в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу 29.05.2018, сроком действия до 01.01.2035.

Технологическая схема разработки Тамбуканского месторождения лечебной грязи согласованна начальником отдела горного надзора и охраны недр Управления Ставропольского округа по технологическому и экологическому надзору России 12.11.2007.

АО «КМКР» включен в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части горноотводный акт от 30.04.2015 , при этом АО «КМКР» в рамках проверки представлен горноотводный акт от 09 октября 2018 , в соответствии с которым Кавказским управлением Ростехнадзора согласованны планы развития горных работ на 2019-2020 года в границах Тамбуканского месторождения. Данный акт в установленном порядке не включен в лицензию СТВ 01248 МЭ в качестве ее неотъемлемой составной части, что является нарушением п. 3.3 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

Согласно пп.3, пп.6 п.24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.

Данная позиция отражена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2020 г. № 15АП-425/20, согласно которому предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Также, судом отмечено, что в соответствии с приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 № 461 "Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода" установлено, что настоящие Требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливают структуру и содержание проекта горного отвода при обосновании границ горного отвода, форме документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и ведению реестра горноотводной документации.

По второму пункту заявления.

Месторождение лечебной грязи озера Тамбукан расположено на границе двух субъектов Российской Федерации: Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики, в 12 километрах юго-восточнее города Пятигорска.

Строение грязевой залежи Тамбуканского месторождения представляет собой сложное трехслойное распределение мощностью от 0,0 до 1,2 метра, в том числе:

Грязь интенсивно черного цвета, мягкая, верхний слой разжиженный, засоренность 0, запах H2S (мощность 0,0 - 0,4 метра); грязь черного цвета, мягкопластичная, однородная, засоренность 1 (редкие кристаллы мелкого гипса), слабый запах H2S (мощность 0,4-0,6 метра); грязь темно-серого цвета местами с прослоями черного, пластичная, засоренность 0, слабый запах H2S (мощность 0,6-1,0 метра); глина серая (стально-серая), вязкопластичная, без запаха (мощность 1,0-1,2 метра). Лечебная грязь, используемая для бальнеологических процедур, представляет собой однородную смесь этих слоев, при этом недостаточная плотность и избыточная влажность верхнего слоя компенсируется противоположными качествами нижнего слоя. Процесс смешения грязи начинается при ее добыче с использованием многоковшевой землечерпалки, продолжается при погрузочно-разгрузочных работах и завершается в грязелечебнице при подготовке к лечебному использованию.

Пунктом 12 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июля 2020 г. № 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод», установлено, что разработка месторождений (участков) подземных вод (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется на основании проектной документации, указанной в пункте 13 настоящих Правил (Технологическая схема разработки месторождения (участка) и дополнения к ней).

В соответствии с п. 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 разработка месторождения должна осуществляться на основании технологической схемы.

Технологической схемой разработки Тамбуканского месторождения установлена необходимость периодического бурения скважин на всю мощность озерной толщи осадков до 5-8 метров, в целях определения глубины, затронутой процессом распреснения грязевого раствора.

Не проведение работ по бурению скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков нарушает требования Технологической схемы разработки месторождения, документация, свидетельствующая о бурении АО «КМКР» скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков отсутствует, что является нарушением Технологической схемы разработки месторождения, в том числе пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018 (Приложение № 1 к лицензии ).

По третьему и четвертому пунктам заявления.

Согласно Технологической схеме, для поддержания процесса формирования лечебной грязи на озере Тамбукан и сохранения ее лечебных свойств необходимо создать оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ.

Пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность недропользователя обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

По результатам проверки установлено, что АО «КМКР» не организованы и не - осуществляются мероприятия, обеспечивающие оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018 (приложение № 1 к лицензии ).

В соответствии с разделом 6 Технологической схемы «Действующая система разработки месторождения лечебных грязей», современный объем грязедобычи составляет около 1500 м3 ежегодно. Разработка залежи осуществляется механизированным способом при помощи малогабаритной землечерпальной машины МЗМ-2. Плавучий снаряд оборудован многочерпаковым грунтозабором с электроприводом. Из черпаков грязь сбрасывается в приемный бункер, из которого она по ленточному транспортеру подается в баржу, пришвартованную к левому борту снаряда. Баржи с добытой грязью причаливают к пирсу, на котором установлен гидравлический грейферный погрузчик марки ПЭ-08Б.

В соответствии с представленными данными учета добычи лечебных грязей на Тамбуканском месторождении, добыча лечебной грязи составила: 2018 год - <данные изъяты> м3, 2019 год - <данные изъяты> м3, 2020 - <данные изъяты> м3.

Согласно разделу 8 Технологической схемы «Состав и методика контрольных наблюдений» в пределах горного отвода необходимо продолжать контроль состояния рапы озера и лечебной грязи по специальной программе мониторинга месторождения, составляемой в соответствии с действующими нормативными документами и утверждаемой в установленном порядке. Кроме этого, необходимо проводить геолого-маркшейдерский контроль добычи лечебной грязи в соответствии с инструкцией по производству маркшейдерских работ с учетом дополнений и изменений к ней (РДН 07-282-99).

АО «КМКР» не разработана и не утверждена программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018 (Приложение № 1 к лицензии СТВ 01248 МЭ).

На основании должностных инструкций исполнительный директор АО «КМКР» Левицкий Е.С. осуществляет руководство подразделениями Общества через подчиненных ему руководителей соответствующих подразделений, осуществляет планирование, контроль и координацию, деятельности Общества в соответствии с программами и бюджету, применяя лучшие практики в сфере недропользования, обеспечивает соблюдение законности в деятельности Общества и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей.

На основании изложенного должностным лицом - исполнительным директором АО «КМКР» Левицким Е.С. допущено нарушение требований: ст. 7,п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

Должностное лицо - исполнительный директор АО «КМКР» Левицкий Е.С. при исполнении своих должностных обязанностей допустил пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами СТВ 01248 МЭ. Действия лиц, осуществляющих пользование недрами с нарушением условий лицензии на пользование недрами и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КРФ об АП.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются: актом проверки от 15.04.2021 -в/А, фототаблицей, технологической схемой разработки Тамбуканского месторождения, горноотводными актами от 30.04.2015 , от 09 октября 2018 , письмом Ставропольского филиала ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» от 22.03.2021 , лицензией на пользование недрами, данными учета добычи лечебных грязей на Тамбуканском месторождении, добыча лечебной грязи и иными документами проверки.

Административное правонарушение в области охраны собственности, а именно нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, допущено по вине должностного лица - исполнительного директора АО «КМКР» Левицкого Е.С.

Доказательств, подтверждающих принятие Заявителем всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и не представлено.

Таким образом, считает, что постановление от 28.06.2021 и представление от 28.06.2021 вынесены в соответствии с нормами действующего законодательства, а виновное лицо правомерно привлечено к административной ответственности.

Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив материалы дела по жалобе, приняв к обозрению и исследовав административный материал в отношении должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Е.С., судья приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 29.11 КРФ об АП, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КРФ об АП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 КРФ об АП, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО5 вынесено от 28 июня 2021 года. Копия указанного постановления получена Левицким Е.С. в этот же день. Жалоба подана в суд почтой и зарегистрирована в канцелярии суда 27.06.2021 года, следовательно, срок на подачу настоящей жалобы не пропущен.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 1.6 КРФ об АП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ст. 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КРФ об АП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.11 КРФ об АП, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч. 3 ст. 1.5 КРФ об АП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Как следует из материалов дела, во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Трутнева Ю.П. от 02.03.2021 № ЮТ-П47-147с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «КМКР», осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Согласно Уставу АО «КМКР» (новая редакция); утвержденному решением общего собрания акционеров АО «КМКР» от 29.03.2017 (протокол от 29.03.2017), зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю 26.04.2017, высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества.

По решению Общего собрания акционеров, полномочия единоличного исполнительного органа Общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации). В соответствии с договором от 25.12.2020 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО «КМКР», реализация всех полномочий единоличного исполнительного органа АО «КМКР» осуществляется Управляющей компанией АО «Корпорация развития Северного Кавказа».

На основании должностных инструкций исполнительный директор АО «КМКР» Левицкий Е.С. осуществляет руководство подразделениями Общества через подчиненных ему руководителей соответствующих подразделений, осуществляет планирование, контроль и координацию, деятельности Общества в соответствии с программами и бюджету, применяя лучшие практики в сфере недропользования, обеспечивает соблюдение законности в деятельности Общества и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей.

По результатам проведения проверки, должностным лицом установлено, что исполнительным директором АО «МРСК» Левицким Е.С. допущено несоблюдение требований законодательства о недрах при эксплуатации Тамбуканского месторождения, а именно:

- не приобщен в установленном порядке к лицензии , горноотводный акт от 09.10.2018 , что является нарушением пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018;

- не обеспечено заключение дополнительного соглашения к лицензии в части уровней добычи лечебной грязи Тамбуканского месторождения, что является нарушением пункта 3.2.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018;

- отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018;

- не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018;

- отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018:

- технологическая схема не соответствует структуре, форме и содержанию: в проектной документации отсутствуют мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

Судьей установлено, что лицензия на пользование недрами СТВ 01248 МЭ зарегистрирована в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу 29.05.2018, сроком действия до 01.01.2035.

Технологическая схема разработки Тамбуканского месторождения лечебной грязи согласованна начальником отдела горного надзора и охраны недр Управления Ставропольского округа по технологическому и экологическому надзору России 12.11.2007.

АО «КМКР» включен в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части горноотводный акт от 30.04.2015 №339, при этом АО «КМКР» в рамках проверки представлен горноотводный акт от 09 октября 2018 , в соответствии с которым Кавказским управлением Ростехнадзора согласованны планы развития горных работ на 2019-2020 года в границах Тамбуканского месторождения.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315.

Согласно пп. 3, пп. 6 п. 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.

В соответствии со ст. 7 Закона «О недрах», после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Таим образом, в вышеуказанной статье не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие либо документы.

В соответствии с п. 4 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. Министерством природных ресурсов Российской Федерации 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58, шифр РД 07-192-98) при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора.

В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геологоразведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.

Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Согласно п. 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых указано, что в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.

В соответствии с п. 29 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.

В пункте 30 Инструкции регламентировано, что первые экземпляры документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, передаются пользователю недр, вторые экземпляры этих документов хранятся в органе Ростехнадзора, а третьи экземпляры передаются органом Ростехнадзора в соответствующий территориальный орган МИР России.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, Инструкцией определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России (в рассматриваемом случае это Кавказнедра) органом Ростехнадзора.

Законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения. Так же законодательством не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.

Судья соглашается с доводами жалобы в указанной части, вследствие чего, вышеуказанное вмененное нарушение, подлежит исключению.

Что касается нарушения в виде отсутствия документации, свидетельствующей о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что, в свою очередь, по мнению должностного лица, является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018, прихожу к следующему.

Требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей лечебной грязи установлены в технологической схеме.

Обязательство бурить скважины в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков отсутствует в лицензии и в Технологической схеме. Данное утверждение вырвано из контекста: оно взято из описательного пункта Технологической схемы 2.4.3 «Водно-солевой баланс», в котором описаны исследования предыдущих лет по определению водно-солевого баланса озера и говорится: «Чтобы определить глубину, затронутую процессом распреснения грязевого раствора, необходимо периодически бурить скважины на всю мощность озерной толщи осадков до 5-8 м». Обязательство выяснять глубину, затронутую процессом распреснения, у АО «КМКР» отсутствует. Поэтому АО «КМКР» указанные буровые работы не выполнялись, и документация по их проведению отсутствует.

Судья соглашается с доводами жалобы в указанной части, вследствие чего, вышеуказанное вмененное нарушение, подлежит исключению.

Что касается не обеспечения разработки мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что, по мнению должностного лица, является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018, прихожу к следующему.

АО «КМКР» не несет ответственности за состояние природного поверхностного водного объекта, каким является озеро Тамбукан, расположенное на территории двух субъектов РФ. Такие обязательства в лицензии отсутствуют. Общество имеет право на добычу полезного ископаемого (лечебной грязи) на месторождении озера Тамбукан, осуществлять его учет и контроль. В технологической схеме также отсутствуют указанные требования.

АО «КМКР», проблемы связанные с озером Б. Тамбукан, были не раз озвучены на совещаниях и заседаниях, посвященных вопросам недропользования и экологии, направлялись обращения в Минприроды России, Природоохранную прокуратуру, МПР СК, Ставропольнедра. По итогам многочисленных обращений АО «КМКР», в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 09.12.2015 № АХ-П9-8302 проведена научно-исследовательская работа «Научные исследования по изучению гидрологического режима озера Тамбукан с установлением причин снижения уровня минерализации» направлена на реализацию мероприятий «Научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах». Работы по договору от 10.05.2016 г., заключённому с ФГБУ «Центр развития ВХК» выполнило АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева». Основной целью выполнения работ АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» являлась разработка научно-обоснованных предложений по регулированию гидрологического режима озера Тамбукан и установление причин снижения уровня минерализации воды.

Судья соглашается с доводами жалобы в указанной части, вследствие чего, вышеуказанное вмененное нарушение, подлежит исключению.

Что касается отсутствия программы мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является, по мнению должностного лица, нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018, прихожу к следующему.

Мониторинг - это система постоянного наблюдения за явлениями и процессами. Программа мониторинга - это виды и регламент наблюдений, принятых для объекта наблюдений.

Программа мониторинга месторождения озера Тамбукан входит в состав Планов развития горных работ, предоставленных комиссии через облачное хранилище в соответствии с п. 64 запроса вх. № 543 от 12.05.2021, где в разделе «План добычи лечебной грязи» указаны виды и регламент мониторинга. План развития горных работ ежегодно утверждается руководителем предприятия вместе с указанной программой, и согласовывается КУ Ростехнадзора. Законодательно форма и содержание программ мониторинга, а также порядок их согласования, не закреплены. Факт исполнения имеющейся в АО «КМКР» программы мониторинга подтверждается результатами мониторинга, предоставленными проверяющим.

Судья соглашается с доводами жалобы в указанной части, вследствие чего, вышеуказанное вмененное нарушение, подлежит исключению.

Вместе с тем, нарушения, вмененные должностному лицу, в виде не обеспечения заключения дополнительного соглашения к лицензии в части уровней добычи лечебной грязи Тамбуканского месторождения, что является нарушением пункта 3.2.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018; технологическая схема не соответствует структуре, форме и содержанию: в проектной документации отсутствуют мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018, нашли свое подтверждение в судебном заседании и заявителем не оспаривались.

В соответствие с ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, судья приходит к выводу, что в действиях должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Е.С. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. При рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено уполномоченным должностным лицом.

В соответствие с п.2 ч.1 ст. 30.7 КРФ об АП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КРФ об АП, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО5 от 28 июня 2021 года по делу в отношении должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Евгения Станиславовича об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление от 28 июня 2021 года, изменить, признав незаконными и подлежащими исключению выводы о том, что исполнительным директором АО «КМКР» допущены следующие нарушения:

1) Не приобщен в установленном порядке к лицензии , горноотводный акт от 09.10.2018 , что является нарушением пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

2) Отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

3) Не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

4) Отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018.

Жалобу должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Евгения Станиславовича – удовлетворить.

В остальной части Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО5 от 28 июня 2021 года по делу в отношении должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» Левицкого Евгения Станиславовича об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление от 28 июня 2021 года, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В. Жукова